Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений




В статье 45 «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» прописано, что в организации, осуществляющей образовательную деятельность, создается «Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений». Исходя из текста закона модель Службы примирения и Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений - разные структурные подразделения образовательного учреждения. По некоторым типам конфликтов они могут взаимодействовать, сотрудничать и дополнять друг друга с учетом различия их целей, методов работы и зон компетенции.

Их различие вытекает из следующих положений:

1) пункт 2 статьи 45 закона № ФЗ-273 определяет цель Комиссии – урегулирование разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения обжалований, решений, применение дисциплинарного взыскания (административное разбирательство).

2) Служба примирения (медиация) видами работает с другими конфликтов (социальными видами конфликтов (разногласий): решает споры и конфликты между обучающимися, между обучающимися и педагогами, педагогами и родителями. Также работает по заглаживанию вреда между правонарушителем и «жертвой» по ситуациям - кражи, драки, порча имущества и т.п. В том числе по делам, передаваемым на рассмотрение в КДН и ЗП. Кроме того, она может работать с ситуациями травли, буллинга, групповых конфликтов обучающихся, межэтнических конфликтов и т.д. Не административный способ реагирования. Технология урегулирования спора, где стороны общаясь друг с другом, находят приемлемое для всех сторон решение проблемы, т.е. форма разрешения споров с помощью посредника. Процесс переговоров. Сама по себе процедура направлена не на разрешение психологических и иных проблем участников конфликта, сколько на урегулирование проблем взаимодействия, в котором ущемлены реально или предполагаемо интересы участников. Цель - снять негативное противостояние, помочь сторонам наладить конструктивную коммуникацию, подвести людей к поиску взаимоприемлемых решений.

3) пункт 4 статьи 45 закона № 273-ФЗ определяет, что решение Комиссии «является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением».

4) в Службах примирения используется восстановительные практики, основным принципом которой является выработка решения самими сторонами конфликта, а не специалистами из Службы примирения.

5) в законе № 273-ФЗ не прописано соблюдение конфиденциальности и добровольности в деятельности «Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений», что являются базовыми принципами в примирительной, медиативной процедуре.

6) в п.11 статьи 43 № 273 – ФЗ указано, что «обучающийся, родители несовершеннолетнего вправе обжаловать в Комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся». Эти же нормы отражены в «Порядке применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания». Комиссии могут быть переданы функции вынесения взыскания, поскольку в Законе четко не определено, кто в образовательном учреждении может выносить взыскания.

7) деятельность Службы примирения (медиация), как элемент образовательного процесса, способствует выполнению Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ориентирован на становление личностных характеристик выпускника «портрет выпускника основной школы», как уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания.

8) в образовательных организациях в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» действуют структурные подразделения, действующие как коллегиальный орган управления с применением обжалований, решений и так далее, что является урегулированием конфликта с позиции силы, а также возможного вмешательства экспертных органов.

9) ведение же Служб примирения (медиация) соответствует ст. 27 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации», обеспечивает адаптацию и социализацию личности и действует в урегулировании конфликта путем переговоров с позиции взаимного согласования интересов. Преимущество:

а) быстрота принятия решений, минимум формальностей, возможность привлечения обучающихся в разрешении конфликта, органов системы профилактики и иных лиц и ведомств, не в качестве экспертов или «судей», что не допустимо в данной Службе, а как иных ведомств и лиц в налаживании диалога между спорящими Сторонами в помощи и поиске решения по выходу из конфликта.

б) отсутствие контроля за процессом разрешения спора и его результата.

в) это добровольность, конфиденциальность, сотрудничество и равноправие сторон, беспристрастность и независимость медиатора.

г) выбор, куда и в каком случае обратиться за помощью,

д) результат действия: извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред, т. е. действия, способствующие исправлению последствий конфликтной ситуации.

Служба примирения (медиация).Альтернативная форма разрешения споров и конфликтов не административного уровня, а на основе договоренностей конфликтующих сторон с участием посредника (специалиста). Помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе восстановительных принципов и технологий. Снятие негативное противостояние, помощь сторонам наладить конструктивную коммуникацию, подвести людей к поиску взаимоприемлемых решений Адаптация и социализация личности в урегулировании конфликта путем переговоров с позиции взаимного согласования интересов Снижение общего количества и остроты конфликтов. Распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (переговоры и другие способы). Может работать с ситуациями травли, буллинга, групповых конфликтов обучающихся, межэтнических конфликтов и т.д. Процесс переговоров. Процедура направлена не на разрешение психологических и иных проблем участников конфликта, а на урегулирование проблем взаимодействия, в котором ущемлены реально или предполагаемо интересы участников. Профилактическая цель: воспитание коммуникативных взаимоотношений, взаимопонимания с людьми, представляющими другие народы, культуры, языки и религии; формирование правового самосознания в потребности соблюдать закон; понимание себя, своих поступков, поступков других с исправлением последствий от проступков, включение семьи в систему воспитательных институтов. Функционирует в соответствии п. 2 ст. 27 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» указанного;

 

Психологическая служба. Основной целью является создание совместно с педагогическим коллективом школы условий для охраны и развития психологического (т.е. психического, физического и социального) здоровья учащихся, благоприятной социальной ситуации развития возрастных и индивидуальных особенностей школьников на всех этапах их личностного становления. Функционирует в соответствии п. 2 ст. 27 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» указанного;

 

Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Административный уровень разрешения спора с применением локальных актов и их исполнения (применения обжалований, решений, применение дисциплинарного взыскания (административное разбирательство). Действует в соответствии ст. 45 «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».

 

Коллегиальные органы управления (различные Советы и т.д.) структурные подразделения, действующие как коллегиальный орган управления образовательного процесса с применением обжалований, решений и так далее, а также возможного вмешательства экспертных органов. Действуют в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» действуют.

 

Служба примирения в общеобразовательных организациях отличается от других форм работы в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и является лишь дополнительной мерой в данном направлении.

Поэтому Служба примирения должна иметь место быть в системе образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: