Общая характеристика башкирских танцев




Реферат

на тему:

Общая характеристика башкирских танцев

Выполнила:

учащаяся 4 группы

ОДХА «Веселинка»

Матюшина Александра

Проверила:

педагог

Долгополова Ю.В.

 

Уфа, 2021

Общая характеристика башкирских танцев

У башкир танец является одним из наиболее популярных видов искусства. В нем нашли отражение особенности быта, тесно связанного с хозяйственной жизнью, древними верованиями.

В прошлом танцы выполняли определенные функции на различных обрядах, праздниках, охотничьих, военных и иных ритуалах.

В день праздника пляски, хороводы устраивались исключительно для молодежи.

У башкир существовали исключительно женские праздники, обряды, в которых мужчины не участвовали. Распорядительницей на женских праздниках была уважаемая, талантливая женщина, знаток народных песен, плясок, хороводов, игр.

В танцах нашли отражение особенности хозяйственной жизни, образное восприятие окружающей природы, прекрасное знание повадок зверей, птиц, животных.

Тематика одиночных танцев весьма разнообразна: охотничьи, пастушеские, военные, свадебные, игровые. Широко были распространены и дуэтные танцы-соревнования, в которых исполнители нарочито соперничали друг с другом. Танцы трио назывались – «Треножник», «Три угла», «Три пня». К танцам малых форм относятся и такие, как «Четвёра», «Четыре угла».

Женские коллективные пляски «Воронья каша», «Кукушкин чай» исполнялись в честь пробуждающейся природы. Коллективные танцы носили игровой характер.

 

 

Охотничьи, военные, пастушеские танцы исполнялись только мужчинами. В этих танцах образно передаются военные и охотничьи навыки, джигитовка и, в целом, быт скотоводов-кочевников. Преобладающими в подобных танцах являются движения. Имитирующие бег, скачки, галоп, пришпоривание коня. Эти движения сопровождаются различными дробями. Подобные пляски в прошлом являли собой инсценирование охоты или боя и исполнялись большим количеством участников. В условиях кочевого быта, постоянных столкновений с чужеродными племенами эти пляски несомненно имели большое значение в деле физического воспитания молодежи, ее нравственной закалки и подготовки к суровым условиям жизни. До нашего времени охотничье-военные танцы не утратили своеобразия, выразительности, оригинальности движений.

Военным и охотничьим танцам молодежь обучали старшие. Исполнитель выразительными движениями показывал мастерство владения древним оружием башкирского воина: луком со стрелами, мечом и саблей.

В охотничьих танцах исполнитель создавал образ ловкого, смелого охотника: он уподоблялся то коню, то преследуемому животному или птице. Башкиры охотились с ловчими птицами, возможно, поэтому в танцах исполнители нередко подражали полету, плавным размахам крыльев птиц.

Таким танцам были свойственны легкость, ритмичность в сочетании с торжественностью и сосредоточенностью.

Интересны танцы, передающие образы птиц. Их могли исполнять и мужчины, и женщины. В танцах птицы изображались такими, какими человек видел их в природе: передавались характерные черты птиц, повадки, голос. Но как и в легендах, сказках, они наделены волшебными свойствами: побеждать зло («Лебедь»), предсказывать («Кукушка»), помогать, успокаивать «Звенящие журавли»). Из птичьих танцев наиболее известны «Кукушка», «Черная курица», «Лебедь», «Глухариная игра».

Культ птиц переплетался у башкир с представлениями о плодородии земли, ее обновлении и цветении. Весной во время праздника «Воронья каша» женщины обвешивали ветки деревьев лентами, бусами, монетами, разноцветными лоскутками тканей и водили вокруг хороводы. Неслучайно в танцах-подражаниях птицам женщины изображают и колыхание ветвей деревьев. Птица и дерево, по представлениям башкир, являлись хранителями богатств земли. У башкир было принято соединять ветви двух рядом растущих деревьев лентами, лоскутками тканей или платком, шалью (на празднике встречи весны). Под такой своеобразной аркой стелили кошмы, скатерти, ставили на них праздничные яства, угощались. Возле украшенных деревьев плясали, пели. С целью задабривания природы исполнялись и женские хороводы, пляски, песни, игры. Взмахи обеими руками то в одну, то в другую сторону с наклоном корпуса в тех же направлениях очень напоминают образ дерева, склонившегося от порывов ветра или от обильных плодов. В танцах-подражаниях птицам, веткам деревьев исполнители часто применяют трельные движения кистями рук, плечами. Кисти рук трепещут по поднимаясь вверх, то опускаясь вниз, плечи поочередно поднимаются и опускаются. Эти движения возникли, по всей вероятности, из подражания полету бабочек, птиц, движениям раскрывающихся птичьих крыльев, колыханию ветвей деревьев, трепету листьев.

 

 

 

 

Среди сольных плясок башкир большое место занимают свадебные, которые связаны в прошлом с пожеланиями благополучия вступающим в брак «Свадебный гостинец», «Невестка». На свадьбе немало было танцев на испытание характера родни. Танец невестки отражал и своеобразный этикет знакомства молодой с родней жениха. В танце невестки родные жениха больше всего восхищались живостью исполнения, четкостью дробей, легкостью стремительных поворотов. Если в сдержанных движениях молодой угадывался темперамент, проворность, подвижность, она получала высшие похвалы. Завершая танец, невестка дарила родственникам жениха подарки – обереги. Это кисточки из разноцветных нитей для ворота мужских рубах, кисеты, рубахи и др. Женщины в качестве подарка получили нитки, ленты монеты. Своим танцем девушка как бы желала родственникам жениха здоровья, благополучия, поскольку предметы, которые она дарила, являлись носителями определенных обрядовых функций, магических символов, узнаваемых знаков: нитки означали долголетие, ленты, монеты, кисти – обереги от сглаза, болезней, несчастий.

Танец свекрови – это своеобразные наставления молодой невестке. Свекровь ходит вокруг невестки, часто наклоняясь к невестке, дополняет наклоны жестами рук, головы, выразительной мимикой.

Коллективные свадебные танцы устраивались в день проводов девушки в дом жениха. Основное внимание в них уделялось кружению вокруг невесты, парному кружению каждой из участников танца с невестой. Основные движения танца: «переменный ход» и «дробь с притопом», щелчки пальцами рук, повороты.

 

Повсеместно в Башкирии первый выход на природу осуществляли девушки, им поручался сбор съедобных и лечебных растений. Девичьи походы за диким луком, кислицей, различными травами выливались в своеобразные увеселения. Они нередко служили местом встреч девушек с молодыми людьми. Юноши не мешали девушкам во время работы, им не разрешалось участвовать в сборе трав. После работы девушки устраивали совместную трапезу. Лишь в это время юноши давали о себе знать: начинали играть на гармошках, пели песни. Постепенно на месте сбора молодежи затевались различные игры, хороводы.

С полудня до захода солнца на вершине горы девушки водили хороводы, плясали, пели песни. Перед уходом с горы девушки подвязывали к деревьям ленты, разноцветные лоскутки тканей, пряди волос. Девичьи игры не только являлись устоявшейся формой общения молодежи, но и содержали обрядовые мотивы.

Девичьи игры – «Гора», «Выход на гору», «Идти за кислицей», «Сбор дикого лука». Эти игры, равно как и все летние сборы девушек, молодых людей, происходили по четвергам и пятницам, они имели еще одно название «пятничные игры». Большинство молодежных танцев исполнялось по кругу. Обеспечение общественного и личного благополучия у башкир всегда связывалось с благополучием в природе. Движения танцующих по кругу, выражали стремление людей ускорить приход весны, затем расцвет природы и, наконец, обильный урожай.

В коллективных круговых, хороводных танцах выделялось несколько типов:

1) в центре танцует одна исполнительница (или исполнитель);

2) в центре хоровода танцует пара;

3) в центре хоровода играет кураист;

4) в центре танцуют трое исполнителей;

5) три девушки не танцуют, а сидят в центре, остальные ходят змейкой вокруг них.

Наиболее распространенный вид хоровода – это поочередная смена солистов внутри круга.

Особое значение имели парные танцы в центре круга. Каждая пара поочередно выходила в круг и исполняла импровизированный танец, в котором в очень сдержанных движениях юноша и девушка показывали свое отношение друг к другу.

Основой построения массовых башкирских танцев чаще всего является круг, в котором исполнители держаться за руки. Хороводы в один круг исполнялись на больших праздниках. Хороводы в два круга были также популярны на молодежных игрищах.

Обычно все праздники, молодежные игрища, свадебные торжества проходили на лоне природы, на ближайшей от аула горе или горной долине. С возвышенного места открывалась величественная панорама богатой природы Южного Урала.

 

 

Танцевальный костюм, атрибуты танцев

 

Одним из важнейших компонентов народных празднеств, обрядов, семейных торжеств, в составе которых исполнялись пляски, является их оформление. Под этим словом подразумевается украшение места праздника, площадки, где исполняются пляски, использование различных атрибутов в танцах (плеть, платок, колечко, веревка, разноцветные кисти, шаль и др.) Большое значение имели праздничные наряды, прически, украшения (головные, нагрудные) браслеты, подвески, предметы декоративно-прикладного искусства.

Неповторимую красочность придавали празднику разноцветные платья с оборками, украшенные атласными лентами, разноцветными полосками, аппликационными нашивками, узорами. Женщины украшали платья вышивкой цветными шерстяными нитями тамбурным швом. Поверх платья надевали камзолы.

С имволический смысл имели многие атрибуты празднества; они изготовлялись женщинами заранее: это кисти из разноцветных нитей, вышитые платочки, монеты, нанизанные на нитку, лоскутки ткани. Все это навешивалось на ветви деревьев с целью имитации плодородия в наступившем году.

Такие части одежды, как платки, полотенца, имели в праздниках и обрядах большое значение. На сабантуе полотенце являлось символом благополучия, плодородия, считалось самым ценным призом. Оно использовалось и как атрибут различных игр, плясок во время соревнования. Девушки дарили юношам платки после сабантуя. Он являлся одним из главных видов подарка на праздниках, свадьбах, а также различных семейных обрядах и торжествах.

Особую роль играла свадебная одежда, свадебные подарки, атрибуты. Невеста дарила жениху рубаху, украшенную вышивкой по воротнику и рукавам, тканые штаны и тюбетейку. Расцветка одежды играла в свадебной одежде особую роль. Чаще употреблялись яркие цвета: красный, синий, голубой, алый, зеленый. Кушаком красного цвета подпоясывался жених, свадебный пояс невесты шился из лоскутов ярких тканей. Когда повязывали пояс невесте, свекровь пританцовывала вокруг нее, напевая песню-наставление.

Платок в предсвадебном обряде играл функцию симпатии. Юноша, придерживая в руках платок, проходил в танце возле девушек. Одна из девушек, которой нравился юноша, выходила в круг, и, взяв в руки свободные концы платка, танцевала с юношей. Платок как бы связывал юношу и девушку, означал их согласие на брак.

Башкирские танцевальные мелодии состоят из двух четырехтактных фраз, повторенных дважды. Музыкальный размер, как правило, 2/4. Танцы исполняются под аккомпанемент курая, домры, стук ударных инструментов, голосовое сопровождение, песню. Дополнительный аккомпанемент создавался топотом ног о твердые настилы; звоном серебряных монет и подвесок на руках, пальцах, нагрудниках. В конце XIX - начала XX в. в Башкирии получили распространение гармонь, скрипка. Ритм танца поддерживался хлопками в ладоши.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: