Тара и ее производство
1. Понятия тара и упаковка, в чем отличие. Основные признаки классификации тары.
Тара–это основной элемент упаковки, предназначенный для размещения продукции
Упаковка - это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждения и потерь, окружающей среды от загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения продукции.
Основные признаки классификации тары:
функции, выполняемые в товарном обращении;
· назначение;
· принадлежность;
· кратность использования;
· материал изготовления;
· конструкция и метод изготовления;
· устойчивость к внешним механическим воздействиям;
· качество;
· по степени прочности.
2. Функции упаковки.
- дозирующая;
- защитная;
- транспортная (логистическая);
- хранения;
- маркетинговая;
- нормативно-законодательная;
- информационная;
- эксплуатационная;
- экологическая.
3. Классификация и характеристика основных видов тары.
Тара представляет собой обширную номенклатуру изделий, используемых для размещения товаров. Эти изделия существенно отличаются одно от другого, поэтому и классифицируют тару по достаточно широкому кругу признаков. К тому же, сложность классификации заключается в том, что она является фасетной, а не иерархической, где каждый признак подчинен другому. Здесь классификационные группировки состоят из отдельных групп, поэтому классифицировать можно по множеству признаков и свойств, присущих той или иной таре и упаковке. Примерная классификация следующая:
1) функции в процессе товарного обращения;
2) кратность использования;
3) принадлежность;
4) функциональное назначение;
5) метод изготовления;
|
6) конструктивные особенности;
7) физико-механические свойства (устойчивость к нагрузкам);
8) устойчивость к внешним воздействиям;
9) материал изготовления (тип тары);
10) вид тары;
11) вид укупорочного средства и вспомогательных средств.
· По выполняемым в процессе товарного обращения функциям тару подразделяют на транспортную, потребительскую и тару-оборудование.
1. Транспортная тара (внешняя) применяется для транспортирования и хранения товаров. Она образует самостоятельную транспортную единицу;
2. Потребительская тара (внутренняя) поступает к потребителю с товаром и не выполняет функцию транспортной тары. К ней относятся флаконы, бутылки, банки, тубы, стаканчики, пакеты, коробки и т. п. Их стоимость включается в цену товара и оплачивается конечным покупателем. К потребительской таре предъявляются повышенные эстетические требования, она должна привлекать внимание покупателя, а также содержать информацию об изготовителе, количестве товара, потребительских свойствах и правилах использования товара, создавать товару рекламу.
Разновидностями потребительской тары являются подарочная и порционная. Художественно-конструкторское исполнение подарочной тары подчеркивает назначение товара как подарка или сувенира. Порционная тара обеспечивает использование размещенного в ней товара заданными дозами. Разовая порционная тара, товар в которой, зафиксирован в определенном положении, а его извлечение происходит продавливанием или разрывом, называется контурной.
3. Тара-оборудование представляет собой изделие, предназначенное для укладывания, транспортирования, временного хранения и продажи из него товаров.
|
4. Цеховая тара предназначена для группировки товаров внутри предприятия (лотки и ящики специальной конструкции).
· В зависимости от кратности использования тара делится на разовую, возвратную и многооборотную.
1. Разовая тара предназначена для однократного использования при поставках товаров. К ней относится большинство видов потребительской тары (коробки из-под конфет, спичек, папирос), а также подлежащая утилизации после использования транспортная тара;
2. Возвратной является тара, бывшая в употреблении, используемая повторно. Она подлежит сдаче поставщику в обязательном порядке.
3. Многооборотная тара предназначена для многократного ее использования при поставках товаров, а потому, как правило,
подлежит обязательному возврату поставщику. Сюда относятся ящики, бочки, фляги, мешки и другая транспортная тара.
· В зависимости от принадлежности следует различать тару общего пользования и индивидуального пользования.
1. Тара общего пользования может применяться различными предприятиями и организациями.
2. К таре индивидуального пользования относится инвентарная тара, изготавливаемая по специальному заказу для централизованной доставки товаров на розничные торговые предприятия. Она является собственностью предприятий промышленности или оптовых торговых предприятий.
· По функциональному назначению тару делят на универсальную, применяемую для затаривания различных товаров, и специализированную — только для определенных товаров.
|
· По конструктивным особенностям тару подразделяют на неразборную, разборную, складную, разборно-складную, закрытую, открытую, а также штабелируемую.
1. Конструкция разборной тары позволяет разобрать ее на отдельные части и вновь собрать, соединив сочленяющиеся элементы.
2. Конструкция и свойства складной тары позволяют сложить ее без нарушения сочленения элементов и вновь придать таре первоначальную форму;
3. Разборно-складная тара сочетает в себе конструктивные особенности разборной и складной тары.
4. Если конструкция тары предусматривает применение крышки или другого затвора, то такая тара называется закрытой. Тара, применяемая без крышки или другого вида затвора, относится к открытой таре.
5. Неразборная тара состоит из неразборных неподвижно соединенных частей.
· По методам изготовления различают бондарную, клееную, штампованную, литую, сварную и другую тару.
· По физико-механическим свойствам тара бывает жесткой (деревянные и полимерные ящики, бочки), полужесткой
(картонные ящики, полимерные трубы), мягкой (мешки, пакеты), а также хрупкой (различные виды стеклянной тары).
· В зависимости от устойчивости к внешним воздействиям тара бывает пыле-, свето-, жиро-, газо-, паро- и влагонепроницаемой.
· По материалу изготовления тару подразделяют на деревянную, картонную, бумажную, текстильную, металлическую, стеклянную, керамическую, полимерную и комбинированную.
1. Деревянная тара получила наибольшее распространение в обращении. Жесткая, способная выдерживать механическое воздействие, она хорошо защищает товары при транспортировании. Однако деревянная тара обладает высоким коэффициентом собственной массы, что увеличивает стоимость перевозки в ней товаров. К этой группе относят ящики, бочки, корзины;
2. Картонная тара широко применяется для упаковки многих продовольственных и непродовольственных товаров. Она обладает небольшой удельной массой по отношению к затариваемой продукции. Изготавливают такую тару из прессованного, литого или склеенного картона, для производства которого используют древесину и ее отходы, целлюлозу, макулатуру;
3. Бумажная тара применяется для затаривания сыпучих и штучных товаров. К ней относят мешки и пакеты;
4. Текстильная тара — это упаковочные ткани и тканевые мешки;
5. Металлическая тара применяется для затаривания, транспортирования и хранения жидких, летучих, огнеопасных и других товаров, обладающих специфическими свойствами. Сюда относят бочки, барабаны, фляги, канистры и баллоны (в том числе аэрозольные). Внутреннюю поверхность банок для консервов покрывают специальными лаками или эмалями, препятствующими взаимодействию содержимого тары с металлом;
6. Стеклянная тара служит для упаковки жидких продовольственных и непродовольственных товаров. К ней относят баллоны, бутылки, банки и флаконы различной формы и емкости, изготовленные из бесцветного или окрашенного стекла.
Из-за хрупкости стеклянную тару перевозят либо в специальных полимерных ящиках с гнездами, либо в ящиках, заполненных прокладочными материалами (стружкой, картоном и т. п.). Керамическая тара — разновидность стеклянной тары.
7. Полимерная тара находит все более широкое применение, так как обладает небольшой удельной массой, высокой механической прочностью, низкой влагопроницаемостью.
8. Комбинированная тара изготовлена из двух или более различных материалов. Она представляет собой единую конструкцию, например картонный корпус с металлическим дном, она не разборная, а представляет собой единое целое.
4. Кратность использования тары. Классификация тары по материалам ее изготовления.
По кратности использования тара делится на многооборотную, возвратную и разового использования.
1) Многооборотная тара предназначена для многократного ее использования при поставках продукции. Сюда относятся ящики, бочки, фляги, мешки и другая транспортная тара.
2) К возвратной таре относится тара, бывшая в употреблении, которую целесообразно использовать повторно. Она подлежит сдаче поставщику в обязательном порядке.
3) Разовая тара предназначена для однократного использования при поставках продукции. Это коробки из-под конфет, спичек, папирос и другая потребительская, а также транспортная тара, которая после ее использования подлежит утилизации.
В зависимости от материала изготовления тару подразделяют на деревянную, картонную, бумажную, текстильную, металлическую, стеклянную, керамическую, полимерную и комбинированную.
1) Деревянная тара широко распространена в обращении. К этой группе тары относят ящики, бочки и корзины. Ящики бывают дощатые, фанерные и комбинированные.
Конструктивными элементами ящиков являются: дно, две головки, две боковины и крышка. Для упаковки промышленных и продовольственных товаров используют плотно сколоченные ящики; для овощей, фруктов, винно-водочных изделий – решетчатые. В соответствии со стандартами выпускается несколько видов дощатых и фанерных.
Различаются они между собой по размерам, назначению, объему древесины, пошедшей на изготовление деталей ящиков, и по другим признакам. Бывают неразборные, разборные и складные ящики.
Деревянные бочки изготовляют из древесины различных пород. Состоят они из клепок, днищ и обручей. Из клепок и днища собирают остов бочки. На конце клепок имеются уторы (пазы), в которые вставляют дно. Остов бочки с наружной стороны обтянут симметрично расположенными обручами.
Бочки подразделяются на заливные и сухотарные. Деревянные бочки выпускают различной емкости. Например, соки, морсы, коньяки и коньячный спирт, вина затаривают в бочки емкостью от 50 до 600 л; рыбную и плодоовощную продукцию, топленое масло, маргарин – от 15 до 250 л.
Сыпучие и пастообразные товары затаривают в фанерные барабаны емкостью от 10 до 100 л.
Тара может быть изготовлена из шпона с прослойками эластичной резины. Производство тары из такого материала (резофана) позволяет значительно уменьшить ее собственный вес без снижения показателей прочности и влагостойкости, характерных для деревянной тары.
2) К картонной таре относят коробки и ящики. Коробки изготовляют из прессованного картона, ящики – из прессованного и гофрированного.
В зависимости от назначения, конструкции, размеров и некоторых других признаков картонные ящики подразделяются более чем на 10 типов (для кондитерских изделий; для продукции мясной и молочной промышленности и т.д.).
Для затаривания сыпучих товаров используется бумажная тара.
К ней относятся бумажные мешки и пакеты. По способу изготовления их подразделяют на склеенные и сшитые, с открытой и закрытой горловиной. Для изготовления пакетов используют специальную упаковочную бумагу.
4) Текстильно-мочальная тара в основном представлена тканевыми и сетчатыми мешками, паковочными тканями. Мешки изготовляют из льняных, полульняных, льноджутовых, льнокенафных, льноджутокенафных и других тканей, а также из сетки или гардинного полотна. В зависимости от назначения они делятся на мешки сетчатые из-под картофеля и овощей, мешки тканевые из-под сахара и мешки тканевые из-под хлебопродуктов и семян сельскохозяйственных культур. Как правило, мешки выпускаются вместимостью 25, 50 и 100 кг.
Паковочная ткань (хлопчатобумажная или льняная) используется для упаковки тканей, швейных, трикотажных и ковровых изделий, а также других товаров.
5) Транспортирование и хранение жидких, летучих, огнеопасных и других товаров осуществляется в металлической таре, к которой относятся бочки, баллоны, барабаны, фляги, банки и канистры. Для их изготовления используют листовую сталь, специальную жесть, алюминий. Внутреннюю поверхность металлической тары покрывают специальными лаками или нейтральными металлами, для того чтобы предотвратить ее взаимодействие с пищевыми продуктами.
6) Стеклянная тара используется для затаривания жидких товаров (молока и молочных продуктов, винно-водочных изделий и других продовольственных и промышленных товаров). В зависимости от формы и емкости различают банки, бутылки, баллоны (бутыли) и флаконы.
7) Керамическая тара находит ограниченное применение. В основном она используется для затаривания некоторых ликероводочных изделий.
8) Полимерная тара получает все более широкое распространение. Она изготавливается из синтетических материалов, которые обладают прочностью, легкостью и хорошо защищают товары от внешних влияний. Она объединяет достаточно разнообразный ассортимент как потребительской, так и транспортной тары.
9) Комбинированная тара получается путем сочетания различных материалов при ее изготовлении.
Так, путем комбинации полимерных материалов с бумагой, фольгой, тканью можно получить прочную и красочную упаковку.
5. Особенности разработки тары и упаковки (3 лекция).
Для создания упаковки, удовлетворяющей многочисленным и разнообразным требованиям, еще на стадии разработки конструкции следует проводить комплексный анализ, позволяющий сделать оптимальный выбор во взаимосвязанной цепочке важнейших элементов упаковки:
· материал (упаковываемый и самой упаковки);
· конструкция;
· дизайн;
· метод изготовления;
· метод упаковывания;
· сеть и условия распространения;
· особенности использования;
· утилизация использованной упаковки.
Сложность задачи состоит во взаимном влиянии друг на друга этих факторов. К примеру, совершенно понятно, что выбранный материал в значительной степени определяет и конструктивные особенности, и дизайн, и методы изготовления и упаковывания. и аспекты сети распространения до потребителя.
Комплексный анализ и выбор оптимальных решений при разработке тары и упаковки можно разделить на три основных этапа. Первый этап включает сбор необходимой информации. Второй этап — непосредственно комплексный анализ собранной информации. Третий этап — принятие оптимального решения и разработка мероприятий по изготовлению упаковки.
Сбор необходимой информации начинается с формулирования целей и задач разработки тары и упаковки.
При этом собирается полный объем информации об упаковываемом продукте. Прежде всего необходимо знать массу и размеры продукта, помещаемого в тару. Не менее важны и сведения о физическом состоянии упаковываемого вещества: какое оно — газообразное, жидкое или твердое? Каковы условия его перехода из одной фазы в другую? Следует установить количественные и качественные характеристики физического состояния. Для газов — это объем, давление, температура, объемный вес и т. п. Для жидкостей кроме указанных показателей важны удельный вес, вязкость, склонность к пенообразованию и др. Твердые вещества разделяют на порошкообразные, гранулированные и штучные. Порошкообразные продукты характеризуют насыпным весом, влажностью, склонностью к образованию комков, пыли и т. п. Гранулированные, кроме того, — размерами гранул, степенью анизотропии формы, сыпучестью и т. д. Для штучных материалов важны удельный вес, габаритные размеры, ориентация и количество в упаковке.
В комплекс сведений об упаковываемом продукте входят его химические и физические свойства. Из химических свойств наиболее важными являются жирность, кислотность, коррозионная и химическая активность, реакция на температуру, свет и т. п. Из физических — жесткость, хрупкость, эластичность и т. д.
Завершают сведения о продукте требования к его форме, к взаимосвязи формы продукта с формой упаковки. Важно определить, должна ли форма тары повторять форму продукта, какова степень заполнения тары продуктом, каков свободный объем тары.
Второй раздел информации содержит сведения о причинах, которые могут ухудшить качество исходного продукта.
В зависимости от времени и условий сохранения продуктов ухудшать их качество могут протекающие биологические, химические и физические процессы.
Биологические процессы связаны с размножением и развитием различных микроорганизмов. Благоприятными условиями для протекания биологических процессов являются: наличие продукта как среды размножения бактерий; область умеренных положительных температур; влажность не менее 60%; присутствие в достаточном количестве кислорода; наличие нейтральной или слабощелочной среды с рН = 36. В результате биологических процессов может произойти биологическая порча продуктов, выражающаяся в изменении внешнего вида, вкуса (например, прокисание), появлении неприятных запахов. Употребление биологически испорченных продуктов может привести к тяжелым отравлениям и даже к смертельным случаям.
Химические процессы могут протекать под воздействием кислорода, влаги, света и температуры. Эти факторы инициируют реакции соответственно окисления, абсорбции и катализа, фотодеструкции, изменяют скорость протекающих реакций.
Физические процессы связаны главным образом с воздействием на упакованный продукт окружающей среды. Под влиянием высоких температур происходит высыхание продуктов, что нежелательно, например, для хлебобулочных изделий. Низкие температуры могут привести к замерзанию жидкостей, порче продукции и разрушению самой упаковки. Воздействие влаги приводит к увлажнению и отсыреванию продукции, образованию комков, размягчению. В процессе длительного хранения может произойти потеря запахов у душистой продукции, такой, как чай, кофе, косметика и т. п. Многие продукты могут приобрести нежелательные или вообще недопустимые запахи, возникающие от соседствующей при транспортировке и хранении сильно пахнущей продукции, а также от красок, лаков и адгезивов, применяемых при изготовлении упаковки.
Третий раздел составляет информация о прогнозируемом потребителе продукции. Важно получить достоверные и объективные сведения о размерах рынка потребления упаковываемой продукции. Нужно знать, кто по возрасту, полу, имущественному и общественному положению является наиболее вероятным покупателем продукции, а кто — ее потребителем.
Четвертый раздел посвящен информации о полной цепочке доставки упакованной продукции от изготовителя до потребителя, о возможных при этом видах повреждений упаковки и продукции.
Основное количество повреждений упаковки (до 90%) происходит во время погрузочноразгрузочных операций, транспортировки, складирования и продажи. При этом на упакованную продукцию оказывают физическое воздействие различные виды нагружений: удар, вибрация, прокол, сжатие, перепады температуры и давления, влажность, свет. Кроме того, упаковку разрушают и живые существа — люди, птицы, грызуны, насекомые. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся виды нагружений упаковки.
Ударом называют совокупность явлений, возникающих при столкновении движущихся твердых тел. а также при некоторых видах взаимодействия твердого тела с жидкостью или газом. Промежуток времени, в течение которого длится удар, обычно очень мал от десятитысячных до миллионных долей секунды. Развивающиеся на площадках контакта соударяющихся тел силы, называемые ударными или мгновенными, достигают очень больших значений. Действие ударных сил приводит к значительному изменению за короткое время удара скоростей точек тела. Следствиями удара могут быть остаточные деформации, звуковые колебания, нагревание тел, изменение механических свойств материала и др. При скоростях соударения, превышающих критические значения, происходит разрушение тел в месте удара.
Упакованная продукция испытывает ударные воздействия при резком изменении скорости ее перемещения, обычно это удары упаковок друг об друга, при ручной погрузкеразгрузке, а также при падении с конвейера, с поддона, с транспортного средства, с погрузчика и т. п. Наиболее часто разрушение упаковки происходит в результате ее падения. Горизонтальная часть кривой соответствует механизированному процессу погрузки разгрузки, остальная часть кривой — ручному процессу.
На практике используют три основных метода устранения ударов или уменьшения вероятности разрушения упаковки и продукции. Первый метод направлен на сокращение ручных погрузочно-разгрузочных работ, устранение влияния на них человеческого фактора. Второй метод предусматривает разработку конструкционных и технологических решений, позволяющих распределить силу удара на возможно большую площадь или сосредоточить воздействие удара на определенную часть упаковки. Третий метод основан на применении различных прокладок, воспринимающих и амортизирующих ударные нагрузки.
По деформационным свойствам прокладки подразделяют на упругие и неупрутие. Упругие прокладки способны после удара восстанавливать свою форму и размеры, поэтому они могут воспринимать удары многократно. Их изготавливают преимущественно из вспененных полимерных материалов. Неупругие прокладки под действием ударных нагрузок деформируются и впоследствии не восстанавливаются. Они имеют главным образом пластинчатую структуру, например, гофрокартон, и деформируются всего один раз. По конфигурации различают прокладки, имеющие заданную форму, соответствующую форме продукции, и не имеющие специальной формы.
Вибрацией называют механические колебания разных частот и амплитуд. Вибрация возникает при работе транспортеров, различного технологического оборудования, при движении транспортных средств и т. п. Под действием вибрации могут происходить истирание надписей и рисунков на упаковке, отслаивание краев этикеток, развинчивание пробок, проливание продукции. Длительная и интенсивная вибрация может привести к образованию трещин на упаковке и продукции, а также к их разрушению.
Борьбу с вибрациями и ее последствиями осуществляют следующими способами. Дно и стены транспортного средства покрывают изолирующим демпфирующим материалом. Прокладками из такого же материала разделяют поддоны и контейнеры с упакованной продукцией. Кроме того, поддоны и контейнеры закрепляют различными способами, уменьшающими возможность перемещения упаковки. При комплектовании транспортного средства различными видами упакованной продукции следует обращать внимание на то, чтобы острые утлы упаковки ни во что не упирались.
В случае невозможности предотвращения воздействия вибрации на упаковку наносят специальные защитные слои, стойкие к истиранию.
Унификация упаковки по форме и размерам также является эффективным способом борьбы с вибрацией. Даже различную продукцию, но упакованную в тару одинаковой формы и размеров, можно легко объединить в групповую упаковку, стойкую к вибрации.
Сжатие разделяют на статическое и динамическое.
Статическое сжатие возникает под действием статических сжимающих тару и упаковку нагрузок. Типичный пример статического сжатия — воздействие верхних слоев упаковки на нижние в штабеле на складе.
Динамическое сжатие наблюдается при неожиданном резком изменении сжимающей силы, возникает в случаях резкого торможения, поворотов, воздействия скрепляющих струбцин при перевозках и т. п.
Статическое и динамическое сжатие может приводить к деформации и разрушению продукции и упаковки, а также к разрушению поддона или контейнера с продукцией. Основными путями устранения негативного воздействия сжатия являются: повышение прочности и формоустойчивости тары и упаковки; применение групповой упаковки и разработка оптимальных схем размещения продукции на поддонах; создание и поддержание в помещениях складов оптимальных условий хранения. Последний путь особенно важен для тары из гофрокартона, у которой прочность и стойкость к сжатию резко падают с повышением влажности.
Одним из важных факторов разрушения тары и упаковки является деятельность человека. Человек может разрушать упаковку случайно и преднамеренно. Случайное разрушение происходит преимущественно при погрузочноразгрузочных ручных операциях. Устранению таких потерь продукции способствует максимальная механизация и автоматизация погрузочноразгрузочных работ. Преднамеренное разрушение упаковки человек осуществляет главным образом либо с целью нанесения вреда конкурирующей фирме, либо с целью опробования и хищения продукции. Поэтому при создании упаковки необходимо в ее конструкции предусматривать меры предохранения от вскрытия.
Пятый раздел составляет дополнительная информация: юридическая, технологическая экономическая и др.
Юридическая информация как правило, содержит правовые основы, касающиеся производства, сбыта и потребления данного вида продукции, а также утилизации использованной упаковки.
Технологическая информация должна содержать ответы на вопросы о технологии производства, видах и сортах необходимых упаковочных основных и вспомогательных материалов, о требованиях существующего оборудования для изготовления тары и для упаковывания в нее продукции, а также для полиграфического оформления, укупорки, герметизации, этикетирования, стерилизации и т. д.
Экономическая информация призвана освещать различные стороны реализации как самой упаковки, так и упакованной продукции. Здесь же необходимы сведения о финансовом состоянии всех партнеров, участвующих в производственном процессе изготовления упакованной продукции. Важен и анализ потока денежных ресурсов этих партнеров, возможности своевременного финансирования конкретных этапов проекта создания упаковки.
Непосредственно комплексный анализ собранной информации начинается с составления полного пакета документов по данной разработке, включающего всю собранную информацию. На ее базе разрабатываются конкретные предложения и варианты решения поставленной задачи. Важно, чтобы альтернативных вариантов было несколько.
Принятие оптимального решения по основным вопросам разработки тары и упаковки начинается с определения конкретных материалов для изготовления тары и упаковки. Затем разрабатываются конструкция тары и ее дизайн. После этого создается проект технологии ее изготовления и организации производства. Такой проект обязательно включает разделы контроля качества и проведения испытаний тары и упаковки. После стадий изготовления опытных образцов тары и упаковки, ее комплексных испытаний, согласования этих образцов с заказчиком следует стадия освоения серийного производства. Серьезные фирмыразработчики тары и упаковки совместно с заказчиком следят за продвижением упакованной продукции на потребительский рынок. После сбора полученной информации проводят анализ особенностей всех стадий продвижения, выявление и исправление всех допущенных недостатков и ошибок.
Потребительские свойства тары во взаимодействии с упаковочными вспомогательными средствами и упаковываемым материалом, совокупность которых представляет упакованную продукцию, можно охарактеризовать показателями массы, свойств материалов, геометрическими параметрами, поверхностными свойствами и условиями эксплуатации (рис. 3.3). Эти показатели являются комплексными, включающими различные группы свойств. Так, в показатель свойств материалов входят механические, электромагнитные, теплофизические и химические свойства. Геометрические параметры — форма и размеры. Поверхностные явления отражают показатели состояния материалов и их конструкционных свойств. Перечисленные группы показателей и свойств имеют качественное и количественное выражение и оценку в виде нормированных единиц измерения. В конечном виде вопросы создания упаковки сводятся к установлению оптимального числового значения комплекса свойств, характерного для данного вида упаковки и упаковываемой продукции.
При создании упаковки следует учитывать изменение свойств материалов упаковки и продукции под влиянием различных факторов, возникающих в процессе выполнения упаковкой своих функций.
Выполнение упаковкой таких функций, как защитная, хранения и эксплуатационная, связано с влиянием низких и высоких температур, солнечной радиации, агрессивных химических веществ, биологическим воздействием. Низкие температуры приводят к хрупкости материала упаковки и замерзанию жидких продуктов. Эти явления вызывают растрескивание, отслаивание, разрушение упаковки и порчу продукции. Для их устранения необходимы применение морозостойких материалов, теплоизоляция упаковки, а также отапливание складских помещений. Под воздействием высоких температур происходит старение, деструкция и деформация упаковки, порча продукции. В этом случае целесообразно использование теплостойких упаковочных материалов. Солнечная радиация вызывает старение и деструкцию материалов, изменение цвета, разложение продуктов. Эффективной защитой является изготовление упаковки из радиационностойких и светонепроницаемых материалов. Агрессивные химические вещества способствуют набуханию, растворению, короблению, растрескиванию, что в конечном итоге приводит к разрушению упаковки и порче продукции. Для предохранения продукции используют химически стойкую герметичную упаковку и средства ее защиты от коррозии. Биологическое воздействие, проявляющееся в развитии грибков, микроорганизмов, появлении насекомых и грызунов, вызывает гниение, разложение и разрушение упаковки и продукции. Для защиты необходимы создание биологически стойкой упаковки, применение средств биологической защиты.
В процессе хранения упакованной продукции при ее штабелировании возникают значительные статические нагрузки. Под их действием в материале упаковки напряжения могут достигать критических значений, приводящих к продавливанию, смятию и разрушению упаковки. Предотвращают эти явления повышением прочности тары и упаковки, применением стоечного оборудования, стеллажей на складах.
При транспортировке, хранении и эксплуатации под действием перепадов температур, повышенной влажности воздуха и т. п. на поверхностях упаковки и упакованной продукции может конденсироваться влага. Она способствует коррозии металлов, старению пластмасс, развитию микроорганизмов. Эти процессы приводят к заклиниванию подвижных соединений механизмов, разрушению деталей, снижению механической прочности, электрическим пробоям диэлектриков, выходу из строя электрических приборов и машин, порче пищевых продуктов. Предохраняют от влияния конденсированной влаги путем создания герметичной и биологически стойкой упаковки, защитной консервации продукции, применения осушителей, ингибиторов коррозии, средств биологической защиты, защитной среды из инертных газов.
Транспортировка продукции автомобильным, железнодорожным, речным, морским и воздушным видами транспорта непосредственно связана с воздействием комплекса статических и динамических нагружений. Сочетание механических, вибрационных и ударных нагрузок приводит к явлению усталости материалов, возникновению критических статических и циклических напряжений. Они вызывают разрушение, бой хрупких материалов, поломки приборов и механизмов, вмятины, проколы и разрывы упаковки, приводящие к загрязнению продукции и транспорта. Для исключения этих явлений повышают прочность и используют специальные конструкции и приспособления амортизирующей тары и упаковки, применяют штабелирование упаковки на поддоны с фиксацией различными способами.
В рамках системы производитель — потребитель можно выделить три основные категории продукции, определяющих различные технические требования и подходы к упаковке:
1) товары народного потребления;
2) промышленные изделия;
3) военная продукция.
Упаковку товаров народного потребления характеризуют малые габариты, большие объемы производства, привлекательный внешний вид. Упаковка промышленных изделий отличается большими габаритами, прочностью, отсутствием требований к привлекательности. К упаковке военной продукции предъявляется целый комплекс специализированных требований, в зависимости от вида продукции практически все элементы упаковки предусмотрены в специальной документации.
В свою очередь, каждую из категорий продукции можно разделить на различные виды. Так, товары народного потребления включают в себя продовольственные, потребительские фармацевтические средства, косметику, туалетные принадлежности, радиоэлектронную, аудио и видеотехнику, ЭВМ и т. д. Каждый из этих видов продукции характеризует собственный комплекс свойств, технических требований, что необходимо учитывать при конструировании и создании упаковки.
Предмет упаковывания должен эстетически ассоциироваться с дизайнерской разработкой проекта упаковки. Определить однозначные критерии таких ассоциаций практически невозможно. Как правило, создание определенного стиля упаковки является результатом индивидуального творчества высококвалифицированных специалистов. Под стилем понимается комплекс впечатлений от формы, конфигурации, текстуры материала и полиграфического оформления того или иного пакета. К примеру, можно создать коробочку для косметического изделия, которая являлась бы несомненно женским предметом, тонким и романтичным, выполненную в пастельных тонах с прекрасным типографским исполнением изящного оригинала. В то же время для упаковывания преимущественно мужского изделия, например различной аппаратуры для ЭВМ, предпочтителен смелый, бурный, мощный стиль с сильными темными тонами и смелой печатью.
Соответствующее сочетание размеров, конфигурации и художественного оформления пакета может вызвать различные эмоции: радости и уныния, аппетита или создать атмосферу богатства и роскоши. Таким образом, разработка дизайна упаковки является по своей сути проектированием определенного чувства относительно упаковываемого изделия. В этом процессе важнейшую роль играет понимание меры: не ограничивая изобретательности, не следует выходить за рамки границ, определенных принятой технологией изготовления, транспортировки и продажи. Проект конструкции упаковки необходимо рассматривать с различных позиций: техникоэкономического обоснования, материальнотехнического обеспечения, возможностей производства, продолжительности хранения, удобства отгрузки, транспортировки, продажи и использования.
Размеры и форма являются важнейшими характеристиками упаковки. Ценность изделия может быть подсознательно увеличена от большого размера коробки, что может сыграть решающую роль при выборе покупки. Однако этот фактор не должен противоречить принципу минимальности габаритов при перевозке, складировании и хранении в доме потребителя. Если упаковка лекарства не соответствует полке медицинского кабинета или аптеки, а коробка с печеньем слишком велика для кухни, это может препятствовать повторной покупке.