Эффект первичности и новизны




Эффект первичности и новизны – значимость порядка предъявления информации о человеке; более ранняя информация характеризуется как первичная, более поздняя – как новая. В случае восприятия незнакомого человека срабатывает эффект первичности, при восприятии знакомого человека – эффект новизны. Если совместить эти два эффекта в один, то получится «эффект края».

Эффектом новизны в психологии называют такой феномен восприятия, где самой запоминающейся информацией является та, которую человек получил последней. То, что вы знали раньше, или забывается, или считается уже неважным.

Этот феномен чаще всего встречается у тех людей, которые открыты всему новому, шагают в ногу со временем и не боятся перемен в жизни.

Полной противоположностью эффекту новизны является эффект первичности, который также влияет на поведение и мировоззрение. Согласно ему, главной для человека будет та информация, которая была получена первой. Это так называемое первое впечатление.

У одного и того же человека могут быть оба эти эффекта. Только один развит сильнее другого. Как сказано выше, эффект новизны преобладает преимущественно у тех, кто не страшится перемен. Консервативным людям свойственен эффект первичности.

Эффект новизны поможет вам не падать духом даже после череды серьезных ошибок и неудач. Нужно не расстраиваться и уверенно идти дальше. Каждый успешный шаг будет вытеснять из подсознания информацию о том плохом, что случилось в прошлом.

Стереотипизация

Стереотипизация – заключается в приписывании сходных характеристик всем членам некоей группы социальной или общности без достаточного осознания возможных различий между ними.

Все мы сталкивались со стереотипным мышлением, и, пожалуй, трудно найти человека, не слышавшего, что такое стереотип. Многие из нас считают, что не подвержены этому явлению, и свободны от него, однако это практически невозможно. Шаблонное мышление может проявляться в мелочах, незаметных на первый взгляд.

В переводе с древнегреческого языка, слово стереотип – это «объемный отпечаток», и такое определение о многом говорит. В настоящее время стереотипом называют устоявшееся представление о чём угодно, шаблонное восприятие реальности. Стереотипы закладываются глубоко в подсознание, становясь автоматическими суждениями, ведущими к автоматическим действиям.

Различные социальные общности, идеальные (профессиональные) и реальные (нации) вырабатывают устойчивые объяснения для определенных фактов, создают привычные интерпретации явлений. Этот процесс вполне логичен, поскольку стереотипизация - это полезный и необходимый инструмент познания мира. С его помощью можно быстро и на конкретном уровне упростить социальное окружение человека. Таким образом, вещи становятся понятными и, следовательно, прогнозируемыми. Механизм стереотипизации связан с ограничением, селекцией, категоризацией огромного объема социальной информации, которая ежеминутно касается человека. Мотивацией этого инструмента выступает оценочная поляризация, направленная в пользу своей группы. Она дает индивиду ощущение защищенности и принадлежности к конкретной общности.

По мнению Снайдера, устойчивые образы могут формировать собственную реальность. В этом случае они направляют общественное взаимодействие по такому направлению, что воспринимаемый стереотипно человек начинает своими действиями подтверждать соответствующие впечатления о себе другого индивида. Такой образ, который способен породить новую реальность, получил соответствующее название. Его именуют "стереотипом ожидания". Наблюдатель, согласно своим перцептивным (чувственным) изысканиям, формирует свою стратегию поведения относительно объекта наблюдения и начинает ее реализовывать. Последний, в свою очередь, строит собственную линию активности, но отталкивается от указанной модели и, следовательно, от того субъективного мнения, которое о нем складывается. Если наблюдателем является авторитетный человек, то наблюдаемый будет стремиться вписаться в предложенную стратегию. В результате начнет действовать субъективная оценка.

Г. Тэджфел выделил четыре задачи, которые решает стереотипизация. Это:

1) Селекция общественной информации.

2) Формирование и сохранение положительного "Я-образа".

3) Создание и поддержание идеологии группы, оправдывающей и объясняющей ее поведение.

4) Формирование и сохранение положительного "Мы-образа".

Первые две функции исполняются на индивидуальном, последние - на групповом уровне.

Стереотипизация - это процесс, который связан с определенными ситуациями в обществе. В каждом конкретном случае определенный образ успешно выполнил задачи, указанные выше, и, соответственно, принял устойчивую форму. Однако социальные условия, в которых протекает жизнь группы и людей, в нее входящих, изменяются быстрее, чем стереотипы, порожденные в ней. В итоге устойчивый образ начинает существовать обособленно, самостоятельно. Вместе с этим он воздействует на развитие отношений этой группы с прочими общностями, конкретного человека - с остальными людьми. При возникновении стереотипы зачастую проходят этап, связанный с закономерностью образования "общественных местоимений" - "они-мы-я".

 


Список использованных интернет-источников:

1. Стереотипизация - это классификация форм поведения. Стереотипизация в психологии - это... (fb.ru)

2. Эффект новизны в психологии: примеры из жизни (lifemotivation.online)

3. Эффект первичности и новизны (недавности) — Мегаобучалка (megaobuchalka.ru)

4. Эффект ореола в психологии: примеры из жизни (lifemotivation.online)

5. Эффект первичности: определение, особенности, пример (fb.ru)

6. Точность межличностной перцепции (studopedia.su)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: