Физические качества – врождённые (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (активность человека, получающая своё полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.
К основным физическим качествам относят: мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость.
1. Мышечная сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий. Как физическое качество, сила выражается через совокупность силовых способностей, которые обеспечивают меру физического воздействия человека на внешние объекты.
Все силовые способности делятся на:
- собственно силовые, которые находят своё проявление в статической и плавной (медленной) силе;
- скоростно-силовые, которые проявляются в динамической (быстрой), взрывной и амортизационной силе.
Статическая сила – способность развивать максимально необходимое напряжение и удержание его в течение некоторого времени.
Плавная сила – способность преодолевать предельные по весу сопротивления с постоянной скоростью (преодолевающий или уступающий режим работы мышц).
Динамическая сила – способность преодолевать большие по весу сопротивления с ускорением ниже максимального (преодолевающий и уступающий режимы работы мышц и в сочетании).
Взрывная сила – способность человека выполнять максимальные усилия в кротчайший срок (преодолевающий режим работы мышц).
Амортизационная сила – способность человека проявлять максимальные или сверхмаксимальные усилия по ходу движения в течение короткого промежутка времени (уступающий режим работы мышц).
|
Также выделяют:
- силовую выносливость – способность противостоять утомлению в процессе длительных мышечных напряжений без снижения их рабочей эффективности.
Существует 2 формы силовой выносливости:
- динамическая – характерна для циклических упражнений, в которых усилие повторяется непрерывно в каждом цикле движения (гребля, подтягивание), а также для ациклических упражнений, которые выполняются повторно с различными промежутками для отдыха (прыжки метания);
- статическая – характерна для деятельности, связанной с необходимостью удержания напряжения определённой величины и длительности позы;
- силовая ловкость – способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц.
2. Быстрота – единство проявления центральных и периферических нервных структур двигательного аппарата человека, позволяющих перемещать тело и отдельные его звенья за минимально короткое время.
Быстрота проявляется через совокупность скоростных способностей:
- быстрота в простых и сложных двигательных реакциях;
- скорость одиночного движения, неотягощённого внешним сопротивлением и темпом движений.
Скоростные способности могут быть:
1. Элементарными:
- способность быстро реагировать на сигнал;
- способность к выполнению одиночных локальных движений с максимальной скоростью;
- способность к быстрому началу движения;
- способность к выполнению движений в максимальном темпе.
2. Комплексными:
- способность быстро набирать скорость на старте до максимально возможной;
|
- способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости;
- способность переключаться с одних действий на другие.
3. Выносливость – способность человека к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения её эффективности.
Выносливость – способность организма человека противостоять утомлению в процессе мышечной деятельности.
Различают общую и специальную выносливость:
- общая – способность человека к продолжительному и эффективному выполнению работ неспецифического характера, оказывающая положительное влияние на развитие специфических компонентов работоспособности человека, благодаря повышению адаптации к нагрузкам и наличию явления переноса тренированности с неспецифических видов деятельности на специфические.
- специальная – способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях, определяющихся требованиями конкретного вида деятельности.
Специальная выносливость классифицируется:
1. По признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача.
2. По признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (игровая выносливость).
3. По признакам взаимодействия с другими физическими качествами, необходимыми для успешного решения двигательной задачи (силовая, скоростная и координационная выносливость).
У девочек выносливость надо развивать в 14-16 лет, а у мальчиков – 18-20 лет.
4. Гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой.
Гибкость – комплекс морфологических свойств ОДА, обуславливающих подвижность отдельных звеньев человеческого тела относительно друг друга.
|
По форме проявления гибкость делится на:
- активную – способность человека достигать больших амплитуд движения за счёт сокращения мышечных групп, проходящих через тот или иной сустав;
- пассивную – определяется наибольшей амплитудой движения, которую можно достичь за счёт приложения к движущейся части внешних сил: какого-либо отягощения, снаряда, усилий партнёра и т.д.
По способу проявления гибкость можно разделить на статическую (в позах) и динамическую (в движениях).
Также гибкость делят на:
- общую – подвижность во всех суставах, позволяющая выполнять разнообразные движения с максимальной амплитудой;
- специальную – значительная или предельная подвижность лишь в отдельных суставах, соответствующая требованиям конкретного вида деятельности.
Выделяют периоды естественного прироста гибкости:
Ø у девочек – 14-15 или 16-17 лет;
Ø у мальчиков – 9-10, 13-14, 15-16 лет.
5. Ловкость – способность человека искусно, успешно справляться с любой возникшей двигательной задачей, правильно, быстро, рационально и находчиво найти выход из любого положения и любой сложной и неожиданной ситуации.
Ловкость – сложное и комплексное психофизическое качество человека. Уровень его развития определяется степенью развития психомоторных способностей, участвующих в решении сложных координационных задач.
Ловкость выступает как интегральное проявление координационных способностей (КС). Различие между ловкостью и КС состоит в том, что КС проявляются во всех видах деятельности, связанных с управлением, согласованностью и соразмерностью движений и с утверждением позы, а ловкость – в тех, где есть не только регуляция движений, но и элементы неожиданности, внезапности, которые требуют находчивости, быстроты, переключаемости движений.
Основные КС:
- к дифференцированию различных параметров движения (временных, силовых и т.п.);
- к ориентированию в пространстве;
- к равновесию;
- к перестраиванию движений;
- к соединению (комбинированию) движений;
- приспосабливаться к изменяющейся ситуации;
- к выполнению заданий в заданном ритме;
- к управлению временем двигательной реакции;
- предвосхищать различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;
- к рациональному расслаблению мышц.
Сенситивные периоды.
Максимальная сила: 13-14, 16-17 лет
Быстрота: 8-10, 15-17 лет.
Скоростно-силовые качества: 9-15 лет.
Выносливость: 8-9, 15-17 лет.
Скоростная выносливость: 15-17 лет.
Гибкость: 7-10, 12-13 лет.
Координационные способности: 9-12 лет.
Заключение
Физическая культура и спорт - неотъемлемая части жизни человека. Значение физической культуры и спорта для здоровья, развития и общего состояния человека трудно преувеличить. С малых лет родители, педагоги, средства массовой информации - радио и телевидение - внушают ребенку уникальную полезность физической активности и побуждают детей активно заниматься спортом. В этом возрасте занятия спортом проходят, как правило, под наблюдением опытных тренеров и специалистов, следящих за правильным и гармоничным развитием растущего организма. В школьном возрасте эту роль в основном выполняют учителя физической культуры в школе.
К 16-ти годам самосознание человека достаточно сформировывается. Именно с этого момента игровой характер занятия спортом превращается в серьезное и полное осознание индивида всей полезности и радости, которую приносят ему физические упражнения. Он осознает, что ловкость, гибкость и изящество прекрасны, а они так же, как энергичность и сила, развиваются в результате занятий спортом.
Кроме того, есть еще один положительный аспект: спорт помогает встретиться с интересными людьми, налаживать дружеские взаимоотношения, испытывать радость общения и чувствовать себя раскованным и обновленным. Вместе с этим приходит и необходимость самостоятельной оценки своих физических возможностей и, в соответствии с этим, реально рассчитывать свои силы. Физические нагрузки, активное движение очень благотворно сказываются на успехах в умственном труде, что отнюдь не лишнее для учащихся, студентов, рабочих и служащих, и даже пенсионерам.