Основные черты педагогического мастерства




Принципы педагогического мастерства

 

1. Чтобы учить других, надо учиться самому, чтобы воспитывать других, надо начинать с себя, чтобы развивать других, самому надо постоянно развиваться.

2. Чтобы достичь высот, надо создать образ будущего, надо найти свой идеал и чем недостижимее для тебя идеал, тем больше потенциал развития в стремлении к нему.

3. Чтобы быть успешным учителем, необходимо понять природу ученика, как можно лучше представить путь его развития.

4. Научить учиться, значит пробудить интерес, а это возможно только тогда, когда ты сам заинтересован.

5. Не бывает в воспитании быстрых результатов, нужно научиться терпению и тогда ты сможешь увидеть результаты.

6. Общаться нужно, отбрасывая социальные роли, тогда педагог-человек и ученик-человек будут общаться по-человечески.

7. Ребенок никогда не делает ничего специально «назло», даже когда его поступки можно назвать «злыми», всегда есть тому внутренняя причина или внутренний конфликт.

8. Обо всем можно договориться. И его продолжение: обо всем можно передоговориться.

9. Нет бесталанных детей, каждый ребенок способный и одаренный в чем-либо.

10. Педагогом надо быть 24 часа в сутки, т.к. педагог это образ жизни.

 

 

Принцип целостного подхода к обучению заключается в том, что знания усваиваются как практически переживаемый опыт. Занятия строятся таким образом, чтобы теоретические положения темы осмысливались в процессе дискуссии, составления схемо — конспектов или в другой систематизирующей форме; затем полученные значения проигрываются в упражнениях, развивающих педагогические способности; наконец, значимость проблемы осознается в педагогическом тренинге, выступающем обязательной частью каждого занятия, где моделируются педагогические ситуации, позволяющие переводить знания в умения.

Принцип активной коммуникации состоит в разработке системы заданий, направленных на стимулирование активности студентов в группе: проведение ролевых игр, соревнований (например в совсем не знакомой им тематике - продвижение сайта), обсуждений демонстрируемых фрагментов деятельности, подключение студентов к организации хода занятия.

Принцип расчлененности педагогических действий с целью последовательного овладения отдельными приемами в процессе психофизического и педагогического тренинга. Важно, чтобы каждый студент знал объем понятий, умений, которыми он должен овладеть на том или ином году обучения. Так, первокурсник должен управлять своим внешним видом, речью, владеть элементами культуры педагогического общения и организаторской техники.

Принцип сопряженности упражнений, направленных на развитие педагогической техники, и задач на творческое использование умений в микропреподавании, а отсюда — жесткость и вариантность в организации учебной работы.

Принцип аспектного подхода, учета специальности на занятиях по педагогическому мастерству. Принцип связи знаний и умений, полученных в лабораторных условиях института, с практическими занятиями в базовых школах на педагогической практике, где студенты под руководством преподавателей поэтапно включаются в организацию деятельности учащихся: от наблюдения через участие во фрагментах урока и воспитательного процесса к самостоятельной разработке и проведению учебной и воспитательной работы.

Становление профессионального мастерства идет успешно при условии максимальной педагогизации всей жизни института. Особенно полезна работа студентов в кружках, клубах, студиях.

Только на уровне взаимодействия всего коллектива преподавателей и студентов педагогического вуза может состояться значительное продвижение будущего педагога к высотам педагогического мастерства, ибо обучение — процесс двуединый, требующий встречной активности.

 

 

Основные черты педагогического мастерства

В ходе педагогической деятельности главные и дополнительные факторы интегрируются в единую систему педагогического мастерства учителя, которая функционирует как его индивидуальный стиль. Каждый хороший учитель является уникальной и своеобразной личностью.

В свое время выдающийся украинский педагог А С. Макаренко и великий русский театральный деятель К.С. Станиславский выделили несколько основных принципов, ориентируясь на которые, педагог может дойти верхних ступеней педагогического мастерства. Они следующие:

1. Принцип активности: только действуя и задействуя другие, развивается человеческая личность.

2. Принцип организации эффективного педагогического воздействия, связанный с необходимостью построения системы перспективных линий как четкого осознания тактических (продиктованных основными задачами педагогического процесса), оперативных (вызванных к жизни особенностями педагогической ситуации) и стратегических (связанных с развитием личности и познавательного потенциала учащихся) целей.

3. Принцип параллельного действия предполагает воздействие на конкретную личность ученика, воспитанника не напрямую, а косвенно. Апеллируя к коллективу, педагог тем самым предъявляет требования и к конкретной личности, контролируя группу, он контролирует и личность, которая себя идентифицирует с ней и принимает ответственность за ее состояние.

4. Принцип жизненной правды (объективной ориентированности содержания) требует от педагога обеспечения отбора и преподавания знаний на уровне требований современности, достижения открытости и откровенности в отношениях с учениками, организации их педагогического взаимодействия в системе субъект-субъектных отношений

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: