КЛАСС ТЕМА: РУССКОЕ ИСКУССТВО XIX ВЕКА
ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫXIX ВЕКА. АРХИТЕКТУРА.
Русская архитектура ХIX века
Первая половина XIX в. в России прошла в обстановке всеобщего подъема, связан он был с Отечественной войной 1812 г. Именно это событие во многом определило, как будет развиваться архитектура первой половины ХIX века. Русская архитектура первой половины ХIX века характеризуется такими направлениями, как классицизм и ампир – последний этап развития классицизма. Классицизм – это обращение к античности, а значит, это величественные здания, чаще всего с колоннами. Идеалом для многих зодчих становится античность в ее греческом варианте; не отстает также гражданственная героика. Подчеркивается объем здания, мощь гладких глухих стен. Колоннады, оконные проемы и арки укрупняются, порой получают почти титаническое звучание.
Первая половина XIX в. – это период исключительного размаха русского градостроительства. Oсновное внимание обращается на возведение общественных — гражданских и административных зданий, которые формируют центр общественной жизни того или иного района города. Церковные и дворцовые сооружения подчиняются требованиям единой архитектурной композиции того городского района, в котором они размещены.
Начавшееся строительство доходных домов постепенно стало вытеснять дворянские особняки. Среди архитектурных построек главное место по-прежнему занимают общественные сооружения: театры, учебные заведения, значительно реже ведется постройка дворцов и храмов.
Важную роль в общем облике сооружения играет скульптура, которая выражает определенное смысловое значение. В стилистическом единстве с ними выступают декоративная живопись и прикладное искусство.
|
Крупнейшие архитекторы планируют для своих сооружений общий характер скульптурного и живописного декора, убранство интерьера: драпировки, мебель, светильники.
В архитектуре высокого классицизма существенную роль играет цвет: она, как правило, двухцветна. Белые колоннады, лепнина, рельефы и статуи отчетливо выделяются на ярком желтом или сером фоне оштукатуренных стен.
К концу этого периода в архитектуре усиливаются черты величавости, праздничной торжественности.
В классицизме происходят существенные изменения, появляется стиль ампир. Его появление и развитие в России связывают с именами таких архитекторов как Андрей Никифорович Воронихин, Андреян Дмитриевич Захаров и Жан Тома де Томон. Перед архитекторами того времени стояли четкие задачи решения градостроительных задач. В Петербурге завершают планирование основных площадей: Дворцовой и Сенатской. Великими мастерами создаются прекрасные ансамбли города.
Одним из лучших произведений Воронихина является Казанский собор в Петербурге (1801—1811). Могучие колоннады собора охватывают полуовалом площадь, открытую на Невский проспект. В 1813 г. в соборе был погребен М.И. Кутузов, и здание стало своеобразным памятником побед русского оружия. Здесь хранились знамена и другие реликвии, отбитые у наполеоновских войск. Позже перед собором были поставлены памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли, исполненные скульптором Б. И. Орловским.
К существенным творениям французского архитектора Жана Тома де Томона принято относить здание Большого театра в Петербурге (1805), а также здание биржи (1805—1816). Перед зданием биржи архитектор установил две ростральные колонны со скульптурами, символизирующими великие русские реки: Волгу, Днепр, Неву и Волхов.
|
Шедевром архитектуры классицизма XIX века принято считать построенный по проекту Захарова комплекс зданий Адмиралтейства (1806—1823). Идеей нового облика уже существовавшего тогда здания стала тема морской славы России, могущества русского флота. Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе.
Последней крупной фигурой, работавшей в стиле ампир, стал российский архитектор Карл Иванович Росси. По его проекту были построены такие здания как Михайловский дворец (1819—1825), Здание Главного штаба (1819—1829), Здание Сената и Синода (1829—1834), Александринский театр (1832).
Архитектура Москвы ХIX века в стиле классицизм была представлена такими выдающимися архитекторами, как Бове и Жилярди. Большой театр – это символ русского искусства и культурной жизни народа до сих пор, а Триумфальные ворота, возведенные в честь победы над Наполеоном, создают образ величия и могущества нашей Родины.
В войну 1812 г. было уничтожено более 70 % всего городского жилого фонда – тысячи домов и более сотни церквей. Сразу после изгнания французов началось восстановление Москвы и строительство новых зданий. В нем отразились все новшества эпохи, но оставалась живой и плодотворной национальная традиция. В этом и заключалось своеобразие московской строительной школы.
|
Прежде всего была расчищена Красная площадь, и на ней О.И. Бове были перестроены, а по сути, возведены заново Торговые ряды. Бове занимался также реконструкцией всей прилегающей к Кремлю территории.
В начале 1870-х годов народнические идеи пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI—XVII вв.
В середине XIX и начале XX веков возрождение интереса к древнерусскому зодчеству породило семейство архитектурных стилей, часто объединяемых под названием «псевдорусский стиль» (также «русский стиль», «неорусский стиль», «русский ампир», «эклектика», «историзм»), в котором на новом технологическом уровне происходило частичное заимствование архитектурных форм древнерусского и византийского зодчества.
Основателем «русско-византийского стиля» принято считать Константина Андреевича Тона, работавшего в середине XIX века. В числе главнейших его творений - Храм Христа Спасителя (1860) и Большой Кремлёвский дворец (1838—1849). В наружной отделке дворца использованы мотивы Теремного дворца: окна выполнены в традиции русского зодчества и украшены резными наличниками с двойными арками и гирькой посередине.
Наступает период увлечения мелкой кирпичной орнаментикой, декоративными формами XVI века — крыльцами, шатрами, кокошниками и т. д. Также в этом стиле работают Резанов, Горностаев и др.
Итак, архитектура ХIX века в России ознаменовала себя тем, что русский классицизм уступает место направлению под названием «русский ампир». Суть нового стиля заключается в некоем подражании древнерусскому искусству, ренессансу, готике и барокко.
Русская архитектура ХIX века представлена многочисленными фабриками, вокзалами и пассажами. Каждое сооружение поражает новизной композиции, новыми функциями, использованием различных конструкций из металла и стекла. Именно архитектура ХIX века в России определила облик большей части городов нашей страны.
ЗАДАНИЕ: 1. Перечислить в тетради основные произведения
архитектуры и имена авторов;
2. Посмотреть фильм И. Киселевой «Архитектура
русского классицизма»