Тема 6. Административное право.




Цель лекции: Ознакомить студентов со сферой регулирования административного права, особенностями его предмета и метода.

Задачи лекции: дать понятие административного права как отрасли российского, особенностей его воздействия на общественную жизнь и места в правовой действительности.

 


 

Государственные организации:

1) выполняют задачи, функции и полномочия, поручен­ные им государством;

2) базируются на государственной собственности;

3) управляются государством.

Негосударственные организации не выполняют задач и

функций государства, хотя и могут способствовать этому. Они не финансируются государством и не испытывают на себе непосредственного государственного управления (проф­союзы, политические партии, спортивные общества, твор­ческие союзы, религиозные организации и т. д., а также коммерческие организации).

Граждане как субъекты административного права. Глав­ная особенность, характеризующая граждан как участни­ков административных правоотношений, заключается в том, что они выступают в качестве частных лиц, т. е. реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти, а не права государственных или не­государственных организаций или их должностных лиц.

Основные права и обязанности граждан России в сфере исполнительной власти являются частью комплекса прав, свобод и обязанностей, закрепленных в Конституции РФ и конкретизированных в законах и других правовых актах. Этот вопрос мы подробно рассмотрели в теме «Основы кон­ституционного права России».

Чтобы быть участником административных правоотно­шений, гражданин, как и другие субъекты административ­ного права, должен обладать административной правоспо­собностью. Под ней понимается фактическая, обеспечен­ная государством возможность иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности административно­правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.

Административная правоспособность является необхо­димым условием административной дееспособности, под которой понимается способность гражданина своими лич­ными действиями приобретать субъективные права и вы­полнять возложенные на него юридические обязанности в сфере исполнительной власти. Тем самым административ­ная дееспособность означает способность гражданина реа­лизовать соответствующую правоспособность.

Административная дееспособность, как правило, воз­никает по достижении гражданином 18-летнего возраста, в ряде случаев — раньше, в частности с 16 лет.

Граждане, как правило, обладают равной администра­тивной дееспособностью. Однако по состоянию здоровья (психическое расстройство, слабоумие) некоторые из них могут быть признаны частично или полностью недееспо­собными. Например, в соответствии со ст. 2.8. КоАП не подлежит административной ответственности лицо, кото­рое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости.

Дееспособные граждане могут осуществлять субъектив­ные права и обязанности, вступив в конкретные админист­ративные правоотношения, и быть стороной, обязанной выполнять требования, исходящие от органов исполнитель­ной власти, или реализующей принадлежащие ей права. Конкретные административные правоотношения возника­ют как по собственной инициативе граждан, так и в поряд­ке одностороннего волеизъявления другой стороны, наде­ленной конкретными полномочиями.

Органы исполнительной власти как субъекты адми­нистративного права. Установление системы федеральных органов государственной власти, в том числе органов ис­полнительной власти, отнесено Конституцией РФ к веде­нию Российской Федерации (ч. 2 ст. 77). Соответственно Конституция РФ предусматривает наличие Правительства РФ и конституционного закона о его деятельности.

Статья 1 Конституционного закона «О Правительстве Рос­сийской Федерации» устанавливает, что Правительство РФ — это высший исполнительный орган государственной власти, является коллективным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. (О Правительстве РФ говорилось в теме «Основы конституционного права России».)

Подведомственные Правительству РФ федеральные орга­ны исполнительной власти весьма разнообразны. Это — ми­нистерства, федеральные службы, федеральные агентства.

Федеральные министерства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими фун­кции по выработке государственной политики и норматив­но-правовому регулированию в установленной сфере дея­тельности. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ федеральный министр. Координируя и контролируя деятельность находящихся в ведении мини­стерства федеральных служб и федеральных агентств, фе­деральный министр осуществляет следующие функции: утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и агентств, а также отчет об их испол­нении; вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности мини­стерства; дает поручения федеральным службам и агент­ствам и контролирует их исполнение и т. д.

Общее предназначение и суть деятельности федерального министерства в том, что оно на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет пра­вовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осу­ществляется исключительно федеральными законами, акта­ми Президента РФ и Правительства РФ.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по кон­тролю и надзору в установленной сфере деятельности, а так­же специальные функции в области обороны, государствен­ной безопасности, защиты и охраны государственной грани­цы, борьбы с преступностью и т. п. При этом понимаются: осуществление действий по контролю и надзору за исполне­нием органами госвласти, местного самоуправления, их дол­жностными лицами, гражданами установленных общеобя­зательных правил поведения; выдачи разрешений (лицен­зий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическими лицами и граж­данами; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Федеральные агентства являются федеральными орга­нами исполнительной власти, осуществляющими в уста­новленной сфере деятельности функции по оказанию го­сударственных услуг, по управлению государственным имуществом. При этом под функциями по оказанию госу­дарственных услуг понимается представление непосред­ственно или через подведомственные агентствам учреж­дения услуг гражданам и организациям в области образо­вания, здравоохранения, социальной защиты населения и т. д.; под функциями по управлению госимуществом по­нимается осуществление полномочий собственника в от­ношении федерального имущества, в том числе передан­ного государственным унитарным предприятиям, феде­ральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству.

Территориальные органы федеральных министерств, служб и агентств также входят в систему органов исполни­тельной власти РФ как элемент ее структуры. Эти органы (к ним относится, например, Управление ФСБ по Ростовс­кой области) осуществляют свою деятельность под руко­водством соответствующих центральных органов исполни­тельных органов, а по вопросам, входящим в компетенцию субъектов Федерации, — во взаимодействии с соответству­ющими органами исполнительной власти этих субъектов.

Кроме федеральных органов государственного управле­ния, в единую систему исполнительной власти РФ входят также и органы исполнительной власти субъектов Федера­ции во главе с высшим исполнительным органом госвлас­ти субъекта РФ. Структура таких органов субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Федерации. По сложившейся практике в национальных республиках России они обычно именуются президентами, а в других субъектах РФ — губернаторами или просто главами администрации субъекта РФ.

Общественные объединения граждан как субъекты административного права. Право граждан на объедине­ние предусмотрено ст. 30 Конституции РФ. Под обществен­ным объединением понимается добровольное, самоуправ­ляемое, некоммерческое формирование, созданное по ини­циативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уста­ве общественного объединения, что способствует реализа­ции прав и законных интересов граждан.

Общественное объединение действует от своего имени. Права предоставляются и обязанности возлагаются не на конкретных лиц, а в целом на объединение. Поэтому изме­нения в персональном составе общественного объединения не влияют на его правовое положение.

Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов дея­тельности. Их деятельность должна быть гласной, а ин­формация об их учредительных и программных докумен­тах — общедоступной.

Запрещается создание и деятельность общественных объе­динений, цели или действия которых направлены на на­сильственное изменение основ конституционного строя и на­рушение целостности Российской Федерации, подрыв безо­пасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или рели­гиозной розни.

Государство, не вмешиваясь в деятельность обществен­ных объединений, обеспечивает соблюдение их прав и за­конных интересов, оказывает им поддержку, законодатель­но регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия этих решений общественное объединение считается создан­ным: осуществляет свою уставную деятельность, приобре­тает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя соответствующие обязанности. Право­способность общественного объединения как юридическо­го лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения в органах юстиции.

Существуют общероссийские, межрегиональные, реги­ональные и местные общественные объединения.

Деятельность общественных объединений может быть приостановлена на определенный срок по решению суда в случае нарушения Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) ее субъектов, а также совершения действий, противоречащих уставным целям.

Ликвидация общественного объединения происходит либо по решению съезда (конференции) или общего со­брания, либо в судебном порядке. Ликвидация обществен­ного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной ре­гистрации.

Решение о ликвидации общественного объединения, являющегося юридическим лицом, направляется в зареги­стрировавший его орган для исключения из единого госу­дарственного реестра юридических лиц.

Предприятия и учреждения как субъекты админист­ративного права. К числу субъектов (участников) адми­нистративных правоотношений относятся коммерческие и некоммерческие организации. Их органом управления является администрация (руководитель, его заместители, совет организации, правление или другой орган, которо­му делегированы права по управлению организацией), осу­ществляющая управленческие полномочия внутри орга­низации, а также вступающая во внешние администра­тивные правоотношения с организациями исполнительной власти и иными субъектами административного права в связи с осуществлением своих функций.

Разновидностями коммерческих и некоммерческих орга­низаций являются предприятия и учреждения.

Под предприятием по действующему законодательству понимается коммерческая организация, действующая как самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в ус­тановленном законом порядке для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворе­ния общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятия могут создаваться в таких организацион­но-правовых формах, как: полное товарищество, товарище­ство на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив, государственное и муниципальное унитарное предприятие.

Учреждением признается организация, созданная соб­ственником (учредителем) для осуществления управленчес­ких, социально-культурных или иных функций некоммер­ческого характера и финансируемая им полностью или ча­стично. К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся, например, аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры. Социально-культурные функции выполняют учреждения образования, науки, куль­туры, здравоохранения и др.

Формы управленческой деятельности

Изучение форм и методов осуществления исполнитель­ной власти представляет для студентов определенную труд­ность, так как личный жизненный опыт лиц, не работаю­щих в сфере госуправления, оказывается для этого явно недостаточным.

Органы госуправления осуществляют свои функции и полномочия, используя в комплексе систему разнообраз­ных форм.

Под формами управленческой деятельности в общем смысле обычно понимают способы выражения ее содержа­ния, систему внутренне взаимосвязанных способов осуще­ствления функций управления.

По своему характеру и содержанию формы организаци­онно-управленческих действий могут быть: организацион­но-технические — организация разработки и реализации различного рода технических правил, нормативов и техни­ческих регламентов машин, механизмов, сооружений; орга­низационно-экономические — организация разработки и ре­ализации экономических норм и нормативов использования материально-вещественных ресурсов и других экономичес­ких регламентов; организационно-социальные — выработка и реализация организационных регламентов и нормативов социального взаимодействия в обществе и государстве (ми­нимальный размер оплаты труда, минимальный уровень пен­сионного обеспечения, минимальный и максимальный уров­ни административных штрафов и т. д.).

Можно назвать также другие виды форм управленчес­кой деятельности: общественно-организационные меропри­ятия (конференции, «круглые столы», презентации и т. д.) являются сейчас весьма распространенными неформальны­ми формами управленческой деятельности; администра­тивно-организационные мероприятия (всевозможные сове­щания, слушания, заседания различных комиссий и т. д.) также весьма распространены, но уже официальные фор­мы управленческой деятельности; организационно-техни­ческие действия (табельный учет явки на работу, журналь­ный или компьютерный учет движения товарно-матери­альных ценностей, ведение различного рода картотек и других технических средств учета движения документа­ции, архивное хранение документов, письменные и графи­ческие работы, обслуживающие те или иные управленчес­кие функции, прием и отправление служебной корреспон­денции и т. д.); рассмотрение протестов прокурора или частных определений и представлений судебно-следствен­ных органов о служебных нарушениях, злоупотреблениях и других упущениях в работе органов исполнительной вла­сти и их должностных лиц обычно относят к особой — спе­цифической форме служебной управленческой деятельнос­ти соответствующих органов и должностных лиц исполни­тельной власти.

Методы управленческой деятельности

Понятие методов управления. Работа органов испол­нительной власти по своему содержанию — это выполне­ние общих функций, возникающих в процессе совместного труда, а по способу осуществления — это властная деятель­ность. Наличие власти означает, что ее субъект может од­носторонне определять поведение подчиненных и просто зависимых от него людей.

Подчинение воли подвластных воле субъекта власти до­стигается различными методами, под которыми понимают­ся способы воздействия на людей, средства, приемы дости­жения какой-либо цели, выполнения поставленной задачи.

Совокупность методов, используемых в процессе осу­ществления власти, их сочетание является одним из важ­нейших ее качественных показателей, так как свидетель­ствует об искусности субъекта.

Метод можно понимать как систему определенных способов целенаправленного воздействия субъекта влас­ти на коллектив, группу или одного человека. Такое воз­действие производится не только на волю, но и на созна­ние, эмоции, интересы людей. Следовательно, речь идет и о способах властных взаимоотношений между людьми, путях достижения усилиями одних людей целей, вырабо­танных другими.

Государственная администрация (органы исполнитель­ной власти) в своей практике использует большой арсенал методов воздействия. Их можно разделить на научные и ненаучные, демократические и диктаторские, гибкие и жесткие, творческие и шаблонные, государственные и об­щественные. Необходимо различать методы внутриаппарат­ные и методы воздействия на граждан, организации.

Методы прямого и косвенного воздействия. В зависи­мости от того, осуществляется властное воздействие прямо на волю или косвенно, через интерес, сознание, эмоции, различают методы прямого и косвенного воздействия.

Для методов прямого воздействия характерны следу­ющие признаки:

■ директивность, приказной характер;

■ однозначность команд, которые, как правило, не остав­ляют их исполнителям возможности выбора вариантов и обязывают делать, как приказано;

■ широкое использование ведомственных, а также пра­вительственных актов и сужение роли законов;

■ наличие большого административного аппарата, конт­ролирующего выполнение команд и применяющего при­нудительные меры за их нарушение;

■ стимулирование осуществляется по усмотрению руководи­теля за выполнение команд, а то и просто за послушание;

■ широкое использование внеэкономического принуждения. Прямое воздействие во многих случаях позволяет быс­тро добиться результатов. Часто без него невозможно обой­тись (например в армии, на транспорте). Но возможность быстро получить тактический успех, а также недоверие к подвластным, вера во всемогущество приказа — серьезная причина необоснованно широкого администрирования.

Методам косвенного воздействия присущи следующие особенности:

■ руководящее воздействие на волю осуществляется кос­венно, через создание ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении, через сознание, эмоции, интере­сы, потребности исполнителей;

■ у подвластных существует возможность выбора одного из нескольких или даже многих вариантов поведения;

■ юридическими нормами и обычаями закреплен автома­тически действующий механизм стимулирования (по­лучение прибыли, льгот и т. п.);

■ наличие развитого механизма правосудия, решения споров, обеспечивающего защиту законных интересов граждан и их коллективов, цивилизованные процеду­ры разрешения противоречий.

Использование косвенных методов не сразу приводит к желаемому результату, но развивает активность исполните­лей, и поэтому полученные результаты достаточно прочны.

Хорошее взаимодействие верхов и низов со временем обес­печивает устойчивость и развитие системы, достижение стра­тегических успехов.

С учетом обстановки, кадрового потенциала необходимо разумно использовать и прямое, и косвенное воздействие на граждан и организации, рационально сочетать эти методы.

Убеждение как метод деятельности государственной администрации. В юридической литературе широко рас­пространено мнение, что существует два универсальных способа воздействия на сознание и волю людей — убежде­ние и принуждение. Названные методы используются не только государственной властью, но и муниципальными, частными и иными негосударственными организациями.

Убеждение проявляется в использовании различных разъяснительных, воспитательных, организационных мер для формирования воли подвластного или ее преобразова­ния. Оно направляется на то, чтобы подвластные сами ис­полняли выраженную в правовых актах волю субъекта власти. Благодаря убеждению достигается единство воли законодателя и граждан, руководителя и коллектива, ко­торое является необходимым условием единства действий.

Часть граждан исполняет правовые предписания в силу своей собственной дисциплинированности, другая часть — потому, что знает об отрицательных последствиях, кото­рые могут наступить для нее в случае неисполнения. Угро­за принуждения, устрашение могут способствовать воспи­танию привычки соблюдать предписания.

В демократическом обществе убеждение — главный ме­тод воздействия. Во-первых, оно используется системати­чески и в отношении всех граждан. Во-вторых, оно обес­печивает добровольное выполнение норм, команд, а в ко­нечном итоге воспитывает убежденность, привычку к законопослушанию. В-третьих, цели демократического об­щественного устройства требуют, чтобы высшее регули­рование поведения людей постепенно уступало место са­морегулированию. И решающее значение здесь должно принадлежать внутреннему контролю самой личности за своими действиями, осознанию ею значения их целей и последствий. В-четвертых, система СМИ позволяет госап­парату быстро оповестить граждан о проводимых мероп­риятиях, разъяснить их смысл, инструктировать, убеж­дать. Пресса, радио, телевидение, Интернет значительно увеличили возможности воздействия на граждан, и их ис­пользование способствует повышению роли убеждения в управлении делами общества. В-пятых, убеждение обхо­дится государству намного дешевле, чем принуждение.

Административное принуждение означает организаци­онное, физическое и психологическое воздействие органов исполнительной власти на определенное лицо (физическое или юридическое) с целью заставить, побудить силой вы­полнить предписанные законом действия, а в случае совер­шения правонарушения наложить на него одно из админи­стративных взысканий.

Административное принуждение — это особый вид госу­дарственного принуждения. Будучи монополией государства, оно осуществляется специальными органами исполнитель­ной власти, круг которых точно определяется в Кодексе об административных правонарушениях (например, полицией). Административное принуждение — не бесконтрольное на­силие, а основанная на законе деятельность органов испол­нительной власти, направленная на охрану общественного порядка, безопасности граждан, их прав и интересов.

Административное законодательство выделяет пять видов административного принуждения:

1) административно-принудительные меры, применяемые в целях предупреждения возможных правонарушений при несчастных случаях, стихийных бедствиях: пре­кращение движения транспорта и пешеходов при воз­никновении угрозы безопасности движения (например, при обрыве электропроводов); введение карантина в оп­ределенной местности; таможенный досмотр; реквизи­ция; обсервация (т. е. наблюдение) и т. п.

2) административные меры контрольно-предупредительного характера: обязательная государственная регистрация (оружия, транспортных средств, уставов общественных объединений и т. д.); лицензирование различных видов производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности; досмотры транспортных средств, руч­ной клади и багажа пассажиров авиационного транс­порта и др.

3) меры административного пресечения применяются в случаях, когда необходимо в принудительном поряд­ке прекратить, т. е. пресечь противоправные действия, предотвратить их вредные последствия и не допустить новых правонарушений. В систему таких мер входят: краткосрочное задержание полицией граждан для со­ставления протокола о правонарушении; запрещение эксплуатации предприятия в случае нарушения тех­ники безопасности; принудительное лечение лиц, стра­дающих некоторыми заразными болезнями, опасны­ми для окружающих; отстранение от управления транс­портными средствами; применение огнестрельного оружия работником полиции для защиты граждан от нападения;

4) административно-восстановительные меры применяются в целях восстановления прежнего положения вещей, воз­мещения причиненного ущерба. К ним относятся: снос самовольно возведенных строений и сооружений; адми­нистративное выселение лиц из самовольно занятых жилых помещений; возмещение родителями ущерба, причиненного их несовершеннолетними детьми и т. п.;

5) административные наказания, исчерпывающий пере­чень которых дается в ст. 3.2 КоАП РФ, принципиаль­но отличаются от всех рассмотренных выше групп (ви­дов) мер административного принуждения тем, что применяются они как санкция за совершение конкрет­ного административного проступка. Они рассматрива­ются отдельно в следующем разделе.

Итак, методы осуществления исполнительной власти — это разнообразные способы, приемы непосредственного и целенаправленного воздействия органа управления, долж­ностных лиц на волю и сознание управляемых.

Административные правонарушения и административная ответственность

Понятие и основные признаки административного правонарушения. Фактическим основанием для наступле­ния административной ответственности является админис­тративное правонарушение.

Главные признаки и юридическая характеристика ад­министративного правонарушения содержатся в КоАП РФ. В ст. 2.1. сформулировано официальное определение такого правонарушения: «Административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правона­рушениях установлена административная ответственность».

При этом административная ответственность за адми­нистративные правонарушения наступает при условии, что эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующем законодательством уголовной ответственности.

Понятие административного правонарушения охваты­вает собой ряд признаков:

■ деяние, т. е. действие или бездействие;

■ общественно опасное;

■ противоправное;

■ виновное;

■ наказуемое деяние.

Административное правонарушение как деяние пред­ставляет собой единство физического и психического, т. е. это осознанный волевой акт человеческого поведения, вы­раженный в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренном конкретной статьей КоАП РФ. Оно включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деяния, а также охватывает такие личностные категории, как мотивы, ценностные ориента­ции, психологическое отношение к содеянному.

Действие — это активное нарушение установленной обя­занности или законного требования; нарушение конкрет­ного запрета, правила, нормы. Бездействие — пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех дей­ствий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.

Сущность административного проступка определяется его общественной опасностью. Отсутствие данного призна­ка свидетельствует и об отсутствии правонарушения. Лю­бой административный проступок, посягая на установлен­ный порядок, причиняет ему тот или иной вред. При этом нежелательный результат может проявляться как в реаль­ном вреде, так и в создании условий для его наступления.

Юридическим выражением признака общественной опасности административного правонарушения является противоправность. Противоправность деяния заключает­ся в нарушении или невыполнении субъектом установлен­ных правил, норм, требований. Необходимо иметь в виду, что противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы не только административного, но и ряда других отраслей права, например конституционного, гражданского, финансового, налогового, трудового и т. д. Главное состоит в том, что соблюдение этих норм права охраняется мерами административной ответственности.

Административным правонарушением является винов­ное действие или бездействие, т. е. деяние, представляю­щее собой проявление воли и разума действующего (без­действующего) лица. Вина — это сознательно-волевое пси­хическое отношение правонарушителя к совершаемому им деянию и его результатам. Различают две формы вины: умысел и неосторожность. Умысел состоит в предвидении предусмотренных в законе последствий и желании их на­ступления (прямой) либо сознательном их допущении (без­различном к ним отношении — косвенный). Неосторожность состоит в предвидении предусмотренных в законе послед­ствий, соединенном с легкомысленным расчетом на их пре­дотвращение (самонадеянность), либо лицо не предвидело наступления таких последствий, хотя оно могло и должно было их предвидеть (небрежность). Если лицо не предвиде­ло и не могло предвидеть общественно вредные последствия своих действий, то имеет место случай, или казус, что ис­ключает его квалификацию как правонарушение.

Важный признак административного правонаруше­ния — это административная наказуемость. Конкретное действие или бездействие может быть признано админист­ративным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена админи­стративная ответственность.

Условиями привлечения к административной ответствен­ности (или исключающими ее) является наличие (или отсут­ствие), кроме названных, следующих обстоятельств: возраст, по достижении которого наступает административная ответ­ственность, — 16 лет (ст. 2.3. КоАП РФ); соблюдение давнос­ти сроков привлечения к административной ответственности (ст. 4.5. КоАП РФ); состояние крайней необходимости (ст. 2.7.КоАП РФ); невменяемость правонарушителя (ст. 2.8. КоАП РФ); смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства (ст. 4.2.; 4.3. КоАП РФ).

Принципиально важным является вопрос отличия ад­министративного правонарушения от преступления. Вызва­но это тем, что на практике некоторые административные правонарушения тесно граничат с преступлениями, а при определенных условиях, например повторности, переходят в них. Эти отличия легко проследить в сравнении (табл. 2).

Таблица 2
Преступление Административное правонарушение
   
1. Представляет собой виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное только УК (ст. 14 УК) 1. Представляет собой виновное деяние, запрещаемое не только КоАП, но и законами субъектов РФ (ст. 2.1 КоАП)
2. Субъектом преступления могут быть только физические лица (ст. 19 УК) 2. Субъектами административного правонарушения могут быть и физи­ческие, и юридические лица (ст. 2.1 КоАП)
3. Различают особо тяжкие, сред­ней тяжести, тяжкие и небольшой тяжести преступления (ст. 15 УК) 3. Административные правонаруше­ния не делятся на категории по степе­ни тяжести
4. Учитывается неоднократность преступлений (ст. 16 УК) 4. По общему правилу неоднократ­ность административного правона­рушения не учитывается
5. Учитываются совокупность и рецидив преступления (ст. 16, ПУК) 5. Для административного правона­рушения не характерны ни рецидив, ни совокупность
6. В ряде случаев субъектом пре­ступления признаются физиче­ские лица и в возрасте 14 лет 6. Минимальный возраст физического лица — субъекта административного правонарушения, составляет 16 лет
7. Закон различает оконченное и неоконченное преступление (ст. 29-31 УК) 7. КоАП не делит административное правонарушение на оконченное или неоконченное. Это объясняется тем, что состав административного пра­вонарушения чаше всего «формаль­ный» (т.е. не обязательно наступле­ние вредных последствий).
8. Влечет уголовное наказание 8. Влечет административное наказание

 

 

9. Преступление отсутствует, когда налицо необходимая оборона, край­няя необходимость, обоснованный риск, исполнение приказа и ряд дру­гих обстоятельств (ст. 37-42 УК) 9. Административное правонару­шение отсутствует лишь при край­ней необходимости (ст. 2.7. КоАП)
 

 

Таким образом, административным правонарушением признается посягающее на установленный правопорядок общественно вредное, противоправное, виновное (умышлен­ное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), за которое действующим законодательством установлено административное наказание.

Виды административных правонарушений. Часть Осо­бенная Кодекса об административных правонарушениях РФ устанавливает следующие их виды.

Административные правонарушения:

■ посягающие на права граждан (например: нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости; отказ в предоставлении гражданину информации; от­каз в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме);

■ посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологичес­кое благополучие населения и общественную нравствен­ность (например: занятие проституцией; пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения);

■ в области охраны собственности (например: самоволь­ное занятие земельного участка; уничтожение или по­вреждение чужого имущества; мелкое хищение);

■ в области охраны окружающей природной среды и при­родопользования (например: нарушение правил обра­щения с пестицидами и агрохимикатами; порча земель; нарушение правил охраны атмосферного воздуха);

■ в промышленности, строительстве и энергетике (напри­мер: нарушение норм и правил безопасности гидротех­нических сооружений; повреждение электрических се­тей; непроизводительное расходование энергетических ресурсов);

■ в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (например: проведение мелиоративных работ с наруше­нием проекта; нарушение норм и правил ведения пле­менного животноводства; нарушение правил ведения до­кументации на семена сельскохозяйственных растений);

■ на транспорте (например: действия, угрожающие безо­пасности полетов; действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте; безбилетный проезд);

■ в области дорожного движения (например: нарушение правил применения ремней безопасности; нарушение правил проезда перекрестков; нарушение правил пере­возки людей);

■ в области связи и информации (например: нарушение правил охраны линий или сооружений связи; наруше­ние правил защиты информации; повреждение телефо­нов-автоматов);

■ в области предпринимательской деятельности (напри­мер: нарушение порядка ценообразования; ограничение свободы торговли; ненадлежащее управление юридичес­ким лицом);

■ в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (например: нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: