Цель лекции: Ознакомить студентов со сферой регулирования административного права, особенностями его предмета и метода.
Задачи лекции: дать понятие административного права как отрасли российского, особенностей его воздействия на общественную жизнь и места в правовой действительности.
![]() |
Государственные организации:
1) выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством;
2) базируются на государственной собственности;
3) управляются государством.
Негосударственные организации не выполняют задач и
функций государства, хотя и могут способствовать этому. Они не финансируются государством и не испытывают на себе непосредственного государственного управления (профсоюзы, политические партии, спортивные общества, творческие союзы, религиозные организации и т. д., а также коммерческие организации).
Граждане как субъекты административного права. Главная особенность, характеризующая граждан как участников административных правоотношений, заключается в том, что они выступают в качестве частных лиц, т. е. реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти, а не права государственных или негосударственных организаций или их должностных лиц.
Основные права и обязанности граждан России в сфере исполнительной власти являются частью комплекса прав, свобод и обязанностей, закрепленных в Конституции РФ и конкретизированных в законах и других правовых актах. Этот вопрос мы подробно рассмотрели в теме «Основы конституционного права России».
Чтобы быть участником административных правоотношений, гражданин, как и другие субъекты административного права, должен обладать административной правоспособностью. Под ней понимается фактическая, обеспеченная государством возможность иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности административноправового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.
Административная правоспособность является необходимым условием административной дееспособности, под которой понимается способность гражданина своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере исполнительной власти. Тем самым административная дееспособность означает способность гражданина реализовать соответствующую правоспособность.
Административная дееспособность, как правило, возникает по достижении гражданином 18-летнего возраста, в ряде случаев — раньше, в частности с 16 лет.
Граждане, как правило, обладают равной административной дееспособностью. Однако по состоянию здоровья (психическое расстройство, слабоумие) некоторые из них могут быть признаны частично или полностью недееспособными. Например, в соответствии со ст. 2.8. КоАП не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости.
Дееспособные граждане могут осуществлять субъективные права и обязанности, вступив в конкретные административные правоотношения, и быть стороной, обязанной выполнять требования, исходящие от органов исполнительной власти, или реализующей принадлежащие ей права. Конкретные административные правоотношения возникают как по собственной инициативе граждан, так и в порядке одностороннего волеизъявления другой стороны, наделенной конкретными полномочиями.
Органы исполнительной власти как субъекты административного права. Установление системы федеральных органов государственной власти, в том числе органов исполнительной власти, отнесено Конституцией РФ к ведению Российской Федерации (ч. 2 ст. 77). Соответственно Конституция РФ предусматривает наличие Правительства РФ и конституционного закона о его деятельности.
Статья 1 Конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» устанавливает, что Правительство РФ — это высший исполнительный орган государственной власти, является коллективным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. (О Правительстве РФ говорилось в теме «Основы конституционного права России».)
Подведомственные Правительству РФ федеральные органы исполнительной власти весьма разнообразны. Это — министерства, федеральные службы, федеральные агентства.
Федеральные министерства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ федеральный министр. Координируя и контролируя деятельность находящихся в ведении министерства федеральных служб и федеральных агентств, федеральный министр осуществляет следующие функции: утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и агентств, а также отчет об их исполнении; вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности министерства; дает поручения федеральным службам и агентствам и контролирует их исполнение и т. д.
Общее предназначение и суть деятельности федерального министерства в том, что оно на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.
Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью и т. п. При этом понимаются: осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами госвласти, местного самоуправления, их должностными лицами, гражданами установленных общеобязательных правил поведения; выдачи разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическими лицами и гражданами; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.
Федеральные агентства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом. При этом под функциями по оказанию государственных услуг понимается представление непосредственно или через подведомственные агентствам учреждения услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и т. д.; под функциями по управлению госимуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству.
Территориальные органы федеральных министерств, служб и агентств также входят в систему органов исполнительной власти РФ как элемент ее структуры. Эти органы (к ним относится, например, Управление ФСБ по Ростовской области) осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих центральных органов исполнительных органов, а по вопросам, входящим в компетенцию субъектов Федерации, — во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти этих субъектов.
Кроме федеральных органов государственного управления, в единую систему исполнительной власти РФ входят также и органы исполнительной власти субъектов Федерации во главе с высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ. Структура таких органов субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.
Наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Федерации. По сложившейся практике в национальных республиках России они обычно именуются президентами, а в других субъектах РФ — губернаторами или просто главами администрации субъекта РФ.
Общественные объединения граждан как субъекты административного права. Право граждан на объединение предусмотрено ст. 30 Конституции РФ. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения, что способствует реализации прав и законных интересов граждан.
Общественное объединение действует от своего имени. Права предоставляются и обязанности возлагаются не на конкретных лиц, а в целом на объединение. Поэтому изменения в персональном составе общественного объединения не влияют на его правовое положение.
Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. Их деятельность должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах — общедоступной.
Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.
Государство, не вмешиваясь в деятельность общественных объединений, обеспечивает соблюдение их прав и законных интересов, оказывает им поддержку, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ.
Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия этих решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя соответствующие обязанности. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения в органах юстиции.
Существуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.
Деятельность общественных объединений может быть приостановлена на определенный срок по решению суда в случае нарушения Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) ее субъектов, а также совершения действий, противоречащих уставным целям.
Ликвидация общественного объединения происходит либо по решению съезда (конференции) или общего собрания, либо в судебном порядке. Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.
Решение о ликвидации общественного объединения, являющегося юридическим лицом, направляется в зарегистрировавший его орган для исключения из единого государственного реестра юридических лиц.
Предприятия и учреждения как субъекты административного права. К числу субъектов (участников) административных правоотношений относятся коммерческие и некоммерческие организации. Их органом управления является администрация (руководитель, его заместители, совет организации, правление или другой орган, которому делегированы права по управлению организацией), осуществляющая управленческие полномочия внутри организации, а также вступающая во внешние административные правоотношения с организациями исполнительной власти и иными субъектами административного права в связи с осуществлением своих функций.
Разновидностями коммерческих и некоммерческих организаций являются предприятия и учреждения.
Под предприятием по действующему законодательству понимается коммерческая организация, действующая как самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в установленном законом порядке для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятия могут создаваться в таких организационно-правовых формах, как: полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив, государственное и муниципальное унитарное предприятие.
Учреждением признается организация, созданная собственником (учредителем) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся, например, аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры. Социально-культурные функции выполняют учреждения образования, науки, культуры, здравоохранения и др.
Формы управленческой деятельности
Изучение форм и методов осуществления исполнительной власти представляет для студентов определенную трудность, так как личный жизненный опыт лиц, не работающих в сфере госуправления, оказывается для этого явно недостаточным.
Органы госуправления осуществляют свои функции и полномочия, используя в комплексе систему разнообразных форм.
Под формами управленческой деятельности в общем смысле обычно понимают способы выражения ее содержания, систему внутренне взаимосвязанных способов осуществления функций управления.
По своему характеру и содержанию формы организационно-управленческих действий могут быть: организационно-технические — организация разработки и реализации различного рода технических правил, нормативов и технических регламентов машин, механизмов, сооружений; организационно-экономические — организация разработки и реализации экономических норм и нормативов использования материально-вещественных ресурсов и других экономических регламентов; организационно-социальные — выработка и реализация организационных регламентов и нормативов социального взаимодействия в обществе и государстве (минимальный размер оплаты труда, минимальный уровень пенсионного обеспечения, минимальный и максимальный уровни административных штрафов и т. д.).
Можно назвать также другие виды форм управленческой деятельности: общественно-организационные мероприятия (конференции, «круглые столы», презентации и т. д.) являются сейчас весьма распространенными неформальными формами управленческой деятельности; административно-организационные мероприятия (всевозможные совещания, слушания, заседания различных комиссий и т. д.) также весьма распространены, но уже официальные формы управленческой деятельности; организационно-технические действия (табельный учет явки на работу, журнальный или компьютерный учет движения товарно-материальных ценностей, ведение различного рода картотек и других технических средств учета движения документации, архивное хранение документов, письменные и графические работы, обслуживающие те или иные управленческие функции, прием и отправление служебной корреспонденции и т. д.); рассмотрение протестов прокурора или частных определений и представлений судебно-следственных органов о служебных нарушениях, злоупотреблениях и других упущениях в работе органов исполнительной власти и их должностных лиц обычно относят к особой — специфической форме служебной управленческой деятельности соответствующих органов и должностных лиц исполнительной власти.
Методы управленческой деятельности
Понятие методов управления. Работа органов исполнительной власти по своему содержанию — это выполнение общих функций, возникающих в процессе совместного труда, а по способу осуществления — это властная деятельность. Наличие власти означает, что ее субъект может односторонне определять поведение подчиненных и просто зависимых от него людей.
Подчинение воли подвластных воле субъекта власти достигается различными методами, под которыми понимаются способы воздействия на людей, средства, приемы достижения какой-либо цели, выполнения поставленной задачи.
Совокупность методов, используемых в процессе осуществления власти, их сочетание является одним из важнейших ее качественных показателей, так как свидетельствует об искусности субъекта.
Метод можно понимать как систему определенных способов целенаправленного воздействия субъекта власти на коллектив, группу или одного человека. Такое воздействие производится не только на волю, но и на сознание, эмоции, интересы людей. Следовательно, речь идет и о способах властных взаимоотношений между людьми, путях достижения усилиями одних людей целей, выработанных другими.
Государственная администрация (органы исполнительной власти) в своей практике использует большой арсенал методов воздействия. Их можно разделить на научные и ненаучные, демократические и диктаторские, гибкие и жесткие, творческие и шаблонные, государственные и общественные. Необходимо различать методы внутриаппаратные и методы воздействия на граждан, организации.
Методы прямого и косвенного воздействия. В зависимости от того, осуществляется властное воздействие прямо на волю или косвенно, через интерес, сознание, эмоции, различают методы прямого и косвенного воздействия.
Для методов прямого воздействия характерны следующие признаки:
■ директивность, приказной характер;
■ однозначность команд, которые, как правило, не оставляют их исполнителям возможности выбора вариантов и обязывают делать, как приказано;
■ широкое использование ведомственных, а также правительственных актов и сужение роли законов;
■ наличие большого административного аппарата, контролирующего выполнение команд и применяющего принудительные меры за их нарушение;
■ стимулирование осуществляется по усмотрению руководителя за выполнение команд, а то и просто за послушание;
■ широкое использование внеэкономического принуждения. Прямое воздействие во многих случаях позволяет быстро добиться результатов. Часто без него невозможно обойтись (например в армии, на транспорте). Но возможность быстро получить тактический успех, а также недоверие к подвластным, вера во всемогущество приказа — серьезная причина необоснованно широкого администрирования.
Методам косвенного воздействия присущи следующие особенности:
■ руководящее воздействие на волю осуществляется косвенно, через создание ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении, через сознание, эмоции, интересы, потребности исполнителей;
■ у подвластных существует возможность выбора одного из нескольких или даже многих вариантов поведения;
■ юридическими нормами и обычаями закреплен автоматически действующий механизм стимулирования (получение прибыли, льгот и т. п.);
■ наличие развитого механизма правосудия, решения споров, обеспечивающего защиту законных интересов граждан и их коллективов, цивилизованные процедуры разрешения противоречий.
Использование косвенных методов не сразу приводит к желаемому результату, но развивает активность исполнителей, и поэтому полученные результаты достаточно прочны.
Хорошее взаимодействие верхов и низов со временем обеспечивает устойчивость и развитие системы, достижение стратегических успехов.
С учетом обстановки, кадрового потенциала необходимо разумно использовать и прямое, и косвенное воздействие на граждан и организации, рационально сочетать эти методы.
Убеждение как метод деятельности государственной администрации. В юридической литературе широко распространено мнение, что существует два универсальных способа воздействия на сознание и волю людей — убеждение и принуждение. Названные методы используются не только государственной властью, но и муниципальными, частными и иными негосударственными организациями.
Убеждение проявляется в использовании различных разъяснительных, воспитательных, организационных мер для формирования воли подвластного или ее преобразования. Оно направляется на то, чтобы подвластные сами исполняли выраженную в правовых актах волю субъекта власти. Благодаря убеждению достигается единство воли законодателя и граждан, руководителя и коллектива, которое является необходимым условием единства действий.
Часть граждан исполняет правовые предписания в силу своей собственной дисциплинированности, другая часть — потому, что знает об отрицательных последствиях, которые могут наступить для нее в случае неисполнения. Угроза принуждения, устрашение могут способствовать воспитанию привычки соблюдать предписания.
В демократическом обществе убеждение — главный метод воздействия. Во-первых, оно используется систематически и в отношении всех граждан. Во-вторых, оно обеспечивает добровольное выполнение норм, команд, а в конечном итоге воспитывает убежденность, привычку к законопослушанию. В-третьих, цели демократического общественного устройства требуют, чтобы высшее регулирование поведения людей постепенно уступало место саморегулированию. И решающее значение здесь должно принадлежать внутреннему контролю самой личности за своими действиями, осознанию ею значения их целей и последствий. В-четвертых, система СМИ позволяет госаппарату быстро оповестить граждан о проводимых мероприятиях, разъяснить их смысл, инструктировать, убеждать. Пресса, радио, телевидение, Интернет значительно увеличили возможности воздействия на граждан, и их использование способствует повышению роли убеждения в управлении делами общества. В-пятых, убеждение обходится государству намного дешевле, чем принуждение.
Административное принуждение означает организационное, физическое и психологическое воздействие органов исполнительной власти на определенное лицо (физическое или юридическое) с целью заставить, побудить силой выполнить предписанные законом действия, а в случае совершения правонарушения наложить на него одно из административных взысканий.
Административное принуждение — это особый вид государственного принуждения. Будучи монополией государства, оно осуществляется специальными органами исполнительной власти, круг которых точно определяется в Кодексе об административных правонарушениях (например, полицией). Административное принуждение — не бесконтрольное насилие, а основанная на законе деятельность органов исполнительной власти, направленная на охрану общественного порядка, безопасности граждан, их прав и интересов.
Административное законодательство выделяет пять видов административного принуждения:
1) административно-принудительные меры, применяемые в целях предупреждения возможных правонарушений при несчастных случаях, стихийных бедствиях: прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы безопасности движения (например, при обрыве электропроводов); введение карантина в определенной местности; таможенный досмотр; реквизиция; обсервация (т. е. наблюдение) и т. п.
2) административные меры контрольно-предупредительного характера: обязательная государственная регистрация (оружия, транспортных средств, уставов общественных объединений и т. д.); лицензирование различных видов производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности; досмотры транспортных средств, ручной клади и багажа пассажиров авиационного транспорта и др.
3) меры административного пресечения применяются в случаях, когда необходимо в принудительном порядке прекратить, т. е. пресечь противоправные действия, предотвратить их вредные последствия и не допустить новых правонарушений. В систему таких мер входят: краткосрочное задержание полицией граждан для составления протокола о правонарушении; запрещение эксплуатации предприятия в случае нарушения техники безопасности; принудительное лечение лиц, страдающих некоторыми заразными болезнями, опасными для окружающих; отстранение от управления транспортными средствами; применение огнестрельного оружия работником полиции для защиты граждан от нападения;
4) административно-восстановительные меры применяются в целях восстановления прежнего положения вещей, возмещения причиненного ущерба. К ним относятся: снос самовольно возведенных строений и сооружений; административное выселение лиц из самовольно занятых жилых помещений; возмещение родителями ущерба, причиненного их несовершеннолетними детьми и т. п.;
5) административные наказания, исчерпывающий перечень которых дается в ст. 3.2 КоАП РФ, принципиально отличаются от всех рассмотренных выше групп (видов) мер административного принуждения тем, что применяются они как санкция за совершение конкретного административного проступка. Они рассматриваются отдельно в следующем разделе.
Итак, методы осуществления исполнительной власти — это разнообразные способы, приемы непосредственного и целенаправленного воздействия органа управления, должностных лиц на волю и сознание управляемых.
Административные правонарушения и административная ответственность
Понятие и основные признаки административного правонарушения. Фактическим основанием для наступления административной ответственности является административное правонарушение.
Главные признаки и юридическая характеристика административного правонарушения содержатся в КоАП РФ. В ст. 2.1. сформулировано официальное определение такого правонарушения: «Административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность».
При этом административная ответственность за административные правонарушения наступает при условии, что эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующем законодательством уголовной ответственности.
Понятие административного правонарушения охватывает собой ряд признаков:
■ деяние, т. е. действие или бездействие;
■ общественно опасное;
■ противоправное;
■ виновное;
■ наказуемое деяние.
Административное правонарушение как деяние представляет собой единство физического и психического, т. е. это осознанный волевой акт человеческого поведения, выраженный в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренном конкретной статьей КоАП РФ. Оно включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деяния, а также охватывает такие личностные категории, как мотивы, ценностные ориентации, психологическое отношение к содеянному.
Действие — это активное нарушение установленной обязанности или законного требования; нарушение конкретного запрета, правила, нормы. Бездействие — пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.
Сущность административного проступка определяется его общественной опасностью. Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения. Любой административный проступок, посягая на установленный порядок, причиняет ему тот или иной вред. При этом нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде, так и в создании условий для его наступления.
Юридическим выражением признака общественной опасности административного правонарушения является противоправность. Противоправность деяния заключается в нарушении или невыполнении субъектом установленных правил, норм, требований. Необходимо иметь в виду, что противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы не только административного, но и ряда других отраслей права, например конституционного, гражданского, финансового, налогового, трудового и т. д. Главное состоит в том, что соблюдение этих норм права охраняется мерами административной ответственности.
Административным правонарушением является виновное действие или бездействие, т. е. деяние, представляющее собой проявление воли и разума действующего (бездействующего) лица. Вина — это сознательно-волевое психическое отношение правонарушителя к совершаемому им деянию и его результатам. Различают две формы вины: умысел и неосторожность. Умысел состоит в предвидении предусмотренных в законе последствий и желании их наступления (прямой) либо сознательном их допущении (безразличном к ним отношении — косвенный). Неосторожность состоит в предвидении предусмотренных в законе последствий, соединенном с легкомысленным расчетом на их предотвращение (самонадеянность), либо лицо не предвидело наступления таких последствий, хотя оно могло и должно было их предвидеть (небрежность). Если лицо не предвидело и не могло предвидеть общественно вредные последствия своих действий, то имеет место случай, или казус, что исключает его квалификацию как правонарушение.
Важный признак административного правонарушения — это административная наказуемость. Конкретное действие или бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность.
Условиями привлечения к административной ответственности (или исключающими ее) является наличие (или отсутствие), кроме названных, следующих обстоятельств: возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, — 16 лет (ст. 2.3. КоАП РФ); соблюдение давности сроков привлечения к административной ответственности (ст. 4.5. КоАП РФ); состояние крайней необходимости (ст. 2.7.КоАП РФ); невменяемость правонарушителя (ст. 2.8. КоАП РФ); смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства (ст. 4.2.; 4.3. КоАП РФ).
Принципиально важным является вопрос отличия административного правонарушения от преступления. Вызвано это тем, что на практике некоторые административные правонарушения тесно граничат с преступлениями, а при определенных условиях, например повторности, переходят в них. Эти отличия легко проследить в сравнении (табл. 2).
Таблица 2
|
9. Преступление отсутствует, когда налицо необходимая оборона, крайняя необходимость, обоснованный риск, исполнение приказа и ряд других обстоятельств (ст. 37-42 УК) | 9. Административное правонарушение отсутствует лишь при крайней необходимости (ст. 2.7. КоАП) |
Таким образом, административным правонарушением признается посягающее на установленный правопорядок общественно вредное, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), за которое действующим законодательством установлено административное наказание.
Виды административных правонарушений. Часть Особенная Кодекса об административных правонарушениях РФ устанавливает следующие их виды.
Административные правонарушения:
■ посягающие на права граждан (например: нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости; отказ в предоставлении гражданину информации; отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме);
■ посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (например: занятие проституцией; пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения);
■ в области охраны собственности (например: самовольное занятие земельного участка; уничтожение или повреждение чужого имущества; мелкое хищение);
■ в области охраны окружающей природной среды и природопользования (например: нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами; порча земель; нарушение правил охраны атмосферного воздуха);
■ в промышленности, строительстве и энергетике (например: нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений; повреждение электрических сетей; непроизводительное расходование энергетических ресурсов);
■ в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (например: проведение мелиоративных работ с нарушением проекта; нарушение норм и правил ведения племенного животноводства; нарушение правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений);
■ на транспорте (например: действия, угрожающие безопасности полетов; действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте; безбилетный проезд);
■ в области дорожного движения (например: нарушение правил применения ремней безопасности; нарушение правил проезда перекрестков; нарушение правил перевозки людей);
■ в области связи и информации (например: нарушение правил охраны линий или сооружений связи; нарушение правил защиты информации; повреждение телефонов-автоматов);
■ в области предпринимательской деятельности (например: нарушение порядка ценообразования; ограничение свободы торговли; ненадлежащее управление юридическим лицом);
■ в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (например: нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг)