Тест по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»
1. Какой художественный прием положен в основу композиции
рассказа «После бала»?
а) последовательность излагаемых событий;
б) цикличность излагаемых событий; в) антитеза; г) ретроспектива.
2. Каков тип композиции рассказа?
а) рассказ в рассказе; б) повествование от первого лица;
в) последовательное авторское изложение событий.
3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?
а) отчуждение; б) возмущение; в) восторг; г) пренебрежение.
4. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?
а) важность судьбы героя после бала;
б) особое значение сцены расправы с солдатом;
в) важность утра, следующего за балом.
5. С помощью каких языковых средств автор противопоставляет
друг другу картины бала и экзекуции солдата (исключите лишнюю)
а) антитеза; б) подбор эпитетов; в) прямая авторская оценка;
г) цветопись; д) звукопись; е) описание одного героя;
ж) внутренний монолог.
6. Определите основную идею рассказа.
а) судьба человека зависит от случая;
б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых
процветает несправедливость;
в) идея личной ответственности человека; г) осуждение деспотизма.
7. С помощью какой художественной детали Л.Н. Толстой показывает искренность чувства полковника к дочери?
а) замшевая перчатка; б) белые усы и бакенбарды;
в) блестящие глаза и радостная улыбка; г) «домодельные» сапоги.
8. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?
а) утверждает идею Л.Н. Толстого «непротивления злу насилием»;
б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности
человека к бедам других людей;
в) идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека».
9. Отметить импонирующее вам утверждение:
а) автор протестует против николаевской действительности;
б) автор заявляет о нравственной ответственности человека
за происходящее;
в) автор призывает бороться с произволом.
Л.Н. Толстой «После бала» Практическая работа.
1. В момент какого исторического перелома жил Л.Н. Толстой? Отразилось ли данное обстоятельство на его творчестве?
2. Что такое рассказ? Докажите, что «После бала» является рассказом.
3.Первоначально рассказ назывался по-разному: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…» Почему автор остановился на названии «После бала»?
4. Определите тему и идею рассказа Л. Н. Толстого «После бала».
5. В чём особенность композиции рассказа?
6. Какой приём лежит в основе композиции рассказа?
7. Характеристики для сопоставления частей рассказа.
Характеристики | На балу | После бала |
Чувства | ||
Цвет | ||
Звуки | ||
Детали |
Какова роль художественных деталей в раскрытии характеров героев в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»?
8. Описание полковника и наказываемого.
Полковник | Наказываемый | |
Внешний вид | ||
Как двигается | ||
Лицо |
Полковник Б. на балу и после бала — это два разных человека?
9. Почему Толстой изменил концовку рассказа?
Черновой вариант | Окончательный вариант |
«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу, и старался выработать в себе такое сознание моего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал». | «Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было - дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», - думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался - и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился» |
Иван Васильевич не вмешался в происходящее на плацу. Не крикнул дерзко, не вызвал полковника Б. на дуэль, не дал ему по физиономии, что также привело бы к дуэли, не остановил руку во время удара... Его протест пассивен. Но как отразился эпизод наказания татарина на судьбе самого Ивана Васильевича?
10. Почему же любовь главного героя рассказа Л. Н. Толстого «После бала» «так и сошла на нет»? Сопоставьте образы рассказчиков в повести «Ася» и в рассказе «После бала». Ответьте на вопрос: «Почему потерпела крушение любовь Ивана Васильевича к Вареньке и почему — любовь господина Н.Н. к Асе»?
11.Найдите в тексте рассказа описание Вареньки. Какие слова становятся ключевыми для определения этого образа? Почему именно они? Воспроизведите портрет Вареньки и сравнитеего с портретом Аси. В чем различия и есть ли сходство?
12. Назовите известные вам произведения Л, Н. Толстого, строки из которых приведены ниже.
«12-го августа 18..., ровно в третий день после дня моего рождения, в который мне минуло десять лет и в который я получил чудесные подарки, в восемь часов утра Карл Иваныч разбудил меня, ударив над самой моей головой хлопушкой - из сахарной бумаги на палке - по мухе. Он сделал это так неловко, что задел образок моего ангела, висевший на дубовой спинке кровати, и что убитая муха упала мне прямо на голову».
«Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью».
«Житье им стало совсем дурное. Колодки не снимали и не выпускали на вольный свет. Кидали им туда тесто непеченое, как собакам, да в кувшине воду спускали. Вонь в яме, духота, мокрота. Koстылин совсем разболелся, распух, и ломота во всем теле стала; и все стонет или спит. Жилин приуныл, видит - дело плохо. И не знает, как выдраться.
Начал он было подкапываться, да землю некуда кидать; увидал хозяин, пригрозил убить».