итоги апробации и приоритеты применения»




Резолюция

Всероссийской научно-практической конференции

«Профессиональный стандарт педагога-психолога:

итоги апробации и приоритеты применения»

Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональный стандарт педагога-психолога: итоги апробации и приоритеты применения», проведенная 18-19 декабря 2017 г. в открытом интерактивном режиме в Московском государственном психолого-педагогическом университете, обсудила итоги апробации и приоритеты применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», а также перспективы развития Психологической службы в системе образования Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Организаторами Конференции выступили: Министерство образования и науки Российской Федерации, Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», Московский государственный психолого-педагогический университет, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Психологический институт Российской академии образования.

Информационными партнерами Конференции стали: Интернет-сайт Федерации психологов образования России www.rospsy.ru, Интернет-сайт Московского государственного психолого-педагогического университета мгппу.рф, профессиональное интернет-издание «Психологическая газета», Портал психологических изданий PsyJournals.ru, Информационный портал – Детская психология www.childpsy.ru, Портал профстандартпедагога.рф.

В Конференции приняло участие более четырехсот человек из 63 субъектов России: представители органов управления образованием, образовательных организаций дошкольного и общего образования, центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, организаций профессионального образования, реализующих программы профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования педагогов-психологов и психологов, члены профессиональных психологических сообществ.

Конференция объединила пленарные заседания и симпозиумы по основным стратегическим направлениям развития психологической службы образования, в том числе, вопросам подготовки психолого-педагогических кадров для системы образования, оценки квалификации педагогов-психологов, организации и развития деятельности психологической службы системы образования в регионах России и организации межведомственного взаимодействия при реализации прав ребенка на психологическую помощь в системе образования и др., провела оценку итогов реализации дорожной карты Минобрнауки России по апробации и внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» на 2015 – 2017 годы, утвержденной 24 июня 2015 года. Экспертное обсуждение позволило выявить новые психологические проблемы, возникающие и проявляющиеся в образовательном процессе, а также вызовы психологической службе в системе образования, которые требуют решения в среднесрочной перспективе, обеспечивая преемственность деятельности службы практической психологии и реализации Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года[1].

В рамках Конференции обсуждались практики апробации и применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», реализуемые в пилотных регионах России[2], демонстрирующие особенности:

• разработки и реализации вариативных моделей применения профессионального стандарта с использованием форм сетевого взаимодействия;

• разработки модели дифференциации уровней соответствия профессиональных компетенций педагога-психолога содержанию трудовых функций профессионального стандарта;

• оценки и самооценки, а также требований к инструментарию оценки и самооценки соответствия компетенций педагога-психолога содержанию трудовых функций профессионального стандарта;

• построения модели индивидуальной программы профессионального развития педагогов-психологов с учетом требований профессионального стандарта;

• разработки программ дополнительного профессионального образования в соответствии с профессиональным стандартом;

• разработки методического обеспечения процедуры аттестации педагогов-психологов;

•разработки предложений по формированию пакета примерных основных образовательных программ высшего образования подготовки психолого-педагогических кадров и др.

Участники Конференции констатировали, что мероприятия Дорожной карты (перечня основных мероприятий) по апробации и внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» на 2015 – 2017 годы, утвержденной Минобрнауки России 24 июня 2015 года, выполнены качественно, в полном объеме и в соответствии с установленными сроками, и выразили благодарность Департаменту государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации, региональным (муниципальным) органам управления образованием и пилотным региональным (муниципальным) площадкам, действующим на территории двенадцати субъектов Российской Федерации, Федерации психологов образования России и Московскому государственному психолого-педагогическому университету за активное и плодотворное участие в реализации мероприятий Дорожной карты.

Участники конференции выделили особые достижения, полученные за период апробации и внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в 2015 – 2017 годах:

становление на территории пилотных регионов эффективной региональной системы управления процессами внедрения профессионального стандарта, совершенствование моделей организации деятельности психологической службы на региональном (муниципальном) уровне в условиях межведомственного взаимодействия с учетом требований профессионального стандарта и развитие профессионализма педагогов-психологов в решении проблем детства в соответствии с вызовами времени;

развитие информационно-аналитического и методического сопровождения применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в субъектах Российской Федерации и диссеминация эффективного регионального опыта применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» на территории субъектов Российской Федерации;

определение условий эффективного применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;

подготовка актуализированных проектов федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлениям подготовки «Психолого-педагогическое образование» и разработка примерных основных образовательных программ высшего образования по профилю «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (по уровню бакалавриата и магистратуры);

развитие механизмов межведомственного взаимодействия в практике психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и оказания психолого-педагогической помощи несовершеннолетним лицам;

выявление и анализ проблем ресурсного обеспечения деятельности психологической службы в системе образования (нормативно-правового, материально-технического, кадрового, программно-методического).

Участники конференции обозначили основные проблемы, затрудняющие эффективное функционирование Психологической службы в системе образования Российской Федерации (далее – Психологическая служба) и требующие незамедлительного решения, а также предложили мероприятия в План реализации одобренной на Коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации 13 декабря 2017 года Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года.

Одним из ключевых факторов, определяющих негативные тенденции в кадровом обеспечении Психологической службы, а именно вымывание квалифицированных педагогов-психологов и слабый, не соответствующий потребностям системы образования, приток новых специалистов, что на деле приводит к фактическому исключению педагогов-психологов из основного педагогического состава образовательных организаций и существенно сказывается на статусе педагогов-психологов. Эта категория специалистов исключается органами власти ряда субъектов Российской Федерации из числа педагогических работников образовательных учреждений общего образования, дошкольных образовательных учреждений, которым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 средняя заработная плата должна быть доведена до средней заработной платы в соответствующем регионе.

Вместе с тем, согласно «Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678, должность «педагог-психолог» отнесена к тому же разделу, что и должности «учитель», «преподаватель», «учитель-дефектолог», «учитель-логопед», а именно к разделу «Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» подразделу 2 «Должности иных педагогических работников» (в подраздел 1 включены должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу). Педагог-психолог, наряду с учителями-предметниками, является специалистом, обеспечивающим реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, от 17 декабря 2010 г. № 1897, от 17 мая 2012 г. № 413 об утверждении и введении в действие федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в перечень психолого-педагогических условий реализации основных образовательных программ общего образования включены вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений, диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень организации), вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза). Указанные условия могут быть реализованы только и исключительно профильными специалистами, подготовленными в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденным приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н, а именно: педагогами-психологами, психологами образовательных организаций.

В современных социально-экономических условиях педагогам-психологам, как и всем педагогическим работникам, совершенно необходимо овладение цифровыми компетенциями для жизни и работы, а также знанием нормативной правовой базы в системе образования Российской Федерации и Психологической службы образования, как неотъемлемой составляющей системы образования, и компетенциями ее применения, что следует учитывать при реализации образовательных программ ВО и ДПО, обеспечивающих повышение квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций и их структурных подразделений.

Участники конференции отметили необходимость поддержки и развития центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, выделение ППМС-центров в отдельный тип образовательных организаций, разработка нормативов и стандартов работы специалистов, обеспечение равенства в правах с учителями в общеобразовательных организациях.

Важными направлениями в развитии Психологической службы, определяющими ее перспективы в системе образования, участниками конференции признаны:

автоматизация рутинных процессов фиксации профессиональных действий педагога-психолога, обеспечение централизованного управления ресурсами Психологической службы;

разработка методик, технологий, регламентов оказания психологической помощи при получении образования в разных формах с использованием цифровых технологий (в т.ч. семейной, дистанционной, смешанной и т.д.);

формирование системы социально-психологического мониторинга и прогнозирования детства, основывающейся в том числе на выявлении новых закономерностей и тенденций в развитии детей;

разработка и реализация сетевых интерактивных программ психологического просвещения и психологической профилактики для обучающихся, семей и педагогических работников;

организация повышения квалификации специалистов в режиме онлайн по запросу специалиста и в связи с выявленной тенденцией в детской среде, требующей оперативного реагирования;

постоянный трансфер результатов научных исследований в сфере детства в практику работы специалистов в формате методик, технологий, нормативов и т.д. (через повышение квалификации, конференции, семинары, симпозиумы, публикации в профильных СМИ и т.д.).

 

Участники Конференции выносят на рассмотрение Минобрнауки России следующие предложения:

1. Закрепить нормативным правовым актом Минобрнауки России перечень должностей педагогических работников, на которые распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, устанавливающего доведение средней заработной платы педагогических работников до средней заработной платы в соответствующем регионе. В перечень должностей педагогических работников, на которые распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, включить должность педагога-психолога.

2. При проведении ежегодного мониторинга cведений о средней заработной плате и общей численности педагогических работников предусмотреть представление данных по должности педагога-психолога (в соответствии с номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678).

3. С целью непрерывного профессионального развития педагогов-психологов в течение трудовой деятельности, развития данной квалификации в соответствии с современными требованиями рынка труда, в том числе обозначенными в Федеральном законе от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации", предусмотреть совершенствование механизмов, обеспечивающих проведение аттестации педагогов-психологов на основе профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», направленных на независимую и объективную оценку профессиональных компетенций и определение уровня квалификации педагога-психолога на основе профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

4. В целях стимулирования целенаправленного карьерного роста, непрерывного повышения уровня квалификации педагогов-психологов, их методологической культуры, профессионального и личностного роста, повышения престижа профессии, предусмотреть внесение редакции в профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования) в соответствии с требованиями к Национальной системе учительского роста.

5. Организовать информационно-аналитическое сопровождение применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в 2018 – 2019 годах.

6. Включить в план реализации Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года мероприятия, предложенные участниками конференции (приложение 1).

 

Приложения:

Предложения в План мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года.

Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования», № 3 – 2017, тема выпуска «Апробация и применение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».


[1] Материалы конференции, в том числе программа, презентации докладов и видеоматериалы мероприятий конференции, размещены на сайте профстандартпедагога.рф.

[2] Вопросы, касающиеся ключевых направлений апробации и внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» на 2015 – 2017 годы, изложены в раздаточном материале участника конференции: электронный журнал «Психолого-педагогические исследования», №3 – 2017, тема выпуска «Апробация и применение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: