Принципы воспитания — это положения, вытекающие из целей и природы воспитания. Это общие руководящие положения, требующие «последовательности действий, высокой степени обобщения». Общий характер позволяет руководствоваться принципом всегда и везде, профессионально правильно выстраивать тактику работы. «Принцип — мостик из теории в практику». Его реализация – воплощение теоретических основ (П.И. Пидкасистый).
Общность целей, задач, единство главных закономерностей формирования личностных качеств у детей с нормальным и нарушенным психическим развитием обусловливают действие тех же принципов воспитания, что и в общеобразовательной школе, однако при их реализации учитываются познавательные возможности и другие особенности психики детей с нарушениями интеллекта. В условиях специального образования и воспитания принципы могут быть реализованы, если воздействие на испытуемого осуществляется систематически, последовательно, целенаправленно и планомерно.
К общепедагогическим принципам относятся следующие принципы:
· связи воспитания с жизнью, практикой;
· общественной (гражданской) направленности воспитания;
· гуманизации воспитания;
· личностного подхода;
· комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса;
· педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьников;
· воспитания в коллективе и через коллектив;
· единства действий и требований школы, семьи и общественности
· и др.
Кроме этого, в соответствии с задачами развития умственно отсталого ребенка построение воспитательного процесса опирается на специфические принципы воспитания:
|
· раннего начала специального воспитания, его развивающего характера и превентивности;
· учета генетических факторов;
· коррекционно-компенсирующей направленности воспитательного процесса;
· социально-адаптирующей ориентации;
· оптимистической перспективности воспитательного процесса;
· индивидуального и дифференцированного подходов в процессе воспитания;
· уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью;
· принцип комплексного подхода и продуктивного анализа данных на учащегося.
· доступность воспитания, т. е. организация воспитательного процесса на уровне реальных возможностей школьников в ситуациях, приближенных к реальным;
· воспитание в труде, так как любая деятельность при условии ее специальной организации способствует формированию у воспитанников таких личностных качеств, как трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, умение доводить начатое дело до конца, взаимоуважение к другим членам группы и пр.;
· необходимость специального педагогического руководства в формировании личности, так как только педагог, знающий структуру нарушения (дефекта), может подобрать адекватное содержание, а также формы, методы и средства воспитания, обеспечивающие исправление или сглаживание дефектов развития ребенка;
· щадящий режим, предполагающий выполнение требований охранительного лечебно-педагогического режима, при котором труд чередуется с отдыхом, предусмотрены медицинские процедуры, и пр.;
· единства воспитания, обучения и оздоровления.
Следует отметить, что различные исследователи выделяют разное количество принципов воспитания и, в ряде случаев, используют разные названия.
|
Принципы воспитания представляют систему, они тесно взаимосвязаны и реализуются комплексно. Эти главные положения, лежащие в основе воспитательного процесса, подразделяются на три группы.
Первая группа принципов отвечает на вопрос «чему воспитывать?» и определяет содержательный уровень воспитания, его цели и задачи, позволяет их конкретизировать с учетом особенностей личности, группы, условий воспитания. Среди них:
Принцип целеустремленности и общественной (гражданской) направленности. Исходя из определения воспитания как целенаправленного формирования личности, действия педагога-воспитателя должны быть подчинены этой цели. Цель, характер и содержание воспитания должны соответствовать потребностям общества, культуре, традициям и интересам народа.
Принцип целостности и единства воспитательного процесса. Воспитание включает в себя трудовое, нравственное, эстетическое, физическое и т.д. воспитание. Эти составные части воспитания обладают своими особенностями, но одновременно служат цели всестороннего развития личности. Целостность и единство воспитательного процесса включает в себя и целостность развития самой личности школьника с нарушением интеллекта. Развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических чувств, представлений и понятий протекает в тесной связи и взаимодействии между собой. Данный принцип предусматривает и согласованную деятельность различных организаций и лиц, занимающихся воспитанием детей.
|
Принцип связи воспитательного процесса с жизнью требует прежде всего такой организации воспитательной работы в школе, которая способствует активизации деятельности школьников с нарушениями интеллекта, имеющей для них широкую социальную значимость. Положительное влияние воспитательно-коррекционных воздействий на детей значительно возрастает при включении их в дела, общественная полезность которых выходит за рамки класса и школы.
Вторая группа объединяет организационные принципы. Они отвечают на вопрос «как организовать воспитание?» и позволяют добиться слаженности и порядка в воспитательной работе.
Принцип педагогического оптимизма (оптимистическая перспективность воспитательного процесса) опирается на идею Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития». Педагог-воспитатель, опираясь не только на имеющийся актуальный уровень развития, но и зная и учитывая потенциальные возможности ребенка, строит воспитательную работу, имея установку на положительный результат.
Воспитатель в процессе своей деятельности и деятельности учащегося должен помнить несколько очень важных следующих требований: «замечай и не спеши», «лучше посоветовать, чем приказывать», «подчеркивай в ребенке хорошее, дай ему возможность подумать и исправиться».
Необходимо найти у ребенка положительные черты, развивать их.
Следует проявить исключительное терпение к нуждам и запросам ученика, суметь организовать его деятельность таким образом, чтобы ослабить отрицательное и возвысить положительное. Поступательное развитие воспитанника — это и есть перспектива на будущее.
Принцип коррекционно-развивающей направленности воспитательного процесса предполагает опору на здоровые силы воспитанника, построение воспитательного процесса с использованием сохранных систем организма. На основе сглаживания, ослабления недостатков психофизического развития создаются условия, в которых ученик может проявить себя полноценной личностью.
Важно, чтобы каждый воспитанник, включенный в систему коррекционно-развивающего воспитания, занимал в ней место, которое согласно его способностям и возможностям будет активнейшим образом влиять на его личностные проявления.
В.П.Кащенко выделяет два вида коррекции — индивидуальную и групповую. Последняя предполагает создание таких условий, в которых подросток с недостатками в развитии может проявить себя лучше, чем это было раньше, и беспрепятственно включиться в деятельность временно созданного или постоянно действующего коллектива.
В настоящее время выделяется несколько видов коррекции: учебная, трудовая, социально-правовая, сенсорная, психологическая.
Мощным средством коррекционно-развивающего воздействия является трудовая деятельность. Именно в процессе труда создаются благоприятные условия для коррекции и развития сенсорных, мыслительных, психических, исполнительных функций, практические навыки переходят в интеллектуальные действия.
Принцип сотрудничества педагогов и детей подразумевает, что педагог-воспитатель должен быть участником деятельности детей, изменяя характер и объем своего участия в зависимости от уровня развития детей и детской группы.
Принцип воспитания личности в коллективе и через коллектив. Доказана возможность воспитания истинно коллективных отношений в группах школьников, использования коллективного мнения для воспитательного влияния на личность члена коллектива. Однако в воспитании коллектива детей с нарушениями интеллекта, в управлении межличностными отношениями членов коллектива и влиянием коллектива на личность роль учителя более значительна, чем в общеобразовательной школе.
Принцип сознательности и активности. Важная воспитательная задача — помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению. Неосознанное усвоение норм поведения делает поведенческий навык косным, нестойким. Следовательно, для обеспечения полноценного воспитания необходимо единство словесных разъяснений и практического опыта детей. При этом важно, чтобы учащиеся проявляли активность. Только при этом условии обеспечивается прочное и осознанное усвоение школьниками норм морали. Педагог-воспитатель должен чутко реагировать на сдвиги в развитии самостоятельности детей и целенаправленно работать над формированием у них умений самостоятельно организовывать и осуществлять свою деятельность, как индивидуальную, так и коллективную.
Принцип последовательности воспитания предполагает такую организацию и методику воспитательного процесса, при которой то или иное мероприятие является продолжением ранее проводившейся работы, закрепляет и развивает достигнутое.
Третья группа принципов воспитания — методические принципы. Они дают ответы на вопрос «какими методами можно достигнуть целей воспитания?» и построены на знаниях закономерностей воспитательной деятельности. К этой группе относятся следующие принципы.
Принцип деятельностного подхода. Качества личности формируются в деятельности и общении с другими людьми. Без специально организованной деятельности нет эффективного, гарантированного воспитания. Поэтому налаживание деятельности и общения детей, такая организация деятельности, в процессе которой функционируют воспитательно-ценные отношения, является важнейшей задачей и стороной работы педагога-воспитателя СКШ VIII вида. Отсюда: воспитание необходимо осуществлять через специально организованную деятельность детей, где воспитатель является организатором такой деятельности, особенно на начальном этапе.
Учет возрастных, индивидуальных и типологических особенностей учащихся. Индивидуальный и дифференцированный подход в процессе воспитания. Сущность этого принципа заключается в том, что состав учащихся по своим психофизическим данным неоднороден. Так, один ученик включается в любое воспитательное мероприятие, другой, наоборот, остается посторонним наблюдателем. Поэтому педагогу необходимо глубоко знать и учитывать особенности развития личности каждого воспитанника: его интересы, уровень воспитанности, уровень понимания заданий, отношение к ним, возможность участия в мероприятиях класса, группы, мотивы деятельности, положение в коллективе сверстников, отношение к товарищам, учителям, учебе, труду, игре и т.д. Выполнение режимных моментов, заданий воспитательного характера, участие в тематических мероприятиях должны носить сугубо индивидуальный характер, а их выбор воспитатель должен осуществлять после предварительного анализа исходных данных путем включения конкретного индивидуума в разнообразную деятельность.
Если состав учащихся (воспитанников) более однороден, а речь идет о типологических различиях по отдельным показателям, например по уровню поведенческих расстройств, возможности участия в мероприятии, пониманию значимости выполняемого задания, целесообразно осуществлять дифференцированный подход к школьникам. Воспитательная группа делится на типологические подгруппы, в которых в свою очередь можно выделить сильных, средних и вариативных учащихся, а по проявлению поведенческих расстройств — детей с повышенной двигательной активностью, повышенной утомляемостью (церебрастенический синдром), психопатоподобным поведением.
Каждая конкретная группа нуждается в различных формах воздействия.
Не менее важно при выборе содержания, методов, форм организации воспитательной работы ориентироваться на возрастные особенности школьников с нарушениями интеллекта. Например, обеспечение конкретности и эмоциональности воспитательных мероприятий приобретает особую остроту в младших классах.
Опосредованность, неявность педагогического воздействия. Формирование и совершенствование качеств личности детей происходят не в результате прямых действий педагогов, а через налаживание, изменение, совершенствование условий их развития, через организацию деятельности. На данном этапе воспитания собственно воспитательные намерения и действия педагогов-воспитателей должны осуществляться незаметно для детей и не афишироваться ими среди воспитуемых.
Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью (разработанный А.С. Макаренко) применительно к работе с детьми с нарушениями интеллекта означает необходимость подхода к каждому из них с верой в возможность совершенствования его личности, в наличие у учащихся положительных качеств. Он предполагает такие воспитательные воздействия, которые помогают ребенку осознать как свои положительные черты характера, так и недостатки. Оказание доверия ученику при поручении ему определенного задания — эффективный воспитательный прием в школе.
Необходимо обеспечить доброжелательное, но требовательное отношение к ребенку со стороны педагогов. Предъявляя требования воспитаннику, необходимо довести до его сознания их правильность и целесообразность, указать пути устранения отклонений от нормы. Если требования законны и понятны воспитанникам, они их легко выполняют. Требовательность должна основываться на уважении к личности воспитуемого. Следует учесть, что многим детям нужно помочь в выполнении тех или иных поручений, обязанностей.
Требования, предъявляемые к учащимся, должны последовательно усложняться по мере развития детей. В более старшем возрасте, когда оказываются сформированными коллективные отношения между детьми, школьники должны сознательно выполнять требования коллектива, учиться подчинять собственные интересы интересам коллектива. В этом и коллективу, и личности необходима руководящая и корригирующая помощь педагога. Отсюда этот принцип: работа педагога-воспитателя с детьми должна строиться на гуманной основе, сочетая чуткость, внимание, доброжелательность педагога по отношению к детям с разумной требовательностью к ним.
Принцип параллельного действия (принцип комплексного подхода и продуктивного анализа данных на воспитанника). Воспитатель в работе с детьми не может действовать в одиночку. Успех воспитания обеспечивается единой целенаправленной деятельностью всех организаций и сотрудников школы, родителей, охватом всей жизнедеятельности детей и использованием всех воспитательных средств. Смысл параллельного действия состоит в единстве и согласованности всех воспитательных влияний, во взаимной поддержке и подкреплении одного мероприятия другим, единстве требований.
Реализация этого принципа в процессе воспитания учащихся с нарушениями интеллекта осуществляется:
- на основе глубокого анализа психолого-медико-педагогических данных, результативности всех форм воздействия на воспитанника;
- с помощью коррекционных средств, в результате которых происходит положительная динамика, осуществляется комплексное влияние на личность в целом.
Успех в воспитательной работе со школьниками с нарушениями интеллекта определяется постоянным соблюдением всех принципов воспитания.