Актуальность темы исследования




ВВЕДЕНИЕ

 

Общеизвестно, что Россия имеет уникальную культуру. Сложный мир ее культурно-исторических памятников всегда обладал особенной притягательностью как для соотечественников, так и для зарубежных гостей. Неповторимый силуэт древних русских городов, обилие православной архитектуры, вкрапление в необъятные российские просторы самобытных островков дворянской культуры - родовых усадеб, связанных с жизнью и деятельностью знаменитых соотечественников, - все это традиционно привлекает людей, интересующихся культурно-историческим потенциалом России.

История не всегда благоприятствовала сохранению многогранного творческого наследия русского народа. Жестокие войны, пренебрежение судьбой творений великих и безымянных зодчих приводили к невосполнимой утрате памятников. Однако трудом многих людей - деятелей культуры, работников музеев, реставраторов - огромная часть исторического наследия России сохранена и возвращена к жизни, составляя весомую часть туристических и экскурсионных маршрутов по российским просторам.

Архангельская область, обладая достаточно большим историко-культурным потенциалом, является потенциальным центром сохранения и развития культурного наследия Русского Севера.

Православные монастыри не только объекты паломнического туризма. Без монастырей невозможно понять российскую историю, они выступают носителями традиций православной культуры, развивавшейся на протяжении тысячелетий. Поэтому монастыри являются крупнейшими культурно-историческими туристскими центрами России.

Влияние православных монастырей на многие аспекты жизни русского средневековья было очень велико. Это объясняется множественностью функций монастыря в религиозной, общественно-политической и хозяйственной сферах деятельности. Монастырь (в переводе с греческого - келья отшельника) - это и земное воплощение символической сущности «небесного града Иерусалима», и неприступная крепость, и крупный землевладелец, и мощная экономическая организация.

Массовое возникновение монастырей на Русском Севере относится к рубежу XIV-XVвв. Оно было связано с деятельностью монахов обителей Московского княжества, в основном Сергиева монастыря Святой Троицы. По благословению своего духовного учителя монахи отправлялись в пустынные северные земли в поисках более уединенного жития. К отшельникам присоединялись другие монахи, образовывая монастырскую общину. Они строили храм, кельи, обносили обитель стенами. Слух о новом монастыре разносился по округе, привлекая крестьян на неосвоенные земли, которыми великие князья щедро награждали святые обители: на первых порах крестьяне, обрабатывая монастырскую пашню, освобождались от налогов.

Таким образом, в отличие от самых древних, городских либо пригородных монастырей, новые обители возникали в отдалении от городов и знаменовали собой очередной этап «монастырской колонизации». Количество монастырей, появившихся на неосвоенных землях, к началу XVI в. достигло полутора тысяч. Русские северные монастыри удивительно органично вписываются в природный ландшафт. Их архитектура является своеобразным синтезом нескольких школ - северо-восточной Руси (впоследствии московской), новгородской и псковской.

Кирилло-Белозерский, Ферапонтов и Горицкий монастыри в Кирилловском районе Вологодской области, Спасо-Прилуцкий монастырь в г. Вологде, Соловецкий монастырь на о. Соловки Архангельской области, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Псково-Печорский в г. Печоры Псковской области - эти и другие северные монашеские обители известны всей России

Свято-Троицкий Антониево-Сийский православный мужской монастырь, расположен на полуострове в Большом Михайловском озере в Холмогорском районе Архангельской области.

В Архангельской области до наших дней сохранились места, где время как бы замедляет свой ход. Попав туда, ощущаешь связь поколений и понимаешь, что еще осталось на земле что-то святое, светлое и незыблемое. К числу таких мест относится Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, который является не только памятником отечественной истории и культуры, но и хранителем вековых традиций Русской Православной Церкви.

Сийский монастырь - один из самых древних монастырей Поморского Севера и влиятельный духовный центр, который вел конкурентную борьбу с Соловецкой обителью за право именоваться первейшим и богатейшим монастырем на Русском Севере. Он расположен в 160 км от г. Архангельска на берегу Большого Михайлова озера. Свое название он получил от имени его основателя - преподобного Антония и реки Сия, притока Северной Двины. Здесь, среди заросших сосновыми борами и ельниками моренных гряд, соединяя два десятка озер, вьется маленькая светлая река Сия.

В допетровское время Сийский монастырь был одним из крупнейших на Русском Севере центров духовной жизни. Из монастырского книжного собрания происходят такие уникальные рукописи, как Сийское евангелие XVI века и иллюстрированные святцы. После революции старинные документы были у монахов изъяты и переданы в Архангельский областной архив, откуда в 1958 и 1966 годах перевезены в Москву (сейчас — в РГАДА).

В декабре 1730 года на пути в Москву в монастыре останавливался Михайло Ломоносов, здесь его дядя был стряпчим и своему племяннику он подарил тулуп.

До наших времен эта обитель хранит множество культурных ценностей и является достоянием своего края как духовная так и культурная твердыня, существуя уже более пятисот лет, Сийский монастырь оставил нам драгоценный архитектурный памятник в виде своих величественных храмов, которые возводились с XVI века и возводятся до ныне, которые сочетают в себе не только интересные архитектурные приемы и совмещение сразу нескольких больших стилей от романского до барокко, но и впечатляющие даже сегодня интересные инженерные решения, которые могут соперничать с архитектурными шедеврами наших дней.

Актуальность темы исследования

В настоящее время не существует большого количества исследовательской литературы о Сийской обители. В них история монастыря рассматривается в основном в двух аспектах: 1) старчество и его влияние на внутреннюю жизнь обители и внешнюю социальную среду; 2) издательская деятельность ее насельников. Между тем – это многоплановый сложный архитектурный и хозяйственный комплекс общероссийской культурной значимости со своей длительной и интересной историей развития.

Монастырский комплекс в период его расцвета – с середины ХVII века, - представлялся четко слаженным ансамблем, взаимоувязанным во всех составляющих живого организма, искусно вписанным в природно-ландшафтную среду, являясь органичной оправой для главной функции монастыря – духовной жизни и старчества.

После постепенного возвращения монастыря Русской Православной Церкви с 1988 года начинается бурное восстановление, как единого архитектурно-хозяйственного комплекса. Эта работа продолжается и в настоящее время.

В связи с этим, видится актуальным исследовать историю строительства рассматриваемого монастырского комплекса, для аутентичного восстановления, сохранения и развития Антониево-Сийской обители как культурно-исторического и мемориально-памятного места.

Объект исследования

Объектом данного исследования является Свято Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь как целостный архитектурный комплекс.

Предмет исследования – история строительства и реставрация обители.

Цель исследования - комплексный анализ архитектурно-пространственной и функционально-хозяйственной системы Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря, а также история его строительства реставрации и реконструкции.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

1. (задача I главы: ……….исторические предпосылки…….);

2. на основе собранного историко-архивного материала реконструировать историю строительства обители в период зарождения, развития и расцвета ее архитектурного комплекса, выявить и проанализировать основные этапы строительства монастыря; (это задача II главы);

3. (задача III главы должна быть сформулирована: реставрация и реконструкция …… монастыря…..)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: