ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АНТОНИЕВО-СИЙСКОЙ ОБИТЕЛИ




 

1.1…. предпосылки, исторические события ………..

Здесь отбывал ссылку (1599-1605) Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, основателя династии Романовых, насильно постриженный в монахи с именем Филарет, впоследствии Патриарх Московский и Всея Руси (с 1619).

В 1920 году монахи организовали трудовую коммуну; в Благовещенской церкви советская власть открыла детскую колонию. Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома (12.06.1923) и решением президиума Архангельского губисполкома (11.07.1923). В последние годы монастырские постройки использовались для нужд сельской трудовой коммуны, колхоза; здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых.

Многие здания в разные годы были разобраны или разрушились по ветхости (например, 2-х этажный каменный настоятельский корпус, больничная келья с деревянной церковью Николая Чудотворца, хлебные амбары, верхние ярусы храма-колокольни (взорваны), каменная палатка с курантами и др.). С 1970-х по 1992 год здесь находился летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, одновременно часть территории и монашеский корпус занимала дача Архангельского облисполкома(дача губернатора).

1588-1589 гг.: игуменом монастыря был Никандр. При нем было принято решение о постройке каменной церкви в обители.


1589-1606: Возведение каменного пятикупольного соборного храма во имя Святой Живоначальной Троицы, одного из самых больших каменных сооружений в то время в Двинском крае. Исцеление больного игумена Питирима.


1593 год, 15 июля: пожар в обители, монастырь выгорел почти до основания. Были уничтожены огнем церкви, образа, книги, монастырское украшение, жалованные грамоты. Игумен Питирим с братией начинают заново отстраивать монастырь.


1595 год: Государь Федор Иоаннович утвердил заново все уничтоженные огнем жалованные грамоты и снял пошлины всякого рода со всех монастырских угодий.


1595 год, 19 сент.: грамота Государя Федора Иоанновича о праве монастыря участвовать в судопроизводстве в отношении монастырских крестьян.


1597 год, 20 февр.: грамота Государя Федора Иоанновича о невозможности суда над игуменом с братией Сийского монастыря, слугами и крестьянами монастырскими в иных приказах, кроме приказа Большого Дворца.


1597 год, 6 марта: после смерти Питирима игуменом Сийского монастыря был избран иеродиакон Иона, управлявший монастырем 37 лет.


1601-1606 гг.: в обители отбывает ссылку боярин Федор Никитич Романов – отец Михаила Федоровича, основателя царской династии Романовых. В монастыре Федор Никитич по воле царя Бориса Годунова принимает монашеский постриг с именем Филарет. Позднее (в 1619 г.) Филарет становится Патриархом Московским и всея Руси.


1606 год: Грамотой царя Дмитрия Ивановича (самозванца) были пожалованы в монастырь пустоши Каргагинская и Лемутанская со всеми угодьями.

Сравнение с другими монастырями основанными в то же время в Архангельской (тогда Холмогорской земле) губернии – Соловки/Валаам/Белозерский/Ферапонтов (этот материал тоже в первую главу)

 

 

Основатель Сийской обители - преподобный Антоний (в миру Андрей). родился в 1478 году в селе Кехта Двинской волости. Уже в детстве в нем проявились склонность к духовному созерцанию, любовь к книгам и иконописанию. В 25 лет, после смерти родителей, прп. Антоний уехал к родственникам в Великий Новгород. Там он женился, но через год супруга умерла, и прп.Антоний решил удалиться в пустыню. Свое иноческое посвящение он получил в Спасо-Преображенской обители у реки Кены на Каргопольской земле. Спустя некоторое время преподобный Антоний уходит еще в более отдаленное место, поселяется вначале около речки Шелексы, а затем у Михайлова озера, на котором расположен большой полуостров далеко уходящий в озеро на целый километр и на его носу будет срублена первая келья и возведен первый деревянный храм во имя Живоначальной Троицы.

Монастырь был основан в 1520 году с разрешения великого князя Василия III.

Слух о новой обители скоро разнесся по окрестным местам. Число братии стало увеличиваться, расширились земельные владения. Были построены три деревянные церкви – Троицкая, Благовещенская и церковь в честь святого Сергия Радонежского. Преподобный Антоний составил строгий устав иноческой жизни. Сам он ревностно нёс монашеское послушание, умерщвлял плоть изнурительными испытаниями; дважды удалялся в уединенные места на длительное безмолвие. Господь за духовные труды наделил святого Антония даром прозорливости и чудотворения.

Преставился Антоний в возрасте 79 лет 7 декабря (по новому стилю – 20 декабря) 1556 года. Мощи его доныне находятся в Троицком соборе близ алтаря.

А с южной стороны собора в усыпальнице покоятся останки преподобных Никанора и Исайи – святых, подвизавшихся в XVII веке в деревне Ручьи на берегу Белого моря, а также игумена монастыря в XVII веке преподобного Феодосия Сийского и благотворителя обители, патриаршего казначей Паисия.

Уже при жизни святого Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского» («Служба чудотворцу Антонию»).

 

1.2…. основание монастыря…. соперничество с Соловками…

Основан в 1520 году преподобным Антонием Сийским и играл заметную роль в русской истории и культуре XVI—XVII веках.

 

Итак, (в конце каждой главы - вывод по материалу главы).


 

ГЛАВА II.........................возведение основных построек/в чем их уникальность/особенность/современное состояние……………………

2.1…. история возведения основных построек, их уникальность

2.2…….. современное состояние, сравнение с другими монастырями

 

Архитектурный ансамбль, окончательно сложившийся до конца XVII века включает:

2.2 Благовещенская церковь (как этап??? Тогда - особенность архитектуры именно на этом этапе)


Каменная шатровая церковь. Второе каменное здание монастыря после Троицкого собора.

 

Шатровая Благовещенская церковь вместе с трапезной и келарской палатами заложена в 1638 году и построена за пять лет на месте ранее существовавшего деревянного храма. Существующая постройка повторяет архитектурное решение старой деревянной церкви, свидетельствуют высокий шатёр (в своде которого ныне располагается храм (св. Михаила Малеина) на некрупном низком восьмерике. Сам храм имеет каменные лестницы в своих стенах и сводах позволяющие подниматься на клирос (ныне утрачен) и в храм Михаила Малеина (закрыт для паломников)

В 1913 году, когда отмечалось 300-летие Дома Романовых, в честь небесного покровителя царя Михаила — преподобного Михаила Малеина — был освящен один из монастырских престолов.

(ВЕРХНИЙ ХРАМ)

. Храм никогда не имел настенных росписей и оставался выкрашенные белой известью как и Троицкий собор. Примечательной его чертой является глухая алтарная стена и двуабсидное помещение алтаря с двумя одинаковыми нефами, в одном из которых находится жертвенник, а во втором престол. Исходя из этого вход в алтарь осуществляется только через Царские и северные врата. Храм имеет высокие потолки и лотковый свод крыши.

Благовещенский храм вместе с палатами является самым большим и высоким строением монастыря, определяющим его внешний вид.

Вплоть до революции шатер храма был обит широким осиновым лемехом, который сняли при реставрации и сейчас шатер остается лишь с кирпичными стенами.

По контуру внешние стены храма украшает аркатурный пояс по каждой стороне заведенный под крышу, при осмотре фасада сразу бросается в глаза что строение со временем подвергалось позднейшим перестройкам и в него были добавлены несколько окон для большего освещения помещений, но декоративное убранство они не получили.

Первоначальные окна украшены кирпичными наличниками с добавлением кокошника, как на этаже самого храма так и на первом этаже, которые разделены поясами.

Уникальная особенность этих двух храмов так же заключается в их акустике, в стены храма специально встроены резонаторы, позволяющие звуку лучше разноситься по помещению и усиливать слышимость богослужения.

На месте утраченного балкона для клироса выстроены большие хоры которые могу вместить около двадцати человек. Но ее конструкторская и архитектурная композиция не соответствует убранству храма и предшествующего клироса

Под сводами храма в подвальных помещениях расположена крипта, построенная в наше время(захоронений нет).

2.3 Трапезная палата

Трапезная палата по своим размерам уступала лишь Соловецкому монастырю и Кремлевским палатам, вмещает в себя более 800 человек.

Это второе каменное здание монастыря после Троицкого собора.
Строительство каменной теплой церкви и трапезной началось в 1638 году и завершилось в 1643 году, ее освятили в 1644 году.

Внешний вид ее представляет из себя трехэтажное большое кирпичное строение с двускатной крышей, с западной стороны к нему примыкает большое высокое откидное крыльцо с навесом, которое ведет с улицы на второй этаж в трапезную, келарскую и ризницу, откуда смотрят три больших высоких окна каждое из которых разделено широкими лопатками и так же этажи визуально разделены продольными поясами.

На южном фасаде здание вытянуто имеет шесть окон, по двое в каждом прясле разделенных лопатами, на первых же этажах в пряслах у каждого окна слева есть дверь, которые украшены лучковыми арками.

на восточной же стороне находится помещение Благовещенского храма, к которому примыкают трапезные палаты.

Сама трапезная палата по внешнему облику представляет из себя внушительное квадратное помещение, ничем не отличающееся от других трапезных палат – плоскости ее стен гладки, лишенные горизонтальных или вертикальных членений с прямоугольной колонной по середине и полуциркульными парусными сводами, перекрытые анкерными балками производят впечатление убедительной монументальности, освящаемая равномерно расставленными широкими окнами с южной и северной стен здания. Большой аскетичностью отличается интерьер трапезной палаты — громадной невысокой залы, опирающейся на один могучий центральный столб, ее площадь фантастична, она равна 470 кв.м. и уступает лишь Грановитой палате Московского кремля и Соловецкой трапезной. Освещается палата двумя рядами окон — по четыре окна на северной и южной стенах. Окна помещены в глубоких (до 1,5 метров — такова толщина кирпичной кладки) нишах, которые, имея со стороны палаты постепенно сужаются в сторону улицы. перекрытие огромной палаты так же, как и стены, оно целиком выложено из крупного кирпича, высота свода — 4 метра. Конструкция состоит из четырех сводов, замки которых строго ритмично чередуются вдоль северной и южной стен. Перекрытия каждой половины зала, идущей по линии восток — запад, опираются одной стороной на угловые замки и в пролете стены. Ощутимо пострадавшие после пожара обнаженные железные связи, которые, как уже указывалось выше, были типичны для конструкции одностолпных трапезных, показывают древность этой конструкции. Геометрическим центром и организующим пунктом всего сооружения является центральный столп. В отличие от большинства подобных палат здесь он квадратный. Периметр столба в основании равен 11,85 метра, диаметр составляет 3,9 метра. Нижняя, круглая часть его сложена из 15 рядов больших каменных плит, соединенных известковым раствором, выше столб, легко расширяясь, почти незаметно утрачивает свою круглую форму и переходит в кирпичную четырехугольную опору сводов. В кирпичной кладке заметны вентиляционные отдушины. Интересную деталь можно заметить в северо-западном углу палаты, рядом с дверью, ведущей в храм. Здесь сохранились двери портала, типичного для русской архитектуры XVI века, этот портал обрамлял дверь, ведущую на лестницу, которая была выложена в кладке стены и сообщала помещение трапезной палаты с находившимися в нижнем этаже поварней и хлебопекарней и выше в шатровую церковь примечательно то что лестница имеет очень высокие и крутые ступени, высота некоторых из них достигает 50 см.

Со времени строительства каменного комплекса зданий именно отсюда происходило отопление всего монастырского комплекса, с XVI века в монастыре была построена центральная отопительная система, которая обогревала все помещения обители и была сделана не только из керамических труб но и медных больших воздуховодов, проходившими между храмовыми порталами. К сожалению после революции вся инженерная система была утрачена, переходы между храмами были разрушены, нынешние объекты лишь имитируют эти порталы между Трапезной палатой, Троицким собором и колокольней.

До пожара 2001 года трапезная была расписана фресками на библейские темы от сотворения мира до страшного суда, на данный момент все росписи утрачены.

В нижних этажах палаты сейчас действует монастырская пекарня и складские помещения

В 2006 году с западной стороны, справа от крыльца была пристроено одноэтажное небольшое помещение с двускатной крышей, имитирующее внешний вид трапезной, предназначение которой должно было стать реликварием обители.

2.1 Троицкий собор

Троицкий собор – главный храм монастыря, расположен в самом центре монастыря. Это первый каменный храм в этом комплексе. Собор построен взамен сгоревшего деревянного.

При строительстве собора зодчие придали ему особую монументальность, величественность, лаконичную выразительность крупных форм. Сохраняя в целом образность, присущую новгородским постройкам, строители Собора внесли в конструкцию многие архитектурные приемы, присущие московскому зодчеству. В архитектуре Собора его создатели, используя самые новые идеи – конструктивные, композиционные, самостоятельно решили сложные инженерно-конструктивные задачи.

Не смотря на то, что были привлечены большие силы и были установлены значительные льготы для обители, строительство было завершено только 30 июля 1606 года. Долгие годы соборный храм оставался единственной каменной постройкой на территории монастыря.

В плане постройка имеет прямоугольную форму (23,5 х 20,8 метра), толщина стен достигает 2 метров.

Четырёхстолпный, трехапсидный, пятиглавый летний Троицкий собор заложен в 1589 г. по грамоте царя Фёдора Иоанновича от 8 ноября 1587 г. Храм сочетает приёмы зодчества новгородского (конструкция сводов на невысоких подпружных арках) и московского (аркатурные звенья в пряслах западной стены, широкий антаблемент ниже закомар). Средняя глава визуально доминирует над малыми благодаря размерам и декоративному оформлению (аркатурно-колончатый пояс).

Крыльцо западной паперти устроено из пяти каменных платформ, которые ведут к большим обитым железом вратам.

Собор доминирует среди окружающих его строений и выделяется своим величавым обликом. Монументальный кубический объем его, поставленный на малый фундамент, выглядит еще более внушительным. С трех сторон собор окружен другими строениями. Венчают здание пять широко расставленных мощных глав, придающих большую устойчивость его облику, увенчанный пятью главами и центральным шлемовидным куполом, расположенными на круглых световых барабанах, все купола были обиты медью со времени своего возведения, что может говорить о высоком уровне жизни этого монастыря. расположенными на круглых барабанах. У основания глав, на барабанах – карниз и все барабаны имеют четыре продолговатых прямоугольных окна, выходящих на четыре стороны света. Центральный барабан имеет аркатурно-колончатый пояс, малые барабаны имеет гладкую поверхность, но у оснований глав на всех куполах есть резной орнаментальный пояс. Каждая стена храма разделена широкими плоскими лопатками на три прясла, в которых отчетливо видны выступающие мощные анкеры, по карнизу в каждом прясле имеется ширинка с западной стороны и в центральном прясле с северной и южной. С западной стороны каждое окно украшает аркатурно-колончатый пояс.

Примечательная паперть западного фаса выделяется своей скромностью, не имея особой декоративной окраски она строго и лаконично вписывается в сам собор, в который ведет массивная железная дверь находящаяся в аркатурном балдахине, выкованная во время строительства и до сих верно служащая этому монастырю, над которой имеется ниша для центральной иконы, ныне пустующая. С этого же фаса глядят маленькие сводные оконца паперти обрамленные трехцентровым коробовым наличником.

Восточный фасад выделяется своим видом за счет не высоких апсид, крыша которых достигает лишь карниза, не задевая центральную ширинку.

Этот храм никогда не был расписан и никогда не отапливался, в нем служили лишь летом а зимой только на большие праздники.

В архитектуре собора ощутимо влияние столицы, но в отличие от московских церквей храм исполнен той подчеркнутой скромности, которая присуща северному зодчеству.

Храм имеет три портала: западный, северный и южный.

Высота сводов, достигающая 20 метров в высоту прочно лежит на плечах прямоугольных мощных колон, подпружные арки укреплены анкерными балками, свет из всех пяти барабанов плавно стекает из отливных окон и хорошо освещает пространство и придает ему величественный и при этом монументально-аскетичный вид.

Алтарь отделен стеной на уровне восточных колон, выложен трехметровой кирпичной кладкой и имеет два предела, первый во имя Живоначальной Троицы, второй в честь основателя монастыря Преподобного Антония, рядом с его пределом находится серебряная рака с мощами подвижника.

В южном притворе имеются захоронения других подвижников монастыря

Стены храма побелены и имеют простую гладкую фактуру, пол выложен известняковыми плитами. В низу стены около 120 см от пола по периметру имеется фронтисписы и по верху стен резонаторы для усиления звука.

Первоначально полы по всему периметру собора были одинаковой высоты, позднее для алтарной части и солеи сделали деревянный настил.

2.4 Храм-колокольня Трех Святителей Московских

Колокольня была построена одновременно с трапезной в 1593 годах. Каменный шатровый храм "иже под колоколы". По монастырскому канону патриарх Никон освящал начало строительства храма. Точную дату её сооружения установить затруднительно: грамоту на начало работ выдал в 1593 г. ещё Фёдор Иоаннович, а освящение состоялось только в 1661 году, в правление царя Алексея Михайловича Романова.

Примыкает, она к северной стороне Троицкого собора. В советское время храм был наполовину разрушен и использовался под ледник. С 2000 года началась реставрация и после двух лет восстановительных работ храм был освящен 23 июля 2002 года.

До разорения монастыря храм-колокольня имел вид типичной северной колокольни с трехуровневым строем и благодаря переходам примыкал к соседнему Троицкому собору и игуменским палатам.

Современный его вид представляет собой реконструированный по старым архивным фотографиям объект схожий с изначальным кирпичным храмом, но без восстановленных переходов.

Первый этаж на широком постаменте с низкими сводами отведен под хозяйственные нужды, ко второму этажу с западной стороны ведет широкое крыльцо с лестницей ведущей к гульбищу, которое обрамляет храм находящийся внутри и имеющий широкие стены,

От старых отлитых колоколов ничего не осталось и сейчас в ней установлены новые.

Имеет многофункциональное значение: на первом этаже расположился мини-музей монастыря рассказывающий его историю(не действует), на втором этаже галерея и храм с двумя потайными лестница ведущими в хранилища и на клирос, а так же на колокольню.

2.6 Игуменский корпус

Крытыми переходами Троицкий собор связан с комплексом построек, одной из которых является игуменский корпус. Время постройки точно неизвестно: в монастырской описи 1623 года она значится уже каменной. В нижнем этаже прежде был храм, который ныне не существует.

Сразу же можно отметить, что своим завершением в виде трех ярусов и декором она созвучна Трапезной палате и надвратной Сергиевской церкви.

2.5 Надвартный храм с архиерейскими палатами

 

1686 год, 19 авг.: Разрешение архиепископа Афанасия на освящение церкви во имя преподобного Сергия Радонежского над святыми вратами

Каменная надвратная церковь, построенная вместо старого деревянного храма Андрея Первозванного. Имела три престола: Сергиевский, Андреевский, Флора и Лавра. Перестраивалась в 18 в.

Главные ворота Антониево-Сийского монастыря, двухэтажными архиерейскими кельями (законсервированы) выстроены между 1661 и 1687 годами. Окончательно все работы были завершены только в 1699 году. Сохранилась запись, что позднее этот архитектурный комплекс был перестроен «лучшею архитектурою, с пристроенными гостиными покоями (не сохранились)

Они оформляют въезд в монастырь со стороны дороги на Архангельск. Надвратная церковь была освящена во имя Сергия Радонежского.

По монастырским описям 17 века значится, что подле надвратной церкви была приделана каменная палата с окнами. На часовне были установлены часы колесные, с боем. Возможно, что их перенесли на колокольню.

2.7 Братский корпус



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: