Назначение и характеристика основных видов транспорта




Выбор транспорт и эффективное использование транспортных средств позволяют организовать бесперебойное снабжение товарами предприятий торговли, улучшить экономические показатели их работы, повысить качество обслуживания как оптовых, так и розничных покупателей.

Различают транспр р т общего пользованяя (обслуживает сферу обращения и население), транспррт необщего пользования (предназначен для внутрипроизводственного перемещения сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и т. п.), а также транспорт личного пользования.

Транспорт (от лат. transporto - перемещаю), отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. Основной задачей транспорта является более полное и своевременное удовлетворение потребностей всего народного хозяйства в перевозках и ускорение доставки грузов.

 

Классификация транспорта по видам

 

 

 
 

 

 


Из наземного транспорта в торговле наибольшее значение имеют два его вида — автомобильный и железнодорожный.

Автомобильный транспорт. Скорость доставки грузов автотранспортом на короткие расстояния (до 20 км) значительно выше, чем у другого вида транспорта, возможность доставки грузов "от двери к двери". Применение этого вида транспорта для перевозки грузов на дальние расстояния оправданно, если они скоропортящиеся, требуют быстрой доставки или особо ценные. В торговле на автомобильный транспорт приходится зна­чительная доля перевозок. Так, им доставляются почти все товары, поступающие в розничную торговую сеть.

 

 
 

 


Универсальный подвижной состав представлен автомобилями и прицепами с неопрокидывающимися кузовами в виде грузовой платформы с открывающимися задним и боковыми бортами.

В бортовых автомобилях (открытых или тентованных) перевозят грузы, не требующие особых условий при транспортировании, (строительные материалы, товары в бочках, ящиках и т. д.).

Специализированный подвижной состав включает в себя автомобили и прицепы с кузовами специального назначения (фургоны, рефрижераторы, цистерны, самосвалы и т. п.).

Автомобили-фургоны

Автомобили-рефрижераторы, оснащенные машинной холодильной установкой или имеют изотермическими кузовами

А втомобили-цистерны для наливных продукты (молоко, квас, бензин и др.).

Автомобили-лесовозы

Самосвалы имеют гидравлический подъемник для опрокидывания назад или вбок разгрузочной платформы. Они служат для доставки грузов, перевозимых навалом или насыпью.

В зависимости от грузоподъемности все виды автотранспортных средств можно подразделить на пять классов:

• особо малой грузоподъемности — до 1 т;

• малой грузоподъемности — от 1 до 3 т;

• средней грузоподъемности — от 3 до 5 т;

• большой грузоподъемности — от 5 до 8 т;

• особо большой грузоподъемности — свыше 8 т.

Железнодорожный транспорт занимает первое место по объему грузоперевозок. На его долю приходится около 80% грузооборота всех видов транспорта общего пользования. За счет возможности перемещения товаров большими партиями на значительные расстояния средняя себестоимость железнодорожных перевозок намного ниже себестоимости перевозок автомобильным транспортом. Применение этого вида транспорта в наименьшей степени зависит от погодных условий по сравнению с другими.

Для перевозки товаров по железной дороге используются универсальные и специализированные вагоны, цистерны и изотермический подвижной состав.

 

 

Универсальные вагоны предназначены для транспортирования товаров, не требующих ухода или особого обслуживания в пути следования. Их подразделяют на крытые вагоны, полувагоны и платформы.

В крытых вагонах перевозят как тарные, так и штучные грузы, требующие защиты от атмосферных осадков.

Полувагоны используют для грузов, перевозимых навалом (без счета мест при погрузке), насыпью, и грузов в контейнерах. В них также транспортируют тарно-штучные грузы, которые по своим размерам и массе не могут перевозиться в других видах вагонов. В полувагонах не допускаетсяперевозить товары, которые могут быть повреждены под влиянием атмосферных осадков и внешних воздействий.

Платформы применяют для перевозки контейнеров, а также тяжеловесных, крупногабаритных и длинномерных грузов.

Специализированные вагоны имеют особую конструкцию - Они предназначены для перевозки определенных видов грузов-

• вагоны для муки (муковозы), лесоматериалов (лесовозы), скота (скотовозы) и т. д.;

• хопперы (саморазгружающиеся вагоны с кузовом в виде воронки-бункера, загрузочными и разгрузочными люками для перевозки цемента, минеральных удобрений и других сыпучих грузов);

• вагоны и двухъярусные платформы для автомобилей (автомобилевозы);

• думпкары (полувагоны-самосвалы для перевозки угля, руды и других подобных грузов, оборудованные пневматическим или гидравлическим механизмом для разгрузки) и др.

Цистерны используют для перевозок наливных грузов (масел, патоки, воды, жидких удобрений, кислот и др.). Цистерны для перевозки цемента, кальцинированной соды и других сыпучих, а также газообразных грузов.

Изотермический подвижной состав для скоропортящихся продовольственных товаров, К нему относят:

• рефрижераторные вагоны;

• вагоны-термосы;

• молочные цистерны;

• цистерны для виноматериалов;

• изотермические вагоны-цистерны;

• цистерны-термосы.

Трубопроводный транспорт — вид наземного транспорта, посредством которого осуществляется передача на расстояние жидких, газообразных или твердых продуктов по трубопроводам. Он предназначен главным образом для транспортировки газа и нефти от мест их добычи к местам переработки и потребления, а также в морские порты для перегрузки в танкеры и дальнейшей перевозки.

Разновидностью трубопроводного является пневматический транспорт, с помощью которого осуществляют перемещение по трубам сыпучих грузов во взвешенном состоянии без перепада давления.

Гужевой транспорт, то есть колесный или санный транспорт, в котором для перемещения грузов используется сила упряжных животных (лошадей, оленей и др.), в настоящее время применяется редко, например, при завозе товаров в сельские магазины.

Водный транспорт предназначен для перемещения грузовпо естественным и искусственным водным путям.

Морской транспорт делят на

каботажный (перевозки между портами одной страны)

международный дальнего плавания, который играет важную роль в экспортно-импортных перевозках.

Речной транспорт применяется в основном на внутренних водных путях, однако наличие судов смешанного "река-море" плавания делает возможным его использование и в морских бассейнах.

В основном используется для перевозки грузов в районы Крайнего Севера, а также другие отдаленные районы, где отсутствуют или недостаточно развиты другие виды транспорта.

Перевозки носят сезонный характер, что ограничивает его применение, но при этом данный вид перевозок отличается более низкой себестоимостью по сравнению с автомобильными и железнодорожными.

Перевозки по водным путям осуществляются грузовыми и грузо-пассажирскими судами.

Грузовые торговые суда в зависимости от характера перевозимого груза делятся на сухогрузные и наливные.

Сухоррузные суда

Наливные суда

Воздушный транспорт удобно использовать при транспортировании крупных партий грузов на очень большие расстояния, поскольку он позволяет с высокой скоростью доставить их в любую точку мира. Внутри страны этот вид транспорта в основном применяют при доставке грузов в труднодоступные районы, а также при транспортировании срочных грузов. Это связано с высокой себестоимостью авиаперевозок.

Воздушные перевозки грузов выполняются грузовыми и пассажирскими самолетами.

При доставке грузов на большие расстояния, особенно в случае международных перевозок, возникает необходимость в сочетании различных видов транспорта. В этих случаях применяют так называемые интермодальные перевозки.

Интермодальные перевозки — это перевозки грузов в одной и той же грузовой единице (например, в контейнере, грузовом пакете) последовательно используемыми видами транспорта без обработки самих грузов при смене транспортных средств. Комбинация наземных, воздушных и водных перевозок позволяет выбрать оптимальный способ транспор­тировки грузов и тем самым сокращает сроки их доставки и уменьшает транспортные расходы.

Разновидностью интермодальной является комбинированная перевозка, при которой груз перевозится в одном транспортном средстве, размещенном на другом транспортном средстве. Например, при так называемых контрейлерных перевозках грузы в автопоездах, полуприцепах и съемных автомобильных, кузовах транспортируют на специализированных железнодорожных платформах.

Использование комбинированных перевозок обеспечивает Уровень сервиса, сопоставимый с прямой доставкой автотранспортом на условиях "от двери до двери", но при этом существенно увеличивается скорость доставки и гарантируется лучшая сохранность грузов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: