Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования
«Финансовый университет при Правительстве
Российской Федерации»
Департамент социологии, истории и философии
ТЕМА РЕФЕРАТА
Становление истории в качестве науки. Становление методологического аппарата истории.
Склизкова Алина Вячеславовна,
Финансово- экономический факультет,
1курс, группа ФЭФ19-4в
очно-заочная форма обучения
___________________________________
Научный руководитель:
К.э.н., доцент Горбань
Анастасия Александровна
Москва – 2019
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 3
История возникновения. 3
Этапы развития исторической науки. 4
Предмет истории как науки: цель, задачи изучения. 5
Принципы, методы, теории и источники изучения истории. 7
Методология истории. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 11
Список литературы.. 13
ВВЕДЕНИЕ
Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Этот интерес трудно обьяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек — существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития.
Современная наука обьединяет множество различных дисциплин, каждая из них имеет свои специальные теории, концепции, методы и методики расчетов и экспериментов. История науки определяется не только хронологией и персон логией конкретных открытий, но прежде всего познавательными стратегиями, указывающих перспективу исследований природы, общества и человека. Истоки собственно научной рациональности формируются в новоевропейской философии в противостоянии эмпиризма и рационализма, по-разному трактующих источник и метод получения научного знания.
|
Πредставления о строении мира, пространстве, времени, принципах движения и взаимодействия, которые вырабатывает наука, в современном мире является базовым знанием, необходимым для понимания мира каждым человеком в соответствии с уровнем знания своей эпохи. С научными представлениями соотносится развитие современной техники и технологии, а также мировоззренческие концепции в религии и философии.
История возникновения
Предмет истории не сразу существовал в том виде, в каком мы знаем его сейчас. Вследствие поступательного развития истории происходил процесс совершенствования и улучшения материального производства, изменялся и усложнялся политический строй общества и его социальная структура, наблюдался прогресс в науке, развивалась культура. Πо мере развития общества происходило развитие истории как науки, которая впитывала в себя опыт многочисленных поколений. Вследствие этого расширялось и обогащалось ее содержание, происходил процесс накопления знаний.
Β Древней Греции слово «история» имело значение «установление, расследование, узнавание». Как правило, под словом «история» подразумевалась подлинность, истинность событий и исторических фактов. Так же оно обозначало любое знание, полученное путём собственных открытий, исследований. Впоследствии под словом «история» стали подразумевать различные рассказы о каком-либо случае или происшествии, вымышленном или действительном.
Этапы развития исторической науки
|
Превращение исторических знаний в историческую науку осуществлялось в течении длительного времени. Сейчас в развитии исторической науки выделяют следующие наиболее важные этапы.
Сначала историческая мысль развивалась в виде сказаний и мифов. Особенностью мифологического мышления был исторический пессимизм – «то, что было раньше - лучше, чем сейчас». Кроме того, мифологическое мышление связывало ход истории с деяниями богов: все подчиняется воли божества.
Также важную роль придавали культу прошлого. Так, в Китае при каждом правителе находился историограф. Ко II в. до н. э. появилось множество летописей, что оказало ценное влияние на развитие исторической науки в Китае.
Историческая мысль эпохи Средневековья развивалась под влияние церковно-религиозной идеологии, поэтому в сочинениях исторический процесс общественного развития трактовался идеалистически. Ведущей исторической концепцией стала концепция провиденциализма (по воле провидения).
В средневековой России в начале XII века было создано выдающееся произведение «Повесть временных лет», автор которого монах Киево-Печерского монастыря Нестор.
В эпоху Нового времени некоторые историки и философы пытались объяснить причинно-следственные связи материального мира исходя из него самого. Однако для точки зрения ученых этого времени характерен дуализм: подходя к явлениям природы материалистически, в изучении истории придерживались идеализма, обьясняя ход исторического процесса как «воли Бога».
В след за этим началась историческая наука ХХ века. Именно в XX веке изменения, трансформации, переходность как момент историчности по-настоящему приобрели глобальный характер. Историческая наука в ХХ в. развивалась очень противоречиво. С одной стороны, именно в ХХ в. были созданы глобальные исторические теории ― цивилизационный подход и исторический материализм, а также приобрел всеобщий характер такой исследовательский метод, как исторический позитивизм. С другой стороны, во второй половине ХХ в. историческая наука рассыпалась на разные отрасли. Доминирующим направлением в исторической науке ХХ в., причем имеющим наибольшее число сторонников, является исторический позитивизм.