Принципы, методы, теории и источники изучения истории




 

Процесс становления исторической науки был связан с совершенствованием методологии истории, т.е. всего того комплекса принципов и приемов, в рамках которого осуществляется историческое исследование.

К основным принципам научного исторического исследования относятся:

– принцип объективности, который подразумевает воссоздание исторической действительности с опорой на подлинные факты и знание объективных закономерностей исторического развития;

– принцип детерминизма – научный подход, согласно которому все наблюдаемые явления не случайны, а имеют причину, вызваны определенными предпосылками, и вся действительность предстает как соединение причинно-следственных связей;

– принцип историзма, требующий рассмотрения исследуемого явления с учетом конкретных хронологических рамок и конкретной исторической обстановки. При этом нужно рассматривать явление в развитии, т.е. учитывать, какие причины породили его, как оно сформировалось и как видоизменялось со временем;

– принцип социального подхода, подразумевающий необходимость учитывать интересы, традиции и психологию определенных классов, сословий и групп, соотнесение классовых интересов с общечеловеческими;

– принцип альтернативности, который допускает возможность многовариантного исторического развития. Руководствуясь им, исследователь создает модели альтернативного развития путем сопоставления с аналогичными явлениями мировой истории, определяет степень вероятности осуществления того или иного события.

Методы, используемые в историческом исследовании, можно разделить на две группы: общенаучные и специальные. Общенаучные методы подразделяются на эмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, инверсия, моделирование, системно-структурный подход, построение гипотез).

К специальным историческим методам относятся:

– конкретно-исторический или идеографический метод: суть его – в описании фактов, явлений и событий;

– сравнительно-исторический метод: подразумевает, что явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве;

– историко-генетический метод: связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления;

– ретроспективный метод: заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий;

– хронологический метод: предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.

Исторические источники являются основой любого исторического исследования, без которой невозможно научное познание прошлого. Выявление источников, их систематизация и анализ составляют один из основных компонентов исторической науки. Этими задачами ведает специальная дисциплина – источниковедение.

Существует множество определений понятия «исторический источник». В соответствии с одним из них под историческим источником понимается любой объект, непосредственно отражающий исторический процесс и дающий возможность изучить прошлое человечества. Другими словами, исторический источник – это всё созданное или видоизмененное в процессе человеческой деятельности, а значит, объективно способное нести в себе информацию о ней.

Количество потенциальных исторических источников в широком смысле безгранично. Однако при изучении различных исторических периодов численность их оказывается далеко не одинаковой. Наименьшее число памятников, как правило, доходит до нас от первобытной эпохи и эпохи древности. В последующие века, по мере развития общественных отношений и технологий, источниковая база заметно расширяется. Также для разных периодов различна роль разных групп источников. Важнейшим водоразделом в этом смысле можно считать изобретение письменности и появление письменных источников. Письменные источники традиционно составляют основу исторической науки. Они имеют свою видовую классификацию – например, могут быть разделены на источники нарративные, т.е. описательные, повествовательные (к ним относятся хроники и летописи, биографии, мемуары и дневники) и источники документальные или актовые (памятники права, международные договоры, официальная переписка и др.).

В ходе исследования все исторические источники подлежат исторической критике. Основными её задачами являются, во-первых, выяснение значения источника как такового, во-вторых, анализ содержащихся в нем сведений. Первым занимается первичная критика, исследующая процесс происхождения источника (автор, место, время, условия и цель создания, связи с другими источниками) и имеющая главной целью установление подлинности источника. Важным её элементом является внешняя критика, то есть внешнее описание источника, включающее в себя подробное рассмотрение материала, формы, размера и прочих физических особенностей. Вторичная критика источника подразумевает критику его показаний и выяснение достоверности сообщаемых в нём сведений.

Методология истории

 

Методология — пограничная область каждой науки, через которую главным образом эта последняя соприкасается с другими науками, испытывая их влияние и в свою очередь воздействуя на них. Особенно тесной является ее связь с философией.

Так, разное решение основного вопроса философии обусловливает коренное различие в понимании категориального аппарата науки. Если для материалиста категории науки являются отражением в сознании людей объективной реальности, то для субъективного идеалиста — они продукт творческой деятельности разума, мыслительные конструкции, упорядочивающие хаос действительности.

Один из русских историков раскрыл специфику исторического познания. Эти вопросы актуальны и сейчас, такие как принципы исторического знания, критерий исторической оценки, познавательные цели и объект исторической науки и т.д. Уже в процессе становления методологии истории как особой научной дисциплины были сформулированы основополагающие проблемы исторического познания.

На середине 20 века под угрозу было поставлено существование истории в традиционном понимании как науки о прошлом. Именно в это время раздаются требования заменить ее наукой о будущем. Решили, что знание его бесполезно, потому что прошлое непознаваемо, и это кардинально отличается от настоящего.

Несмотря на отдельные позитивные результаты, полученные в области методологии истории, в целом эта дисциплина остается на идеалистических позициях в объяснении исторического процесса и путей его познания.

На принципиально иных идейно-теоретических основах развивается марксистская методология истории. В трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина содержатся положения, раскрывающие место и значение истории в жизни общества, а также принципиальный подход к осмыслению исторического познания как особой формы научного знания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в заключение можно сказать, что история – это наука, и довольно точная наука. Она не терпит недомолвок, приближенности и небрежного отношения к себе.

История необходима человеку не только в совершенствовании себя и развитии своего духовного мира, но и в понимании и осознании своей роли в этом мире. В.О. Ключевский писал: «Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в этот мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу».

Историческое время движется только вперед. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духовных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия исторического времени история не существует. События, следующие одно за другим, образуют временной ряд.

В основе истории как предмета и науки лежит историческая методология. Если во многих других научных дисциплинах существует два основных метода познания, а именно – наблюдение и эксперимент, то для истории доступен только первый метод. Даже несмотря на то, что каждый истинный ученый старается уменьшить до минимума воздействие на объект наблюдения, он все равно по-своему трактует увиденное. В зависимости от методологических походов, применяемых ученым, мир получает различные трактовки одного и того же события, разнообразные учения и т.д.

Список литературы

1. Всемирная история: Учебник для вузов/Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.

2. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – Брянск: Курсив, 1996.

3. История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций/Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 2001.

4. Гуркин А.Б. Основы теории и методологии исторической науки [Текст]: Методические указания по подготовке к семинарским занятиям / А.Б. Гуркин, И.П. Потехина, К.Н. Скворцов. – СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2011.

5. Методология источниковедения: [учеб. пособие] / Ю. А. Русина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 204 с

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: