Алгоритм написания сочинения
· Дать определение слова или словосочетания!!! Внимание!!! Поскольку необходимо будет потом доказывать справедливость этого определения примером их текста, подумайте, какое значение автор текста вкладывает в это понятие.
· Написать комментарий
· Привести аргументы (1 аргумент из текста, 1 аргумент из жизни или литературы)
· Построить сочинение логично, внедрить связки, проверить введение и заключение а также наличие всех структурных элементов сочинения.
· Проверить сочинение на наличие орфографических и пунктуационных ошибок.
↑ Структура сочинения:
· Первый абзац: ВСТУПЛЕНИЕ (посвящен определению слова)
· Второй абзац: КОММЕНТАРИЙ (можно не выделять в отдельный абзац)
· Третий и четвертый абзацы: АРГУМЕНТЫ
· Пятый абзац: ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итого: должно быть 4-5 абзацев. Если объединяете комментарий с определением, то 4, если пишете отдельно -5.
↑ ТИПЫФОРМУЛИРОВОК ТЕМ СОЧИНЕНИЯ
· Что такое …? (дружба, человечность, сострадание, любовь и т.д)
· …. – это… (Искусство – это..)
· Какого человека можно назвать верным? Какова роль книг в жизни человека?
· Иногда необходимо дать определение словосочетанию:
Драгоценная книга – это
Нравственны выбор – это
Сила духа – это
↑ ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
↑ СПОСОБЫТОЛКОВАНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА.
1) Описательный способ: Доброта – положительное свойство личности, проявляющееся в неравнодушии к окружающим.
2) Синонимический способ: Равнодушный – черствый, бездушный, нечуткий.
3) Отрицательное определение: Равнодушный человек – тот, кто лишен душевного тепла, милосердия и сострадания по отношению к окружающим, заботится только о себе.
4) Отсылочный способ: Равнодушие – это то же самое, что и духовная слепота.
!!!Помощь в формулировке:
Каждое из искомых определения можно отнести к группе:
· термин
· понятие
· нравственная характеристика
· свойство личности
· качество человека и т.д.
↑ КОММЕНТАРИЙ Что это такое?
· Раскрытие актуальности рассматриваемого термина
· Анализ многозначности понятия
· Соотнесение с другими понятиями
↑ Вопросы, помогающие оформить комментарий:
1) Что мне еще известно об этом слое, явлении, свойстве, черте характера?
2) Чем существенным я могу дополнить это определение?
3) Какое ключевое словосочетание в определении мне хотелось бы пояснить?
4) Какое значение ключевых слов мне хотелось бы уточнить?
Типичные ошибки при комментировании:
· Отсутствие связки между определением и комментарием
· Подмена комментария примерами из текста
· Подмена комментария примерами из жизни
↑ ПРИМЕР КОММЕНТАРИЯ:
Говоря о силе, мы чаще всего имеем в виду физическую выносливость. Однако это понятие гораздо глубже. Сила – это многозначное слово, оно образует такие словосочетания как «сила духа», «сила воли», «сила характера», «сила любви и т.д.
Так что же такое сила? Для ответа на этот вопрос обратимся к тексту Д.С. Лихачева.
↑ Аргумент из жизненного опыта:
· Исторические факты
· Общественно-значимые события, явления, обсуждаемые в обществе
· Высказывания знаменитых философов, литераторов, художников и т.д.
· Высказывания специалистов в какой-либо области (психологов, социологов, политологов и т.д.)
· Примеры из читательского опыта
· Результаты личных наблюдений
· Биография известного человека (нужно обязательно знать имя этого человека)
· Культурные и национальные традиции
Клише (типовые конструкции и фразы) для написания сочинения ОГЭ 9.3.
Для вступления:
· Что такое …? Попробуем поразмышлять над значением этого понятия.
· По моему мнению, … – это….
· Я думаю, что … – это….
· … – это понятие, знакомое каждому человеку. Но мало кто задумывается о значении этого слова. Так что же такое …?
· Что значит …? Попробуем разобраться в значении этого слова/понятия.
· Я согласен с ФИО в том, что … - это
· Попробуем разобраться в смысле этого слова
· Попробуем определить данное слово
· Что такое…? Немногие задумывается над этим сегодня. Я считаю, что
· Текст ФИО заставил меня задуматься над…
· Это нравственное понятие рассматривали многие писатели, поэты и философы..
Для основной части:
· Проиллюстрировать это понятие можно на примере из текста (примерах из текста). Так,в предложении....
· Чтобы подтвердить сказаннное, обратимся к тексту.
· В тексте ФИО можно найти пример, подтверждающий правильность моего определения (мысли или тезиса)
· Предложение … подтверждает мысль о том, что....
· Примеры … можно встретить и в жизни.
· В подтверждение приведу пример из жизни (художественной литературы, СМИ, истории и т.д.)
· В текст ФИО сказано: «...цитата...».
· Этот пример из текста ярко демонстрирует названное понятие.
· Конечно, в окружающем мире можно найти немало примеров, подтверждающих высказанную мною мысль.
· Обратимся к тексту, в котором говорится о....
· В своем тексте автор поднимает очень важную для нас (общества, сегодня) проблему.
· Автор говорит...подчеркивает... размышляет... высказывает свое мнение... делает акцент....
· Свое мнение я могу подтвердить примером из..
· Наблюдая за окружающими людьми, я не раз замечал(а), что
· В жизни мы часто сталкиваемся с... (наблюдаем...)
· Я не раз оказывался(лась) свидетелем того, как....
· Как-то раз ….
Для заключения:
· Таким образом,…
· Итак,…
· В заключение…
· Как мы видим…
· Итак, мне удалось проиллюстрировать примерами верность данного мною определения.
· В результате рассуждения мы приходим к выводу о том, что....
· Эти примеры стали убедительным доказательством моего определения.
· Надеюсь, что я смог(ла) объяснить значение слова...
· Полагаю, мне удалось объяснить значение слова и мои аргументы были убедительными.
· Подводя итог своим размышлениям, могу (хочу) сказать..