ТЕМА 4: Жизненный цикл компании




Аналитическое упражнение "Жизненный цикл компании "Кернер"

Перед руководством компании "Кернер" встал серьезный вопрос: весь прошлый год компания работала без прибыли. Искать причину в организации управления или деятельности региональных менеджеров было нецелесообразно: все российские компании по переработке масличных были в таком же состоянии. Проблема у всех одна - высокие цены на семена подсолнечника. Что делать? Пока не поздно продать бизнес и искать счастья в других отраслях?

Компания уже имела опыт быстрого сворачивания бизнеса. В конце 2002 г. компания приняла решение о строительстве в городе с морским портом терминала для перевалки сельхозпродукции. Уже были начаты подготовительные работы, когда выяснилось, что месторасположение будущего терминала выбрано неудачно - у причала недостаточная глубина. Не медля, проект был продан компании "Агроэкспорт".

Одно дело свертывания проекта, только было начато и совсем другое всего бизнеса. Для большинства из руководства компании компания "Кернер" - это не только место работы, это место формирования их как менеджеров, это дело всей жизни. Организацию компании начинали почти с нуля, не имея большого стартового капитала. Это сегодня в состав группы компаний входят ООО "Кернер-Трейд" - торговец сельхозпродукции, ООО "Кернер-Капитал" - торговец ценными бумагами; ООО "Аграрная компания", Маслоэкстракционный завод, Завод рафинированных масел, 11 региональных представительств, 27 элеваторов, 3 автотранспортных предприятия, 5 сельхозпредприятий областях общей площадью земель 12 тыс. га.

А в 1994 г. Компания "Кернер" начинала свою деятельность с бартера: поставляли крестьянам топливо, а за это получали семена подсолнечника. Бывали и такие случаи, когда вместо семян подсолнечника, что было указано в контракте, получали кукурузу.

Через несколько лет появилась проблема увеличения "портфеля" зернокультур. В 1995 компания начала реализовывать продукцию растениеводства не только в России, но и на внешнем рынке. Дело оказалось прибыльным: на российском рынке зерно стоило очень дешево, а на внешнем - его готовы были покупать по мировым ценам. Поэтому в компании были созданы отдельные программы экспорта каждой зерновой культуры. Однако компания начала испытывать определенные проблемы, а именно: работая более двух лет с чужими предприятиями, получала срывов сроков отгрузок, потери части объемов зерна и тому подобное.

Учитывая, что компания "Кернер" работала на рынке, который развивался, руководство компании приняло решение о покупке активов.

Следующим этапом развития компании "Кернер" стало участие в приватизации российских элеваторов. Риск был в том, что не было известно, сколько будет стоить элеватор в будущем: будет его стоимость увеличиваться или наоборот. К тому же объекты находились не в лучшем состоянии. Однако для дальнейшего развития компании крайне были необходимы элеваторные структуры. Уже потом стало известно, насколько это было удачным шагом: в середине 1990-х годов стоимость услуг элеваторов стоила около $ 3 за сохранение 1 т. зерна, а в 2005г. - уже $ 25-30 за 1 т.

В дальнейшем рентабельность зернового бизнеса не устраивала руководство компании, и оно обратило внимание на новый бизнес, который был рядом. Работая в первую очередь с семенами подсолнечника и зная стоимость его переработки и цену подсолнечного масла, в компании пришли к выводу, что в масложировой отрасли можно заработать неплохие деньги. Так, в начале 2000-х годов на экспортных операциях можно было получить около $ 50 за 1 т подсолнечника, а если его переделать - $ 80.

В 2001 г. Компания "Кернер" приняла решение приобрести Маслоперерабатыающий завод. В настоящее время компания уже имела неплохие позиции в этом регионе: сеть элеваторов, сильную закупочных структуру. Маслоперерабатыающий завод имел один недостаток - устаревшую материально-техническую базу. Нужно было инвестировать в обновление оборудования. Конечный продукт завода - нерафинированное масло отгружали наливом, линий рафинации и розлива в бутылки не было. На момент покупки завода это не имело решающего значения. Компанию устраивала прибыль, которую давал экспорт масла наливом.

В 2004 г. Компания "Кернер" удивила всех партнеров и конкурентов, купив еще одно предприятие - Завод рафинированных масел "Стрелецкая степь" в Луганской области. Этот завод - не только перерабатывает подсолнечное масло, но и разливает ее в бутылки с уже известной торговой маркой "Щедрый дар". На сентябрь 2004 доля продукции этой торговой марки на рынке составляла около 7%. Торговая марка уже имела широкую дистрибьюторскую сеть, компания "Кернер" провела селекцию дистрибьюторов и отобрала лучших. За полгода доля торговой марки "Щедрый дар" на рынке выросла более чем в 2 раза - до 14,3%. На Маслоперерабатыающем заводе был запущен новый экстрактор, ведется строительство комплекса рафинации масла и разлива ее в бутылки мощностью 350 т в сутки. Начата работа по усовершенствованию самой продукции. Интерес компании направлен на страны СНГ и, возможно, на западноевропейские страны.

Задания ситуации

1. Определите этапы жизненного цикла группы компаний "Кернер".

2. Какие факторы внешней среды бизнеса влияли на управленческое решение руководства компании "Кернер"?

3. Спрогнозируйте дальнейшие действия руководства группы компаний "Кернер".

4.Какие факторы внешней среды предоставляют возможности для развития бизнеса компании "Кернер"?

5. Какие факторы внешней среды представляют угрозу для развития бизнеса компании "Кернер"?

6. Определите, какой тип кадровой политики должен быть принят в компании и какие специалисты будут необходимы для реализации ее стратегических целей.

Решение

1)Этапы жизненного цикла группы компаний «Кернер»:

1. «Стартап» - этап создания организации. У основателей родилась бизнес-идея, они горит энтузиазмом.

2. «Рост». На стадии роста компания начинает увеличивать ассортимент своих продуктов, начиная выходить из ниши и захватывать новые сегменты и рынки. Наблюдается рост продаж. Компания не стремится производить крупные инновации, скорее проводит небольшие изменения и улучшения продукта, которые позволят с наименьшими затратами захватывать целевые рынки. На данной стадии компания достигает уровня прибыли, который позволяет обойтись без внешнего финансирования.

3. «Зрелость». На этапе зрелости организации уровень продаж стабилизируется, рост замедляется. Такая ситуация вызвана высоким уровнем конкуренции и насыщением рынка. На этапе зрелости компания также может приносить хороший уровень прибыли, благодаря правильно сбалансированному портфелю продуктов. Основной задачей бизнеса становится максимизация прибыли, что может быть достигнуто повышением стабильности работы и эффективности управления. Все управленческие ресурсы компании сфокусированы на внутренней эффективности, установлении жесткого контроля за ключевыми процессами. В развитии ассортимента компания также придерживается взвешенного подхода: детально контролирует расходами и оптимизирует ассортимент.

4. «Спад». На стадии спада компания теряет конкурентоспособность, продажи и прибыль ее снижаются. Отсутствие инноваций снижает рентабельность компании. Все решения становятся очень консервативными. Компания отказывается от любых инноваций и даже не идет на минимальный риск. Компания переходит в режим жесткой экономии и сокращения затрат, выходит из отрасли или переходит к стадии возрождения.

5. «Возрождение». Компания начинает бороться за своей существование и переходит к стратегии диверсификации бизнеса, развитию инноваций и новым приобретениям, сама начинает инвестировать в создание абсолютных инновационных решений. Компания фокусируется на разработке новых продуктов и повышение конкурентоспособности бизнеса.

2) На управленческое решение руководства компании "Кернер" влияли следующие факторы:

-факторы окружающей среды(когда компания приняла решение о строительстве в городе с морским портом терминала для перевалки сельхозпродукции и когда выяснилось, что месторасположение будущего терминала выбрано неудачно - у причала недостаточная глубина, проект был продан компании "Агроэкспорт");

-экономические (поставляли крестьянам топливо, а за это получали семена подсолнечника или кукурузу; в 1995 компания начала реализовывать продукцию растениеводства не только в России, но и на внешнем рынке, т.к. на российском рынке зерно стоило очень дешево, а на внешнем его готовы были покупать по мировым ценам; учитывая, что компания "Кернер" работала на рынке, который развивался, руководство компании приняло решение о покупке активов; участие в приватизации российских элеваторов: риск был в том, что не было известно, сколько будет стоить элеватор в будущем: будет его стоимость увеличиваться или наоборот; в дальнейшем рентабельность зернового бизнеса не устраивала руководство компании, и оно обратило внимание на новый бизнес- масложировую отрасль);

-технологические (в 2001 г. Компания "Кернер" приняла решение приобрести Маслоперерабатыающий завод, который имел устаревшую материально-техническую базу, нужно было инвестировать в обновление оборудования; на Маслоперерабатыающем заводе был запущен новый экстрактор, ведется строительство комплекса рафинации масла и разлива ее в бутылки мощностью 350 т в сутки, начата работа по усовершенствованию самой продукции).

3)Компания «Кернер» будет заниматься Маслоперерабатывающим заводом и заводом рафинированных масел "Стрелецкая степь". Хорошую прибыль приносит как Маслоперерабатывающий завод на котором конечным продуктом является нерафинированное масло, которое будет отгружаться не наливом, как это делалось раньше, а разливаться по бутылкам, так и завод «Стрелецкая степь». Этот завод - не только перерабатывает подсолнечное масло, но и разливает ее в бутылки с уже известной торговой маркой "Щедрый дар". Компания будет увеличивать прибыль и выходить на международный рынок.

4) Возможности для развития бизнеса компании "Кернер" предоставляют факторы научно-технического прогресса и международные факторы. Научно-технический прогресс определяет возможность повышать эффективность производства, а, следовательно, эффективность способов удовлетворения потребителей. Для того чтобы организация могла быть конкурентоспособной, необходимо собирать, хранить и распределять большие объемы информации о новациях, возникающих в среде деятельности. В последнее время появились совершенно новые технологии обработки ресурсов и информации: компьютерная и лазерная техника, робототехника, спутниковая связь, биотехнологии и т. д. Исследователи говорят о высокой скорости изменения технологий, и эта тенденция сохраняется. Международные факторы- в современном мире присутствует тенденция глобализации рынка. Это значит, что стираются границы между бизнесом в различных странах, развиваются транснациональные корпорации, все большее влияние имеют международные экономические и политические организации. К факторам, обусловливающим развитие международного бизнеса, относятся: более низкие издержки ведения бизнеса за границей, стремление уйти от торговых ограничений внутри страны, а также инвестиционные и производственные возможности других стран.

5) Угрозу для компании «Кернер» представляют собой политические и экономические факторы. Для бизнеса имеет большое значение политическая стабильность в обществе. От этого зависит уровень притока инвестиций и другого рода ресурсов в определенный регион. Отношение административных органов власти к бизнесу выражается в установлении различных льгот или пошлин, которые либо развивают бизнес в регионе, либо вытесняют сто, создавая неравноправные условия для различных организаций. Также используются приемы лоббирования интересов определенных промышленных групп в правительственных учреждениях, что также оказывает влияние на весь бизнес в целом. Факторы в экономической окружающей среде должны постоянно оцениваться, т. к. состояние экономики влияет на цели фирмы и способы их достижения. Это темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости населения, ставки кредитования бизнеса и т. д. Каждый из них может представлять собой угрозу. Так, колебания курса доллара относительно валют других стран могут стать причиной обретения или потери крупных сумм денег.

6) Превентивная кадровая политика. В подлинном смысле слова политика возникает лишь тогда, когда руководство фирмы (предприятия) имеет обоснованные прогнозы развития ситуации. Однако организация, характеризующаяся наличием превентивной кадровой политики, не имеет средств для влияния на нее. Кадровая служба подобных предприятий располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный период. В программах развития организации содержатся краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах, как качественный, так и количественный, сформулированы задачи по развитию персонала. Основная проблема таких организаций- разработка целевых кадровых программ.

 

Индивидуальное задание

На примере конкретной организации изобразите графически и определите тип ее структуры управления. Определите, существует ли потребность в совершенствовании этой структуры управления.

Решение

ООО «МПК СКВОРЦОВО» расположенная в Симферопольском р-не в с. Скворцово. На сегодняшний день в организацию входят:

Сырьевая база - группа сельхозпроизводителей агропромышленного комплекса: ООО «Велес-Крым», ООО «Антей», ООО «Яросвит Агро».

Производство и реализация продукции - мясоперерабатывающий комбинат «Скворцово».

Доставка - автотранспортное предприятие «Джи Ай Ти».

ООО «МПК Скворцово» - это крупнейшее предприятие группы компаний «Скворцово». Его ассортимент довольно широк и составляет около 100 видов копченых, вареных и сырокопченых колбас, деликатесных мясных изделий. Предприятие держит руку на пульсе мировых тенденций в развитии технологий производства. На МПК идет постоянная работа над внедрением инноваций.

Организация использует линейно-функциональную структуру - ступенчатая иерархическая. Линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления.

Линейно-функциональная структура управления ОО «МПК Скворцово» не требует усовершенствования, т.к. благодаря ей организация успешно работает.

Д- директор; ФН - функциональный начальники; ФП – функциональные подразделения; ОП - подразделения основного производства.

Рисунок 1. Структура управления в ООО "МПК Скворцово"



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: