Параметры | Содержание | Баллы | Итог |
Цель урока | 1. Организовать работу учащихся так, чтобы они сами добывали знания | ||
2. Передать учащимся знания в готовом виде | |||
3. Тренировка школьниками умений по жестко заданному учителем образцу | |||
4. Организация работы, при которой школьники сами выбирают способ решения заданной учителем задачи | |||
5. Организация работы учеников таким образом, чтобы у них возник интерес к процессу работы | |||
6. Ориентация учеников на получение наибольшего количества хороших оценок | |||
Метод урока | 7. Организация работы с учебником, учебными и неучебными текстами | ||
8. Предъявление нового материала учителем в готовом виде | |||
9. Учебные задания с заданным порядком действий | |||
10. Учебные задания со стимулированием к индивидуальной организации их выполнения | |||
11. Творческие задания | |||
12. Различные виды работ на оценку | |||
13. Беседа, экскурсия | |||
13. Ролевые и деловые игры, социальное проектирование, соревнование, дискуссия, коллективные творческие дела, тренинг | |||
Средства организации урока | 14. Лекция, демонстрация опытов, лекция с использованием наглядности, показ фильма (объяснение нового материала в готовом виде) | ||
15. Проведение устного и письменного опроса, самостоятельной работы, взаимоопрос и пр. — с выставлением оценок | |||
16. Формулирование задач и поддержка индивидуальной работы, обеспечение учебно-познавательными материалами | |||
17. Лабораторная, практическая работа, работа с учебником — по алгоритму | |||
18. Совместное обсуждение, проблематизация | |||
19. Поощрение детей к поиску своих способов решения | |||
20. Стимулирование познавательной активности без выставления оценки | |||
21. Организация взаимодействия, в котором школьники приобретают опыт общения, отношений, деятельности | |||
22. Предоставление конкретных образцов решения той или иной учебной задачи | |||
23. Организация творческой работы с поддержанием интереса к процессу работы | |||
Действия учащихся | 24. Внимательное слушание, наблюдение, объяснение и запись | ||
25. Пассивное восприятие информации | |||
26. Индивидуальная проработка материала, обращение к разным источникам, использование разных способов добывания информации по заданной проблеме | |||
27. Инициативность, творческий подход к решению задач, умение рассуждать и аргументировать | |||
28. Поиск разнообразных способов решения задачи и определение личного порядка действий | |||
29. Жесткое следование алгоритму решения учебной задачи, заданному учителем | |||
30. Списывание чужого способа | |||
31. Воспроизведение материала учебника в готовом виде | |||
32. Участие в планировании дел, дискуссии | |||
33. Стремление получить отметку: дополнительные задания, готовность ответить, быстрота и точность | |||
34. Дискуссия, вопросы, работа с книгой | |||
35. Отказ от ответа или отказ от выполнения задания на отметку | |||
Приемы развития мышления | 36. Поиск закономерностей: найти лишнее, найти закономерность и расставить в правильном порядке; назвать одним словом; сворачивание информации в виде таблицы и анализ таблицы; составление подписей к кроссвордам | 1–3 | |
37. Анализ: найдите соответствие; что лишнее и почему; подчеркните то, что относится к..; подчеркните понятия | 1–3 | ||
38. Синтез и обобщение: перечислены характеристики объекта — о чем речь; рисунки нескольких объектов — в каком процессе они участвуют; перечислены даты, имена, место — о каком событии идет речь; составление развернутого плана темы, опорного конспекта | 1–3 | ||
39. Сравнение: найдите сходство и различие между А и Б (термины, объекты, рисунки, системы, процессы); выделите ведущие характеристики для сравнения | 1–3 | ||
40. Причинно-следственные связи: продолжите ряд или вставьте пропущенный фрагмент; расположите в логической последовательности; постройте систему понятий или интеллект-карту; составление и решение развивающих канонов; составление опорных конспектов, графиков; графическое описание закономерностей | 1–3 | ||
41. Умение делать вывод: прочитать или прослушать текст (диалог, монолог) и сформулировать вывод; предложить как можно больше вариантов решения проблемной ситуации; сделать вывод о причинах изменения в протекании процесса, в структуре или в составе объекта | 1–3 | ||
Управление вниманием на уроке | 42. Особенности наглядного материала (яркость, новизна, структурирование) | ||
43. Изложение материала (яркость, образность, эмоциональность речи, смена интонаций, речевых форм) | |||
44. Установка быть внимательными | |||
45. Смена видов деятельности на уроке (чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными) | |||
46. Организация активности детей | |||
47. Формулируется важность темы урока в контексте учебного курса и будущей жизни | |||
48. Ключевые моменты урока получают отражение на доске | |||
49. Выявление непонятных слов или фраз и замена их общедоступными описательными выражениями | |||
50. Пояснения с помощью аналогий и примеров | |||
51. Учитель поддерживает, ободряет учеников, сталкивающихся с трудностями на уроке | |||
Обеспечение качественного восприятия материала | 52. Установка на восприятие учебного материала | ||
53. Контроль точности и полноты восприятия учебного материала | |||
54. Благоприятный фон восприятия при изложении материала | |||
55. Использование прошлого опыта при организации восприятия материала | |||
56. Учет возрастных особенностей восприятия | |||
Развитие мнемнических способностей учащихся | 57. Формирование установки на запоминание | ||
58. Акцентирование внимания на запоминаемом материале | |||
59. Учет индивидуальных мнемических особенностей учеников | |||
60. Определение ключевых слов | |||
61. Учет средних показателей запоминания | |||
62. Организация материала для заучивания (дозировка по объему, распределение по времени, структурирование, языковое оформление, использование ассоциаций) | 1–2 | ||
63. Предоставляется возможность усвоения материала разных уровней сложности (для учащихся разных уровней успеваемости) | |||
Контроль и коррекция деятельности учащихся | 64. Оценка действий учащихся отделяется от личного отношения учителя к ним | ||
65. Избегание прямых указаний и коррекции действий учащихся | |||
66. Ученики побуждаются оценивать и корректировать работу друг друга | |||
67. Ориентация на коррекцию действий по запросам самих учащихся | |||
68. Пояснения, вопросы и примеры запрашиваются у учащихся | |||
69. Тактично отмечаются слабые места, несовершенства в примерах учащихся | |||
70. Идеи учеников разрабатываются и используются на уроке | |||
71. Для самооценки и самоконтроля применяются привычные нормативы и приемы, используемые на каждом уроке | |||
Поддержание приемлемого поведения в классе | 72. Варьирование форм учебной активности | ||
73. Использование приемов активизации учащихся на уроке | |||
74. Использование активных методов обучения (дискуссии, распределение ролей) | |||
75. Применение специальных способов организации учебной работы, рассчитанных на пассивных учащихся | |||
76. Учитель не обращает внимания на мелкие непреднамеренные нарушения дисциплины на уроке | |||
77. Ученики, нарушающие дисциплину, сталкиваются с немедленной реакцией учителя | |||
78. Педагог восстанавливает дисциплину с помощью самих учащихся | |||
79. Педагог не борется с нарушителями дисциплины, а использует для таких ребят особые формы учебной работы | |||
80. Наблюдаются авторитарность и подавление личности ребенка непререкаемым авторитетом учителя, положение «над» детьми | |||
81. Заискивание перед детьми, неумение учителя владеть ситуацией, управлять учебно-воспитательным процессом на уроке, положение «под» детьми |
Методика состоит в заполнении после окончания урока таблицы. Баллы ставятся только в том случае, если действия учителя полностью удовлетворяют требованию, сформулированному в пункте. Итоговый результат определяется следующим образом: если конкретные требования к уроку выполнялись, то в итоговой таблице ставится балл. В методике содержатся как классические требования к уроку, оцениваемые в 1 балл, так и современные требования педагогики сотрудничества, оцениваемые в 2 балла, а также в 3 балла. Данная методика позволяет провести диагностику отдельных сторон деятельности учителя, а также определить уровень психологического качества урока по формуле:
|
|
|
По величине У (ср) определяется уровень профессиональной деятельности учителя:
менее 0,5 — не удовлетворяет не только современным требованиям, но и ряду классических;
0,61 — удовлетворяет практически всем классическим требованиям и некоторым современным;
0,75 — удовлетворяет не только классическим требованиям, но и значительной части современных;
более 0,9 — удовлетворяет как классическим, так и практически всем современным требованиям.
Приложение 3