1. Подготовка к посещению урока (занятия)
1. Уточнить и понять цели экспертизы коммуникативной культуры учителя, а также цель наблюдения.
2. Внимательно изучить схему наблюдения.
3. Вспомнить или заново познакомиться со спецификой метода наблюдения и требования к нему.
4. Составить протокол наблюдения.
5. Настроить себя на объективную фиксацию наблюдаемого, исключив влияние субъективных установок на учителя, процесс и результат наблюдений.
6. Познакомиться со словарем терминов, раскрывающих смысл различных видов словесных воздействий; при необходимости обратиться к дополнительной литературе.
2. Проведение наблюдения
1. При знакомстве с учителем, урок которого наблюдается, и установлении контакта с ним избегать формулирования конкретной цели наблюдения.
2. Фиксация наблюдаемых словесных воздействий ведется по схеме, где в одну из граф записываются слова, обращения, высказывания, которые могут быть отнесены к тому или иному виду воздействий. Если возникают трудности в отнесении тех или иных высказываний к определенному виду, можно воспользоваться словарем терминов.
3. Необходимо записывать словесные воздействия, отсутствующие в схеме, но имеющиеся в речи учителя. Этот материал следует использовать при проведении анализа и подведении итогов.
Словарь терминов, раскрывающих смысл различных видов словесных воздействий. Составлен по: Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1989
Замечание – выговор, указание на ошибку.
Интонация – повышение или понижение голоса при произношении.
Инструкция – сформулированная в слове последовательность действий.
Ирония – тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.
Команда – краткий устный приказ.
|
Нравоучение – поучение, внушение нравственных правил.
Нотация – наставление, выговор.
Ободрение – внушение бодрости, поднятие настроения.
Порицание – выговор, осуждение.
Поощрение – то, что поощряет: одобрение, награда, сочувствие, возбуждающее желание делать хорошо, лучше.
Просьба – обращение, призывающее удовлетворить какие-либо нужды, желания.
Распоряжение – 1. То же, что и приказание. 2. Забота об устройстве, использовании, применении чего-либо.
Угроза – запугивание, обещание причинить зло.
Указание – наставление, разъяснение, указывающее, как действовать.
Упрек – неудовольствие, неодобрение или обвинение, высказанное кому-нибудь.
Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь.
3. Обработка результатов наблюдения и формулирование выводов
1. Подсчитать количество слов-воздействий каждого вида и записать соответствующую цифру в графу 5.
2. Определить ранговое место каждого вида воздействий и проставить эти данные в графе 6.
3. Соотнести ранговые места того или иного вида воздействий, которые наблюдались у учителя на уроке, с данными, представленными в графах 1 и 3.
Примечание. В графе 1 приведены ранговые места словесных воздействий, которые характерны для учителей, имеющих высокий уровень понимания учащихся.
В графе 3 приведены ранговые места словесных воздействий для учителей, имеющих низкий уровень понимания учащихся.
4. Сделать вывод:
а) о наиболее характерных для данного учителя словесных воздействиях на учащихся, принимая во внимание, что 1–4 – высокие, 5–8 – средние, 9-12 – низкие ранговые места того или иного вида воздействий;
|
б) свидетельствуют ли эти, наиболее характерные виды воздействий учителя о его понимании учащихся, учитывая, что одним из основных показателей коммуникативной культуры является понимание ученика.
5. Если проведенная обработка не позволяет определенно дать заключение о наиболее характерных словесных воздействиях учителя, то нужно обратиться к тем видам воздействий, которые не указаны в схеме, но которые вы установили и зафиксировали в ходе наблюдения, и использовать эти данные для разрешения сомнений.
· О наиболее характерных для данного учителя словесных воздействиях на учащихся, принимая во внимание, что 1-4 - высокие, 5-8 - средние, 9-12 - низкие ранговые места того или иного вида воздействий.
· Свидетельствуют ли эти, наиболее характерные виды воздействий учителя о его понимании учащихся, учитывая, что одним из основных показателей коммуникативной культуры является понимание ученика.
Схема наблюдения
Ранговое место словесного воздействия при высоком уровне понимания учителем учеников | Виды словесных воздействий | Ранговое место словесного воздействия при низком уровне понимания учителем учеников | Слова, высказывания, обращения того или иного вида воздействий на разных этапах урока | Всего воздействий того или иного вида у наблюдаемого учителя | Ранговое место того или иного вида у наблюдаемого учителя |
- | Нравоучение | ||||
- | Нотация | ||||
Обращение по фамилии | |||||
Повышение тона | |||||
- | Дисциплинирование – приказ | ||||
- | Замечание –вопрос | ||||
- | Угроза | ||||
Команда | |||||
- | Упрек | ||||
- | Просьба | ||||
Распоряжение | |||||
Инструктирование | |||||
Поощрение | - | ||||
Юмор | - | ||||
Ободрение | - | ||||
Диалог | - | ||||
Порицание | - | ||||
При проведении наблюдения в графу 4 записываются слова, обращения, высказывания учителя, которые могут быть отнесены к тому или иному виду воздействий. При трудностях отнесения тех или иных высказываний к определенному виду, их следует записать отдельно, а затем воспользоваться словарем терминов.
|