Титаны Возрождения. Рафаэль. Афинская школа




 

Мы воспринимаем Рафаэля как художника эмоционального и гармоничного, как совершенного в своей форме и духе, а он является художником очень конструктивным, и в основе всех его работ лежит абсолютно архитектурно-конструктивная основа. Выражаясь современным языком, он является идеальным сценографом своих картин: и живописным, и монументальным. Если мы продолжим эту тему и возьмем одну из его самых знаменитых фресок «Афинская школа», в Станце делла Сеньятура, то на ней мы увидим всех великих философов. В центре Платон, Аристотель, Пифагор, Диоген, Леонардо. Но в этой картине интересно прежде всего то, как он выстроил пространство этой школы. Её композиция-это арка, вписанная в арку, вписанную в арку. И называется это - перспективно-ритмическое арочное построение. Главная и центральная арка является центром этой композиции - там, где изображены Платон и Аристотель. Они - ядро этой композиции. Потом начинается еще одна арка, которая захватывает определенное пространство, затем идет вторая, третья и, наконец, та, что наплывает на нас, и мы становимся как бы частью этого арочного построения и как бы входим внутрь этого пространства, оказываясь в афинской школе. Но здесь имеется еще одна тонкость. Дело не только в том, что здесь есть конструктивно и архитектурно выстроенная театрально-сценографическая композиция с захватом центрального зала, но и в том, что он не просто так все выдумал. Это один из неосуществленных архитектурных проектов архитектора Браманте, который разработал все это для не осуществленного им собора Святого Петра. Как видите, ничего не пропало, потому что Браманте был его соотечественником, другом, коллегой, и Рафаэль не мог дать пропасть проекту. И только после того, как он выстроил композицию, расположить фигуры философов не составило никакого труда. Это уже то, что называется на современном языке «мизансцена». А настоящие режиссеры знают, что сначала делает сценография всего, а потом актеры располагаются внутри мизансцены. Рафаэль был идеальным современным сценографом. Не художником театра, не декоратором, а сценографом, где образ и пластически-архитектурное решение образа есть одно и то же. Осмелимся даже сказать, что с точки зрения композиции или сценографии Рафаэль был намного совершеннее Микеланджело. Этот метод Рафаэля, о котором мы говорим и который называется сценографией, у него обозначился очень рано. Если мы возьмем его работу «Обучение Богородицы», то там это более обнажено. Это ранняя картина, и в ней присутствует такая простота. И опять это арочное построение. Внутри есть замечательные проект Браманте - храм, состоящий из арок, которые продолжаются и в самой группе, что стоит на переднем плане, потому что склоненные головы Марии и Иосифа, замкнутые на Первосвященнике, и даже их руки тоже образуют эти арки. Были художники, что называли себя назарейцами. Они были, в основном, художниками немецкими и итальянскими, которые жили в Италии, и во главе которых стоят Фридрих Овербек. Он буквально повторил фреску Рафаэля в Станце делла Саньятура «Диспут о таинстве причастия». И, если их сравнить, то становится понятно, что ничего Фридрих Овербек не повторил - он дышит другим воздухом, мыслит и чувствует по-другому.

 

 

 

 

 

IV. Примирение титанов

«Как могут двое поладить, если один подозревает другого, а тот в свою очередь его презирает». «Государь» Никколо Макиавелли

 

МОУ СОШ №39 с углубленным изучением отдельных предметов. Так официально называется наша школа. Под отдельными предметами подразумевается ИЗО, архитектура, ДПИ, графика, черчение, дизайн. Наша параллель соответствует букве «Б» - художественно-эстетическому направлению. К тому же мы являемся выпускниками в этом году. Так как мы намного больше художественно развиты, в отличие от других классов, то заметили, что интерьер нашей школы скуден, требует некой изюминки, которая сразу давала понять, что Вы находитесь в нашей школе.

«Когда-то они были расписаны» - сообщила нам наш учитель, подразумевая стены. Мы зажглись новой идеей, а если это произошло, то не посмеем уйти на полноценные каникулы, пока не закончим. Так начался первый этап.

I этап. Поиск идей и информации. Афинская школа. Какая у Вас возникает ассоциация? Древняя Греция, Аристотель, Платон, Сократ…. Для нас в первую очередь это Рафаэль. Рафаэль Санти и его фреска в Ватикане. Прекрасная идея для реализации, ведь его композиция идеально впишется в лестничный пролёт. Но нам нужно сокращать пространство, т.к. время поджимает. В этом случае, нужно добавлять большие фигуры для заполнения. Создаётся наброски, начинается поиск композиционных решений, потому что точную копию сделать мы не может, ведь мы не Брюлловы, а убирать массы, без их восполнения нельзя. Рафаэль, и у нас на уме Микеланджело. Взаимосвязь художников. Микеланджело Буонарроти и росписи в Сикстинской капелле, прекрасно! Кого мы здесь видим? Адама, Еву, Господа, пророков… сивилл. Это языческие жрицы, предсказывающие будущее. Дельфийская сивилла будет указывать путь нашим школьникам. И в противоположность им, как связь эпох античности и ренессанса – пророк Иезекииль. Один знакомый художник предложил нам стилистически упростить центральную часть, но нам идея категорически не понравилась. Куда упрощать более? Мы изменили некоторые композиционные массы, цвета, элементы архитектуры. Мы решили оставить свою задумку. Цель изменилась. Мы хотели доказать, что классическая реалистическая техника не может быть устарелой или не входящей в любой интерьер. Идея есть, композиция есть, надо определиться с реализацией, а именно с красками. Гуашь с клеем – нет, темпера – дорого, нет, - масло. Нет не художественное, а обычное малярное строительное масло. Мы приступаем ко 2му этапу.

II этап. Работа на месте. День 1. Первоначально мы сделали набросок композиции карандашом и углём на подготовленной стене. Отметили касания и границы росписи. День 2. Начало работы с цветом. Мы столкнулись с ужасной проблемой. Краски слишком жидкие и стекают с вертикальной стены. Мы неопытны и не смогли намешать много оттенков. День провалился. Однако ночью мне [Ксении] пришла грандиозная мысль. Нужно наливать краски в баночки из под гуаши и работать на палитре, словно работаешь художественным маслом. День 3. Всё получилось. Хитрость сработала. Работать стало намного легче, палитра обогатилась. Идёт оформление фона и больших цветовых масс. Не затрагиваем центральную композицию, работаем по крайним. День 13. Закончена Дельфийская сивилла. Сложное лицо, непривычно рисовать на высоте и в таких масштабах, приходится постоянно слезать с лесов. Запах ужасный, устаём очень быстро, поэтому работаем по 4-5 часов. Выходные. День 17. Начало детальной работы с пророком. Лицо намного легче – профиль. Проблемы с разворотом. Подбор цветов. День 27. Окончание работы с пророком Иезекиилем. Выходные. День 30. У нас новые маски, в которых удобнее работать. Начинаем главную композицию. Делаем фон. Проблема с подбором цвета известняка. Пишем лестницу. День 32. Переписываем лестницу. Цвет странный, грязный, не похож на известняк. Новое открытие: Светлые краски более жидкие. Центр весь светлый. Всё течёт, лестница похожа на холмы Грузии. День 35-37. Работа с арками. День 38. Скульптуры, первые прикосновения к верхним фигурам. День 39-48. Основные массы написаны, избавление от белых пятен. Корректирование диалогов между людьми и их ролей в композиции. День 49-54. Проработка деталей всей росписи, создание фронтона и внефронтонного пространства. Очень страшно работать на такой высоте. От каждого вздоха леса начинают колыхаться. Понимаешь, что всё крепко и стойко стоит, но начинают играть нервы, и создаваться ужасные фантазии. Рабочий день продлён до 6-7 часов в день. Мы решили, что не уйдём, не доделав. Леса не достают до нужно высоты, приходится вытягивать руку, в связи с чем надпись на фронтоне не получается ровной. День 55. Окончание работы. Мы решили подправить некоторые детали после высыхания. Эпилог. Убраны подтёки, детализированы части, подписаны свитки. Конец работы.

Микеланджело и Рафаэль работали вблизи друг от друга в одно время в галереях Ватикана. Они завидовали друг другу, между ними была непрямая конкуренция. Оба художника заняли твёрдые позиции в мировой художественной культуре. То, что они не смогли сделать сами, мы сделали за них. Мы примирили их, поместя роспись Буонарроти рядом с фреской Санти. Мы немного отошли от реалистической школы, добавили импрессионизма, однако вписаться в интерьер школы это не помешало.

Титаны ренессанса оставили память о себе в своих работах, а мы – в своих. Задача монументальной (памятной) живописи заключается в сохранении искусства для потомков. Мы справились с главной задачей, потому считаем свою работу законченной.

 

 

 

Заключение

Целью работы стало изучение монументальной живописи. Проведя творческий эксперимент, мы пришли к выводу, что монументальная живопись в интерьере изменяет взгляд на него. Искусство смягчает тягость учебных дней, помогает перенестись в другое измерение мыслей о философах древности. Новый интерьер позволил нам и нашей школе самовыразиться, в связи с чем мы смогли удовлетворить свои духовные и трудовые потребности. Мы продолжили свою работу в традициях монументальной живописи, это доказывает, что данный вид живописи актуален во все времена, потому что является частью декора, без которого человек не может обойтись.

 

 

 

 

Список литературы

1. Мост через бездну: полная энциклопедия всех направлений и художников. Паола Волкова, сост. Мария Лафонт – Москва: Издательство АСТ, 2018.

2. ТОМ 38 Микеланджело Буонарроти – Москва: Издательство Директ-Медиа, 2010

3. М 74 Основы живописи: Учеб. Пособие. Могилевцев В.А. – Спб.: 4арт, 2016.

4. Италия VII-XVI веков: Собрание живописи, том 1. В.Э. Маркова – Москва: Издательство Галант, 2002

5. Изобразительное искусство: полная энциклопедия. Е.В. Амфилохиева – Москва: Издательство Эксмо, 2010

6.https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/ZHIVOPIS_MONUMENTALNAYA.html

7.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: