Искусство – ядро эстетической культуры.




Духовная сфера.

1. Духовная сфера жизни общества - сфера, охватывающая различ­ные формы и уровни общественного сознания, проявляющаяся в духов­ном производстве для удовлетворения духовных потребностей и созда­нии духовных ценностей.

Духовные потребности – потребно­сти в создании и освоении духовных ценностей. Духовные потребности не заданы биологически, от рождения. Формируются в процессе социализации.

Духовная деятельность (производство) – деятельность людей по созданию духовных ценностей.

Виды духовной деятельности:

1. Познавательная 2. Ценностно-ориентировочная 3. Прогностическая

Духовные ценности – блага, про­являющиеся только через сознание людей и направленные на удовлет­ворение духовных потребностей (произведения искусства, учения, научные открытия и т.д.).

2. Культура.

В широком смысле культура – все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты.

В общем смысле культура – совокупность достижений людей в материальной и духовной сферах.

Материальная культура – создается в процессе материального производства (здания, оборудование, орудия труда).

Духовная культура – включает в себя процесс духовного творчества и созданные духовные ценности. Функции культуры: познавательная, оценочная, регулятивная, информативная, коммуникативная, социализации.

Виды культур:

Доминирующая культура - основная культура в рамках определенного общества, диктующая принципы и ценности, которых придерживается большинство людей.

Народная культура - культура, характерная для определенной этнической общности (народа, нации).

Особенности: простота, доступность, анонимность, создается всем народом, связь с национальными корнями, служит для национальной самоидентификации, возникает в процессе практической деятельности людей

Элитарная культура - культура, характерная для привилегированных слоев общества.

Особенности: сложность по содержанию и структуре, узкий круг потребителей и создателей, аудитория должна иметь необходимые знания для понимания, создается профессиональными творцами.

Массовая культура – культура, предназначенная для широких слоев населения в данном обществе.

Особенности: коммерческая направленность, ориентация на широкий круг потребителей, тиражируема, распространяется через СМИ, простота и доступность форм, не требует подготовки для понимания, развлекательная направленность.

Положительное влияние: так или иначе, приобщает каждого к культуре; имеет свои достижения; удовлетворяет потребности в досуге и развлечениях; является средством самовыражения.

Отрицательное влияние: снижает общую планку культурного уровня; формирует искусственные потребности и запросы; формирует стандартное поведение и вкусы; насаждает социальные мифы.

Субкультура – (лат. sub – под) – культура определенной социальной группы. Субкультура служит целям выделения и идентификации членов этой группы (профессиональной, национальной, демографической).

Контркультура – культура, которая альтернативна доминирующей, находится с ней в оппозиции. Кон­тркультура является выражением протеста и несогласия с ценностями доминирующей культуры.

Наука.

 

Наука - форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе, человеке, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука – это:

1. Социальный институт 2. Отрасль духовного производства 3. Система знаний.

Модели развития науки:

1. Постепенное развитие 2. Через научные революции 3. Через интеграцию научного знания

Научная революция – процесс коренного, качественного изменения господствующей системы идей и теорий (парадигмы), которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период.

Функции науки:

- Познавательная - описание и объяснение окружающего мира, общества и человека.

- Культурно-мировоззренческая - формирование научного мировоззрения.

- Производительная – является фактором производства

- Прогностическая - предсказание явлений в будущем.

- Социальная - содействие в развитии общества.

Особенности науки: объективность, обоснованность, универсальность, системность, высокий уровень обобщения, рациональность, наличие специальных методов и способов, терминологический аппарат.

Виды наук по содержанию: естественные, технические, точные, общественные, гуманитарные.

Виды наук по направленности: фундаментальные (биология, химия и т.д.) и прикладные (медицина, педагогика, экология и т.д.).

Образование.

Образование - целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков и их совершенствованию.

Функции образования:

экономическая - передача и освоение навыков профессиональной деятельности;

социальная - социализация личности и воспроизводство социаль­ной структуры общества;

культурная - передача и освоение достижений духовной культуры предыдущих поколений.

Принципы образовательной политика в РФ: гуманистический характер образования;приоритет общечеловеческих ценностей;право личности на свободное развитие;единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;общедоступность образования; адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;светский характер образования в государственных учреждениях;свобода и плюрализм в образовании;

демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.

Тенденции в развитии образования:

демократизация, гуманитаризация, гуманизация, компьютеризация, интернационализация процесса образования, рост продолжительности образования, непрерывность образования.

Образование в РФ:

дошкольное общее (начальное, основное, среднее) Профессиональное (начальное, среднее, высшее) послевузовское дополнительное

Искусство.

Искусство – практическая деятельность, направленная на освоение и создание эстетических ценностей, отражение окружающей действительности в художественных образах.

Искусство – ядро эстетической культуры.

Теории происхождения искусства: игровая, трудовая, биологизаторская, магическая.

Функции искусства: эстетическая, социальная, познавательная, компенсаторная, гедонистическая, познавательная, прогностическая, воспитательная, развлекательная.

Виды искусства: литература, архитектура, живопись, графика, скульптура, музыка, театр, киноискусство, танец, декоративно-прикладное искусство, фотоискусство.

Особенности искусства: является образным, наглядным; наличие специфических способов воспроизведения, огромная роль воображения, фантазии.

Мораль.

Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей (на основании представлений о добре и зле).

Функции морали: регулятивная, ценностно-ориентационная, воспитательная, познавательная, мотивационная, оценочная, коммуникативная.

Элементы морали: нормы поведения, моральные качества, нравственные принципы, морально-психологические механизмы контроля, моральные ценности.

Религия.

Религия – форма общественного сознания, основанная на вере в существование сверхъестественного. Элементы религии: вера, учение, религиозная деятельность, религиозные институты.

Функции: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, воспитательная, культуротранслирующая, интегрирующе-дезинтегрирующая, легетимирующе-разлегитимирующая.

Религии:

Мировые: буддизм, христианство, ислам (большое число последователей по всему миру)

Национальные: индуизм (Индия), конфуцианство (Китай), даосизм (Китай), иудаизм (Израиль), синтоизм (Япония), зороастризм (Иран).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: