Целевые ориентиры освоения программы детьми старшего дошкольного возраста с ТНР
Социально-коммуникативное развитие
Ребенок за год научится:
· овладевать основами продуктивной деятельности, научится проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.;
· выбирать род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;
· участвовать в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
· передавать как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;
· регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявлять кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и т.п.);
· отстаивать усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми;
· использовать в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т.п.;
· переносить ролевые действия в соответствии с содержанием игры на ситуации, тематически близкие знакомой игре;
· самостоятельности, независимости от взрослого.
Познавательное развитие
Ребенок за год научится:
· сформирует представления о форме, величине, пространственных отношениях элементов конструкции;
· использовать в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;
· выполнять схематические рисунки и зарисовки выполненных построек (по групповому и индивидуальному заданию);
· самостоятельно анализировать объемные и графические образцы, создавать конструкции на основе проведенного анализа;
· воссоздавать целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов;
· устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;
· демонстрировать сформированные представления о свойствах и отношениях объектов;
· моделировать различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей;
· овладевать элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1–9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносить их с количеством предметов; решать простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения (палочки, геометрические фигуры);
· определять пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной), геометрические фигуры и тела.
· определять времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь);
· использовать в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием частицы не;
· овладевать разными видами конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора);
· создавать предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям, замыслу (восемь-десять деталей);
Речевое развитие
Ребенок в течении года научится:
· самостоятельно получать новую информацию (задавать вопросы, экспериментирует);
· правильно произносить все звуки, замечать ошибки в звукопроизношении;
· грамотно использовать все части речи, строить распространенные предложения;
· овладевать словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей;
· использовать обобщающие слова, устанавливать и выражать в речи антонимические и синонимические отношения;
· объяснять значения знакомых многозначных слов;
· пересказывать литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;
· пересказывать произведение от лица разных персонажей, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационно образные (модуляция голоса, интонация) средства выразительности речи;
· выполнять речевые действия в соответствии с планом повествования, составлять рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;
· отражать в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составлять с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»;
· овладевать языковыми операциями, обеспечивающими овладение грамотой.
Художественно-эстетическое развитие
Ребенок в течении года научится:
· стремиться к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности (краски, карандаши, волоконные карандаши, восковые мелки, пастель, фломастеры, цветной мел для рисования, пластилин, цветное и обычное тесто для лепки, различные виды бумаги, ткани для аппликации и т. д.);
· овладеет разными способами вырезания (из бумаги, сложенной гармошкой, сложенной вдвое и т.п.);
· узнает основные цвета и их оттенки, смешивать и получать оттеночные цвета красок;
· понимать доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка: семеновская матрешка, дымковская и богородская игрушка);
· определять замысел изображения, словесно его формулировать, следовать ему в процессе работы и реализовывать его до конца, объяснять в конце работы содержание, получившегося продукта деятельности;
· проявлять интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;
· иметь элементарные представления о видах искусства;
· воспринимать музыку, художественную литературу, фольклор;
· сопереживать персонажам художественных произведений.
Физическое развитие
Ребенок научится:
· выполнять основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых;
· выполнять согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения; выполнять разные виды бега;
· сохранять заданный темп (быстрый, средний, медленный) во время ходьбы;
· осуществлять элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;
· знать и подчинятся правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;
· владеть элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).