Тема: «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАПЫСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫИ ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА»
Основные понятия и термины: технологические этапы социальной работы, социальная диагностика, наблюдение, обследование, опрос, внедрение, социальная терапия, социальный анамнез, эпикриз,анализ социального фона,вмешательство, дефициты, деформации, расхождения, бихевиористский подход, кризисный подход, развитие навыков общения, лечение обстановкой, терапия верой, гештальттерапия, когнитивная терапия, рационально-эмоциональная терапия.
План.
1. Технологические этапы социальной работы, их содержание:
А)социальная диагностика;
Б) внедрение;
В) социальная терапия.
Содержание лекции.
1. Социальная диагностика представляет собой начальный аналитический этап основной схемы социальной работы, включающий дифференцированное, индивидуализированное и точное определение проблем людей, условий и их взаимосвязи.
Этапы аналитической части включают в себя:
1)сбор информации;
2)составление анамнеза;
3)составление эпикриза;
4)анализ социального фона;
5)постановку социального диагноза.
1) Сбор информации — это получение информации, необходимой и достаточной для проведения анализа и постановки диагноза.Может осуществляться несколькими методологическими подходами.
Опрос — письменное заполнение анкет; практикуется в макро-социальной работе при оценке эффективности социальной работы и иногда при анализе социального фона в других направлениях и видах социальной работы. В микросоциальной работе опрос всегда проективный — устный или скрытый. Сведения извлекаются из бесед на общие темы, в процессе которых выявляются взгляд индивида или группы на существо проблемы, историю ее возникновения;
- эмоциональное восприятие проблемы, степень стресса, вызываемого ее наличием;
- что предпринималось для изменения ситуации;
- какие реальные возможности имеются у клиента для преодоления затруднения.
Обследование социально-бытовых условий и социального статуса объекта. Это — открытое действие, поэтому оно совершается не лично специалистом, а комиссией в составе психолога, юриста, социального работника из соответствующей социальной службы, врача-терапевта, при необходимости — психиатра. Используются формуляры — акты обследования.
Наблюдение поведенческих особенностей, их регистрация по интересующим специалиста признакам. Для этого часто используют поведенческие шкалы — диапазон промежуточных состояний по степени выраженности поведенческого признака между отсутствием его проявления и максимальным проявлением.
Предпочтительно скрытое наблюдение с регистрацией информации по памяти или стандартизированное наблюдение с использованием предварительно заготовленных формуляров.
Для того чтобы ограничиться лишь той информацией, которая необходима для анализа, используют стандартный круг вопросов, которые надо выяснить. Эти списки предназначены сугубо для специалиста, ими нельзя пользоваться в качестве анкет для клиентов.
Круг вопросов, который используется при индивидуальной работе с клиентом, может включать следующие области исследования:
• кто является клиентом, его демографические признаки;
• какие проблемы беспокоят клиента и людей из его социального окружения;
• кто, как и когда заметил реальную проблему;
• каковы основные внутриличностные, межличностные, групповые и местные (территориальные) противоречия, мешающие клиенту нормально действовать;
• какие цели, признаваемые клиентом, могли бы лечь в основу социальной работы с ним;
• насколько адекватно клиент выполняет социальные роли в своих социальных группах;
• есть ли у клиента мотивация для принятия помощи от специалиста или других людей, насколько она сильна; если ее нет, то почему;
• какими возможностями содействия располагают люди из социального окружения клиента — члены семьи и других социальных групп, куда входит клиент,
При групповой работе специалиста интересует следующая информация:
• какие сложности и возможности взаимодействий в группе;
• существуют ли у членов группы собственные проблемы;
• как они связаны с проблемой группы;
• какова эффективность взаимодействий в группе, степень ее открытости для появления новых членов;
• каковы основные возможности для формальных и неформальных ролей и степень их эффективности;
• кто в группе принимает решения, какие моры для этого использует, как это влияет на достижение целей всей группы и отдельных ее членов;
• есть ли конфликты в группе; наличие конфликтной ситуации, скрытых и открытых конфликтов; предпринимали ли усилия для их разрешения;
• каковы нормы и духовные ценности, специфичные для данной группы, как обеспечивается соблюдение норм и правил;
• каковы социокультурные контакты группы в рамках более крупных социальных систем, каково влияние этих контактов на группу и ее членов.
2) Составление анамнеза (истории социального отклонения) включает в себя описаниепричин и хода развития данного социальногоотклонения. Анамнез — продукт аналитической деятельности специалиста, его мнение по поводу возникновения и развития проблемы.
3) Составление эпикриза (картины социального отклонения) — это описание состояния клиентов социальной работы, их социальных взаимодействий и поведения в настоящее время. При индивидуальной работе эпикриз дополняется психосоциальной характеристикой клиента.
4) Анализ социального фона — описание социальных систем, куда входит объект работы, а также макросоциальных и макроэкономических процессов, которые могут иметь отношение к деятельности и состоянию объекта.
5) Аналитическая часть работы завершается постановкой социального диагноза с использованием анамнеза, эпикриза и анализа социального фона.
В практике социальной работы принята следующая классификация социальных диагнозов.
1. Дефициты (недостатки):
• материальных средств;
• личностные или социально-психологические;
• отсутствие знаний или опыта.
2. Деформации (искажения):
- патологии личности;
- перенос мотива на цель при затруднениях осуществления целей и задач. Человек представляет себе или другим людям, что он уже добился своей цели. Например: «театр одного актера»: демонстрация своих возможностей, которых на деле нет; «театр для себя»: человек рисует свои возможности только в своем воображении; «зомби»: для превращения в могучую личность необходим сигнал, от которого человек зависит (выпивка, прием наркотика);
- нарциссизм — эгоистическое поведение, связанное с нарушением формирования социальных взаимодействий;
- агрессия — взрывное и агрессивное поведение, связанное с органическим поражением мозга или социальными причинами.
- психические заболевания: эпилепсия, шизофрения, психические расстройство.
Для разделения патологий личности и психических заболеваний требуется комиссия, в составе которой психолог и психиатр проводят оценку личности клиента на основе пяти параметров:
• симптомы психических заболеваний;
• нарушения развития личности;
• наличие физических недостатков или нарушений;
• величина психосоциальных стрессов, послуживших толчком к развитию деформации;
• предельный уровень адаптированной деятельности до проявления деформаций.
Среди деформаций социальных групп выделяют:
· деформации межличностных взаимодействий внутри группы;
· деформации взаимодействий группы с другими социальными системами.
3. Расхождения:
• между социальными претензиями объекта и его реальной социальной ролью;
• между ожиданиями объекта и ожиданиями других людей или социальных групп;
• неопределенность или противоречивость социальных ролей.
Расхождения связаны с наличием конфликтной ситуации, скрытыми и открытыми конфликтами.
При работе с социальными группами, особенно с естественными, применяются методы экспресс-диагностики, проводимой в форме игр, соревнований, экскурсий с использованием заранее заготовленных формуляров для стандартизированного наблюдения. Конкретные техники и формуляры разрабатываются в зависимости от ситуации. Процесс, методы и приемы социальной диагностики мало различаются для различных направлений и видов социальной работы, за исключением методов сбора информации, о которых сказано выше.
II. Внедрение — второй этап социальной работы.
Внедрение — это процесс изменения отношения клиента или социальной группы к специалисту от восприятия его как «чужого» к признанию его как «своего».
Отношение клиентов к социальному работнику как к «своему» не должно быть признанием его членом их социальной группы, Необходимо учитывать и использовать нормы и правила социального окружения клиента или социальной группы как объекта. При этом следует соблюдать определенные правила поведения.
• Внешность специалиста не должна быть броской, престижной. Она должна соответствовать среднему стандарту социальной группы объекта и при этом не вызывать ни чувства зависти, ни пренебрежительного отношения,
• Язык общения должен быть наиболее простым и понятным, не содержать оценочных выражений, как положительных, так и отрицательных.
• В поведении должно быть как можно меньше эмоциональных проявлений, поскольку эмоциональные люди не вызывают доверия и производят впечатление ненадежных партнеров. Тем более что эмоциональные проявления, сопереживания быстро истощают нервную систему специалиста, что приводит к «профессиональному выгоранию» и последующему отказу от профессиональной деятельности.
• Поведенческие установки социального работника должны соответствовать этическим принципам профессии.
III. Социальная терапия — третий этап технологического процесса в социальной работе.
Социальная терапия — это процесс исправления установок и возврат к социально полезной активности.
Терапевтическая деятельность специалиста начинается с планирования собственных действий, в том числе использования различных организаций и служб, а также действий других людей из социального окружения объекта, с которыми контактирует специалист.
Типовая программа действий.
• Выбор терапевтической тактики.
• Привлечение пособников—людей, создающих благоприятный социальный фон для терапевтической работы, и посредников, действующих в интересах специалиста.
• Поэтапное вовлечение объекта работы в социально полезные взаимодействия.
• Стабилизация нового стереотипа, новых привычек, нового образа действий.
• Анализ результатов и коррекция плана действий на каждом этапе.
Вмешательство представляет собой реализациюплана действий — прямые открытые мероприятия, при которых специалист взаимодействует склиентом,обращаясь вместе с ним в различные инстанции и производя другие совместные действии, и непрямые мероприятия— организацию социального окружения, действующего согласно намерениям специалиста.
При вмешательстве используются следующие основные методологические подходы.
1. Бихевиористский подход (теоретический базис — приоритет поведенческих реакций над психическими процессами). Определяет социофункциональные ресурсы объекта и его окружения, которые могут обеспечить достижение результатов. При диагностике анализируются поведение, факторы окружения, связанные с особенностями поведения. Выявляют изменения среды до и после действий объекта. Диагноз ставят на основе выявленных связей. Методы вмешательства основаны на разрыве этих связей и замене их другими связями.
Наиболее известны методы реорганизации исходной последовательности событий: реорганизация стимулов и реорганизация реакции объекта приводят к реорганизации последствий. Например, уменьшения детского плача в больницах добились реорганизацией стимулов, выявив, что это реакция на появление человека в белом халате. Плач уменьшался в присутствии иначе одетых людей, не участвующих в медицинской процедуре и действующих успокоительно.
Метод реорганизации последствий предполагает, что избыточность поведения (наличие нежелательных его форм) и его недостаточность (отсутствие ожидаемых форм) ведут к необходимости корректировки последствий.
Поведенческая избыточность — вспышки гнева, ложь, злоупотребление алкоголем, воровство — может регулярно проявляться в силу того, что такое поведение имеет скрытое стимулирование извне или дает объекту те или иные социально-психологические преимущества. Например, «шутовское» или излишне униженное поведение клиентов психоневрологических больниц или интернатов поддерживается одобрением со стороны персонала.
Поведенческие дефициты связаны с отсутствием соответствующих способностей. Человек не обладает нужными умениями в случаях социальной депривации, физических или умственных ограничений, уменьшающих возможность положительного подкрепления со стороны окружающих людей. Например, апатичность пожилых клиентов стационарных социальных служб может быть преодолена реорганизацией мероприятий: групповыми занятиями по развитию навыков общения и вовлечением в социально-трудовую деятельность.
2. Кризисный подход (распространенная и гибкая методология, используемая в большинстве направлении социальной работы для широкого спектра объектов). Представляет собой совместную деятельность специалиста и объекта работы, в процессе которой объект вовлекается в активные созидательные действия, и этот стереотип закрепляется. Мотивируя насущными интересами клиента, специалист предлагает кооперативные действия по решению конкретных практических задач. По мере активизации деятельности объекта объем задач увеличивается, а доля участия специалиста в кооперации уменьшается. Он постепенно начинает действовать сам, а специалист переходит на роль консультанта. Одновременно с каждой новой задачей происходит постепенный, незаметный для объекта сдвиг его интересов от эгоистических к социально полезным, и постепенно происходит изменение цели деятельности на созидательную. Длительность процесса (2—3 года) окупается устойчивостью нового образа действий,
Примером применения кризисного подхода служит история «превращения» группы подростков-преступников в воспитанных, интеллигентных людей, описанная в повести А.С. Макаренко «Педагогическая поэма».
3. Лечение обстановкой (мягкий, щадящий подход с использованием непрямых мероприятий).
Применяется для стариков, пожилых супружеских пар, детей, подростков, детских малых социальных групп. Человек или малая социальная группа помещается в особым образом организованное окружение: базу отдыха, временный стационар, где предварительно налаженный быт используется для привития новых навыков, привычек, стереотипов. Обязательный компонент окружения — наличие ранее сложившегося коллектива, с которым новоприбывшим членам приходится взаимодействовать. Таким образом происходит дополнительная социализация через жизненный опыт. Определенное время, в течение которого бытующие нормы и правила для новичков смягчены, дается на их привыкание. С социальной терапией сочетают оздоровительную и трудовую терапию, занятия с психологом, ЛФК.