Развитие навыков общения.




Популярный подход, основанный на создании навыков взаимо­действий в различных игровых ситуациях. Используется в тера­певтических группах при работе с людьми, страдающими хрони­ческими психическими заболеваниями или расстройствами, ум­ственно отсталыми людьми, социально запущенными детьми, ал­коголиками, людьми в депрессивном состоянии, проблемными семьями. На его основе развиты пять методологи­ческих направлений.

Игротерапия.

Используются командные соревновательные игры: эстафеты, спортивные игры, игры на местности и др. Группа разбивается на команды, из которых побеждает та, где лучше организованы взаимодействия.

Драмотерапия.

Свободное разыгрывание драм — многоактных сценариев, где каждый следующий акт — одно занятие. Размер группы ограничивается жанром и сюжетом, группы небольшие (до 10 человек). Обсуж­дается только распределение ролей, а развитие сюжета и тексты; свободная импровизация коллектива по ситуации. Полезно менять сценарии и амплуа актеров, чтобы каждый испытал себя в разных социальных ролях и этим расширил свой ролевой потенциал.

Моделирование ситуаций.

Разыгрывание коротких сцен по заданной ситуации с репети­цией возможных вариантов поведения в этой ситуации. Специа­лист может играть одну из ролей.

Совместная режиссура в группе.

Осуществляется постановка какого-либо концерта, спектакля таким образом, чтобы режиссером был сам коллектив. Главное — репетиции, где любой желающий вправе предложить свой вари­ант действия либо внести иные исправления. Эти изменения сра­зу же проигрываются, и группа оценивает и решает, вносить их или нет. Специалист просит каждого участника высказать свое мнение и стимулирует доброжелательное обсуждение каждого ва­рианта. Чем больше репетиций, тем выше интерес участников и эффективность метода. Роль специалиста состоит также в органи­зации репетиций и упорядочении их течения.

Развитие социального поля.

Метод используется для создания у участников группы взаим­ной приязни и поддержки. Основан на установлении невербаль­ных контактов, которые создают ощущение единства группы. Чем больше участников, тем более выражен эффект социального поля. Он позволяет большому количеству людей производить скоорди­нированные действия единовременно, без каких-либо сигналов со стороны организаторов. Поощряется участие максимального ко­личества людей в группе. Последовательность мероприятий про­граммы занятий рассчитана на постепенное формирование поля и проявление его эффектов. На начальных этапах используются игры, устанавливающие невербальные контакты, затем - игры, позволяющие тренировать с нарастающей интенсивностью ско­ординированные действия участников. На заключительном этапе демонстрируются такие эффекты поля, как сообщение желаний, намерений, настроения.

Терапия верой.

Применяется при работе с категориями населения, к которым неприменимы иные подходы из-за нарушения логического мышления и самоконтроля, — психически больными, алкоголиками наркоманами с выраженными явлениями разрушения личности умственно отсталыми людьми, людьми с глубокой депрессией в результате тяжелых жизненных утрат. Упорядочение поведения таких людей в социально полезном направлении, привитие им духовных ценностей, дающих самоподдержку, происходят через создание устойчивого представления о сверхличности, требую щей соблюдения норм и правил религиозного поведения.

Возможны терапевтические группы в форме кружков или общин и индивидуальная работа. Страхи и неадекватные оценки, свойственные этим категориям клиентов, снимаются обучением ритуалам с использованием сакральных предметов и молитв. Этим также достигается защита их слабой нервной системы от чрезмер­ного воздействия внешних раздражителей. Ежедневные молитвен­ные ритуалы и пение дают необходимую их психике релаксацию, организуют быт и поведение. Специалисту важно иметь четкие взаимно согласованные взаимодействия с представителями конфессии, чтобы управлять процессом адаптации клиентов.

6.Гештальmтерапия.

В первоначальной классической форме практиковалась психо­терапевтами. «Гештальт» в переводе с немецкого — «целое» или «форма». Подход основан на трех принципах:

1. Самое ценное — это непосредственный чувственный опыт.

2. Более всего действует настоящий момент (здесь-и-сейчас).

3. Для адекватных действий человек должен осознать настоящий момент. Причиной проблем является недостаточное его осозна­ние, и с людьми работают для расширения осознания.

Основные методики используются при индивидуальной рабо­те с молодыми и зрелыми, психически здоровыми и эмоциональ­но устойчивыми людьми, у которых причиной проблем является излишне стереотипированное поведение и восприятие из-за мо­нотонного образа жизни либо кризисная ситуация, связанная с тяжелыми утратами. Расширение контактов клиента дает ему новые способы самовыражения и в конечном итоге самоподдерж­ку. Задача социальных работников — изменить клиента так, что­бы он мог сам себя поддерживать. В пределах подхода имеются также методики работы с небольшими терапевтическими группа­ми. В частности, в Санкт-Петербурге разработан метод социаль­ной абилитации подростков с ранним детским аутизмом в форме лодочных походов в смешанных группах с подростками, имеющи­ми другие проблемы (например, аутисты и глухонемые подростки, аутисты и подростки с девиантным поведением).

7.Когнитивная терапия (имеет психотерапевтическое проиcхождение).

Используется при индивидуальной работе со взрослыми — пожилыми, психически больными людьми, при депрессиях, при решении межличностных проблем (расхождений), при лечении алкоголизма. В практической работе часто применяется для снятия тревожности у пожилых людей. Клиенту на несколько недель или месяцев выдается специальный дневник для описания его мыслей и мнений в угрожающей ему ситуации. Когда записей накапливается достаточно много, социальный работник вместе с клиентом начинают их разбирать. Клиента таким образом обучают выявлять мысли, связанные с аномальными эмоциями или поведением. Он обучается выделять нерациональные, необоснованные мысли, приводящие к необоснованным выводам, ставить их под сомнение, подвергать внутреннему обсуждению и заменять рациональными представлениями. По сути этот процесс — развитие логического мышления и замена неадекватных стерео типов мотивированным поведением, что представляет собой длительный процесс и предполагает достаточно развитый интеллект у клиента.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: