Популярный подход, основанный на создании навыков взаимодействий в различных игровых ситуациях. Используется в терапевтических группах при работе с людьми, страдающими хроническими психическими заболеваниями или расстройствами, умственно отсталыми людьми, социально запущенными детьми, алкоголиками, людьми в депрессивном состоянии, проблемными семьями. На его основе развиты пять методологических направлений.
Игротерапия.
Используются командные соревновательные игры: эстафеты, спортивные игры, игры на местности и др. Группа разбивается на команды, из которых побеждает та, где лучше организованы взаимодействия.
Драмотерапия.
Свободное разыгрывание драм — многоактных сценариев, где каждый следующий акт — одно занятие. Размер группы ограничивается жанром и сюжетом, группы небольшие (до 10 человек). Обсуждается только распределение ролей, а развитие сюжета и тексты; свободная импровизация коллектива по ситуации. Полезно менять сценарии и амплуа актеров, чтобы каждый испытал себя в разных социальных ролях и этим расширил свой ролевой потенциал.
Моделирование ситуаций.
Разыгрывание коротких сцен по заданной ситуации с репетицией возможных вариантов поведения в этой ситуации. Специалист может играть одну из ролей.
Совместная режиссура в группе.
Осуществляется постановка какого-либо концерта, спектакля таким образом, чтобы режиссером был сам коллектив. Главное — репетиции, где любой желающий вправе предложить свой вариант действия либо внести иные исправления. Эти изменения сразу же проигрываются, и группа оценивает и решает, вносить их или нет. Специалист просит каждого участника высказать свое мнение и стимулирует доброжелательное обсуждение каждого варианта. Чем больше репетиций, тем выше интерес участников и эффективность метода. Роль специалиста состоит также в организации репетиций и упорядочении их течения.
Развитие социального поля.
Метод используется для создания у участников группы взаимной приязни и поддержки. Основан на установлении невербальных контактов, которые создают ощущение единства группы. Чем больше участников, тем более выражен эффект социального поля. Он позволяет большому количеству людей производить скоординированные действия единовременно, без каких-либо сигналов со стороны организаторов. Поощряется участие максимального количества людей в группе. Последовательность мероприятий программы занятий рассчитана на постепенное формирование поля и проявление его эффектов. На начальных этапах используются игры, устанавливающие невербальные контакты, затем - игры, позволяющие тренировать с нарастающей интенсивностью скоординированные действия участников. На заключительном этапе демонстрируются такие эффекты поля, как сообщение желаний, намерений, настроения.
Терапия верой.
Применяется при работе с категориями населения, к которым неприменимы иные подходы из-за нарушения логического мышления и самоконтроля, — психически больными, алкоголиками наркоманами с выраженными явлениями разрушения личности умственно отсталыми людьми, людьми с глубокой депрессией в результате тяжелых жизненных утрат. Упорядочение поведения таких людей в социально полезном направлении, привитие им духовных ценностей, дающих самоподдержку, происходят через создание устойчивого представления о сверхличности, требую щей соблюдения норм и правил религиозного поведения.
Возможны терапевтические группы в форме кружков или общин и индивидуальная работа. Страхи и неадекватные оценки, свойственные этим категориям клиентов, снимаются обучением ритуалам с использованием сакральных предметов и молитв. Этим также достигается защита их слабой нервной системы от чрезмерного воздействия внешних раздражителей. Ежедневные молитвенные ритуалы и пение дают необходимую их психике релаксацию, организуют быт и поведение. Специалисту важно иметь четкие взаимно согласованные взаимодействия с представителями конфессии, чтобы управлять процессом адаптации клиентов.
6.Гештальmтерапия.
В первоначальной классической форме практиковалась психотерапевтами. «Гештальт» в переводе с немецкого — «целое» или «форма». Подход основан на трех принципах:
1. Самое ценное — это непосредственный чувственный опыт.
2. Более всего действует настоящий момент (здесь-и-сейчас).
3. Для адекватных действий человек должен осознать настоящий момент. Причиной проблем является недостаточное его осознание, и с людьми работают для расширения осознания.
Основные методики используются при индивидуальной работе с молодыми и зрелыми, психически здоровыми и эмоционально устойчивыми людьми, у которых причиной проблем является излишне стереотипированное поведение и восприятие из-за монотонного образа жизни либо кризисная ситуация, связанная с тяжелыми утратами. Расширение контактов клиента дает ему новые способы самовыражения и в конечном итоге самоподдержку. Задача социальных работников — изменить клиента так, чтобы он мог сам себя поддерживать. В пределах подхода имеются также методики работы с небольшими терапевтическими группами. В частности, в Санкт-Петербурге разработан метод социальной абилитации подростков с ранним детским аутизмом в форме лодочных походов в смешанных группах с подростками, имеющими другие проблемы (например, аутисты и глухонемые подростки, аутисты и подростки с девиантным поведением).
7.Когнитивная терапия (имеет психотерапевтическое проиcхождение).
Используется при индивидуальной работе со взрослыми — пожилыми, психически больными людьми, при депрессиях, при решении межличностных проблем (расхождений), при лечении алкоголизма. В практической работе часто применяется для снятия тревожности у пожилых людей. Клиенту на несколько недель или месяцев выдается специальный дневник для описания его мыслей и мнений в угрожающей ему ситуации. Когда записей накапливается достаточно много, социальный работник вместе с клиентом начинают их разбирать. Клиента таким образом обучают выявлять мысли, связанные с аномальными эмоциями или поведением. Он обучается выделять нерациональные, необоснованные мысли, приводящие к необоснованным выводам, ставить их под сомнение, подвергать внутреннему обсуждению и заменять рациональными представлениями. По сути этот процесс — развитие логического мышления и замена неадекватных стерео типов мотивированным поведением, что представляет собой длительный процесс и предполагает достаточно развитый интеллект у клиента.