Модуль 2. Загадки истории и современности (34 ч)




2.1. Вводное занятие. (1 ч) История как наука. Загадки и

белые пятна истории: причины их возникновения. Факт и

мнение. Объективность и субъективность в описании исторических событий. Пристрастность, предвзятость и тенденциозность хронистов, летописцев, историков. История и политическая конъюнктура. Разная интерпретация исторических

событий в различных социокультурных общностях. Европоцентризм современной исторической науки.

2.2. Загадка «великого» открытия: кто и для чего открывал Америку? (2 ч) Что такое открытие? Берингов мост иоткрытие Америки племенами каменного века. Исторические

гипотезы о плаваниях к берегам Америки римлян, китайцев, полинезийцев. Плавания викингов к берегам Америки. Лейф Счастливый. Плавание Колумба и открытие Америки для Европы. Европоцентричный взгляд на открытия Колумба. Неевропейский взгляд на открытия Васко да Гамы, Колумба, Магеллана и др. Экономические, политические и культурные выгоды Великих географических открытий для европейцев.

Оккупация, рабство, геноцид и уничтожение традиционной культуры народов Америки, Африки, Азии. Цена великих открытий в политическом и человеческом измерении. Ролевая игра «Встреча миров»: диалог «представителей» Старого и Нового Света по вопросу цивилизаторской миссии европейцев.

2.3. Загадка тирании: почему вопреки инстинктам самосохранения люди противостоят тиранам? (2 ч) Что такоетирания? Тирания в мировой и российской истории. Насильственное и ненасильственное противостояние тирании: чтооно даёт? Иван Грозный и митрополит Филипп. Просмотр иобсуждение фрагментов к/ф «Царь» (реж. П. Лунгин): определение позиций школьников, аргументация, дискуссия.

2.4. Загадка европеизации: была ли роль Петра I цивилизаторской? (2 ч) Реформы Петра. Политическая целесообразность и насильственный характер реформ. Последствия реформ для государя, государства и общества (различных егосословий). Последствия реформ Петра для дальнейшего исторического развития нашей страны. Дискуссия «Цель

оправдывает средства?!».

2.5. Загадка власти: беспамятный старец или кающийся царь? (1 ч) Александр I:противоречивость натуры императора. А.С. Пушкин об Александре I. Воспитание будущего императора и республиканские идеи Ф. Лагарпа. Мечты юногонаследника о конституции, отмене крепостного права и уходеот власти. Дворцовый переворот и косвенное участие в отцеубийстве. Александр у власти: мечты и реальная политика. Последние годы жизни императора: политическая апатия и духовные искания. Реакция Александра на существование тайныхобществ. Загадочная смерть в Таганроге и странные похороны.

Появление старца Фёдора Козьмича. Фёдор Козьмич и Александр I: один и тот же человек? Гипотезы историков и современников загадочного старца. Дискуссия «Причины возможного ухода от власти Александра I: страх, безысходность, покаяние?».

2.6. Загадка исторического пути России: прав ли П.Я. Чаадаев в его оценке? (1 ч) «Философические письма» и судьба их автора. Взгляд П.Я. Чаадаева на европейскую и российскую историю. П.Я. Чаадаев и А.С. Пушкин. Чтение и обсуждение отрывков из «Философических писем» П.Я. Чаадаева: определение позиций школьников, аргументация, дискуссия.

2.7. Загадка революции: меняет ли она жизнь к лучшему? (2 ч) Россия накануне 1917 г.: состояние экономики, состояние власти, уровень жизни различных слоёв населения, отношение в обществе к власти и войне. События февраля — октября 1917 г. Последствия революции: состояние экономики, состояние власти, уровень жизни различных слоёв населения, отношение в обществе к власти и войне. Схожесть судеб революций в разные эпохи и в разных странах. «Цветные революции» в Грузии, Украине, Киргизии: их гуманитарные последствия. Обсуждение вопроса «Цена революции в политическом

и человеческом измерении»: определение позиций школьников, аргументация, дискуссия.

2.8. Загадка начала Второй мировой войны: кто виноват в развязывании войны? (2 ч) Суть вопроса: споры историкови политиков. «Версальский диктат» 1919 г. и его последствия.

Приход к власти нацистов, англо-французская политика умиротворения и её последствия. Мюнхенский сговор и «подталкивание» немецкой агрессии на восток. Попытки СССР, Англии и Франции договориться о совместном противостоянии агрессии: советские предложения о заключении равноправного трёхстороннего соглашения; безрезультатные переговоры с

послами Англии и Франции в Москве; московские переговоры военных делегаций и отсутствие у представителей Англии и Франции полномочий на заключение договора с СССР; затягивание переговоров англо-французской делегацией и срыв соглашения. Договор Молотова—Риббентропа и секретный протокол к нему. Начало войны. Вердикт Международного военного трибунала в Нюрнберге о вине фашистской Германии

за развязывание войны. Резолюция парламентской ассамблеи ОБСЕ о равной ответственности Германии и СССР: реакция на неё в Европе и России. Обсуждение вопроса «Кто виноват в развязывании войны?»: определение позиций школьников, аргументация, дискуссия.

2.9. Загадка последствий Второй мировой войны: почему

фашизм популярен в стране, больше всех пострадавшей от фашизма? (10 ч) Итальянский и германский фашизм. Фашистский «План Ост»: знакомство, отношение, обсуждение.

Неофашизм в Европе и России: идеология, движения, общественная поддержка. Статистика преступлений на почве расовой и национальной ненависти в современной России. Свастики и

фашистские лозунги на улицах российских городов — определение позиций школьников к этому явлению, дискуссия по вопросам: как вы относитесь к такому выражению свободы

слова; какие люди их пишут, каков их психологический и социальный портрет; почему подобных надписей так много в стране, больше всех пострадавшей от фашизма; что делать и

нужно ли что-то делать?

Проведение школьниками социологического опроса (в своей школе, в близлежащих образовательных учреждениях, в микрорайоне и т. п.): «Свастики на улицах нашего города: реальная опасность или баловство молодёжи?» Акция «Георгиевские цвета»: закрашивание уличной фашистской символики в цвета георгиевской ленты, создание и демонстрация в школе видеоролика «Георгиевские цвета».

2.10. Загадка одной фальшивки: почему «План А. Даллеса» так похож на правду? (1 ч) Ситуация в мире после Второй мировой войны: речь У. Черчилля в Фултоне и развязывание «холодной войны» против СССР, создание ЦРУ. ДиректорЦРУ А. Даллес. Несуществующий «План А. Даллеса»: версии историков о происхождении фальшивки. Знакомство с текстом

«Плана А. Даллеса» и обсуждение вопроса «Почему фальшивка так похожа на правду?»: определение позиций школьников, аргументация, дискуссия.

2.11. Загадка развития: какую страну, культуру, цивилизацию считать более развитой? (2 ч) Споры философов,историков, культурологов о восточной и западной цивилизациях. Многообразие критериев оценки развития: уровень материального благосостояния населения, удовлетворённостьсобственным образом жизни, уровень образования, уровень

производства, военные успехи, технические достижения, жизнь в согласии с природой, достижения в области художественной культуры, достижения в области духовной культуры и т.д. Обсуждение данных критериев школьниками: определение позиций, аргументация, дискуссия «Какая страна более развита?».Чтение и обсуждение фрагмента эссе У. Эко «Священные войны, страсть и разум».

2.12. Загадка будущего: ждёт ли нас экологическая катастрофа? (8 ч) Экологическая проблема как глобальная проблема человечества. Человеческий фактор в развитии планеты. Загрязнение земли, воды, атмосферы, световое загрязнение. «Биологический расизм» и уничтожение других видов живых организмов. Общество потребления как главная опасность

для природы. Прогнозы учёных. «Экологический след» как понятие, отражающее потребление человечеством ресурсов бисферы. Индивидуальная работа школьников с калькулятором

«Экологический след» на сайте Всемирного фонда дикой природы. Обсуждение итогов работы, рефлексия. Дискуссия «Что я могу сделать для нашего будущего?».

Акция «Чистый парк»: расчистка от мусора и благоустройство ближайшего к школе лесопарка или сквера; привлечение внимания жителей микрорайона к проблемам чистоплотного поведения в городе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: