Экологическое образование младших школьников через развитие творческих способностей




Люди-человеки, страны и народы
Мы теперь навечно должники природы.
(Н. Заболоцкий)

Все мы – дети природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Современная экологическая ситуация определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления, «экологизацию» всех наук и сфер человеческой деятельности, поэтому так актуально направление всеобщего экологического образования школьников. Процессы экологического образования неразделимы, они находятся в постоянном взаимодействии, большое значение высоконравственного отношения человека к природе имеет экологическое образования в семье и школе, здесь закладываются основы гуманного отношения к окружающей среде. Стремление извлечь сиюминутную выгоду, не заботясь об ущербе, наносимом природе и обществу, несоблюдение правовых норм, крайняя заниженность нравственных ценностей – это и многое другое показывает на низкую сформированность экологической культуры и взаимоотношения человека с окружающей средой.

Главной задачей экологического образования является формирование у младшего школьника экологического сознания, т.е. такого сознания, при котором человек настолько хорошо представляет себе последствия нарушения связей в Природе, что в любых своих действиях стремится свести к минимуму свое вмешательство в эти связи.

Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают значимые предпосылки для проявления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе.

Большое значение в экологическом образовании учащихся имеет внеклассная работа. Систематические беседы по этому направлению – это обязательный момент в работе, но только с их помощью не добиться настоящего результата по формированию экологического самосознания ребёнка. Именно поэтому в свою работу необходимо привносить как можно больше практической направленности.

Проектная деятельность сегодня является одной из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение.
Традиционно в нашей школе проходит конкурс проектов-макетов «Мой дворик».

В этих детских проектах нашло отражение видение нынешнего состояния наших дворов и желаемого преображения дворовых территорий нашими учащимися. Работы были выполнены в виде макета, состоящего из двух частей. Таким образом, хорошо была видна разница между реальностью и мечтой. Дети показали то, к чему надо стремиться, насколько красивым, уютным и чистым может быть каждый двор. И эти реальность и мечта зависят только от нас самих.

Также в нашей школе существует такая традиция – ежегодно в апреле проводится Экологическая неделя. В рамках этой недели проводится конкурс плакатов, экологических сказок, агитбригад. Особый интерес вызывают сказки, придуманные детьми, что является наглядным примером для сверстников и указывает на неравнодушное отношение к природе.

Всякую свою выдумку, впечатления от окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и тому, что его заинтересовало, получая при этом огромное эмоциональное наслаждение.

В марте этого года на базе нашей школы впервые проходил районный конкурс социальных экологических видеороликов «Природа вокруг нас», где учащиеся разных школ Ленинского района смогли проявить себя в роли артистов, режиссеров, постановщиков небольших фильмов о защите природы.

В апреле наша школа выступила инициатором проведения районного конкурса инсценированной экологической песни «Земля - наш общий дом». В этом конкурсе участвовали дети разных возрастных категорий. Ребята показали свои творческие, вокальные и хореографические способности, с помощью песни выступали с призывами о бережном отношении к окружающей природе.

Хочется особое внимание уделить ещё одному проекту, ежегодно проводимому в нашей школе. Это проект «Красивый школьный дворик». Начиная с апреля месяца, ребята на подоконниках в классах выращивают рассаду клумбовых цветов, сами приносят семена, а в мае организованно высаживают эти цветы на пришкольном участке. В течение лета дети ухаживают за ними. В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это — основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, создавать красоту вокруг себя.

Видя результат своего творчества, лишний раз убеждаешься в том, что о людях надо судить не по словам, а по их делам.

Таким образом, можно подвести итог: экологическое образование младших школьников – процесс многогранный и творческий. Педагог, заинтересованный в формировании экологического самосознания своих воспитанников и применяющий в своей работе множество практических методов и приемов, обязательно добьется результата.

В заключении своего выступления хочется подчеркнуть, что “Экология” становится сейчас важным понятием, которое не должно сводиться к отдельно преподаваемому предмету, а должно проходить красной нитью через всю учебно-воспитательную работу в школе.

«Маленький человек должен любить всё живое,
ведь только доброта открывает ребёнку и
детскому коллективу радость взаимопонимания»

Авторы:
МОУ "СОШ № 75" г.Саратов
С.Н.Прохорова
Н.А.Хижнякова

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: