УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Администрации Верхнеуральского муниципального района
Челябинской области
ПРИКАЗ
_____________________________________________________________________________
от ________2021г. №____
г. Верхнеуральск
Об организации работы по итогам тренировочного тестирования
Обучающихся 9-х классов в 2020-2021
На основании Письма ГБОУ ДПО РЦОКИО № 0492 от 19.03.2021 «О направлении методических рекомендаций по учебным предметам результатам тренировочного тестирования обучающихся 9-х классов в 2020-2021», руководствуясь Положением «Об Управлении образования администрации Верхнеуральского муниципального района»,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Руководителям районных методических объединений учителей русского языка и литературы, математики, физики, химии биологии, иностранного языка, географии, информационно-коммуникационных технологий, истории и обществознания:
1.1 включить в план межсекционной работы объединений мероприятия по преодолению типичных ошибок и затруднений обучающихся, выявленных в ходе тренировочного тестирования обучающихся 9-х классов 2020-2021(Приложение к приказу в электронном виде);
1.2. разместить для педагогов информацию о запланированных мероприятиях в сообществах «ВКонтакте»;
2. Руководителям общеобразовательных организаций организовать работу в данном направлении на уровне школ;
3.Серюковой Т.Ю., главному специалисту обеспечить методическое сопровождение;
4.Контроль за исполнением приказа возложить на главного специалиста Серюкову Т.Ю.
Начальник
Управления образования Н.Л. Урцева
Исполнитель: Т.Ю. Серюкова,
Приложение №1
к приказу Управления образования
администрации Верхнеуральского
|
муниципального района
от «___» ____________ 2021г.№
Типичные ошибки и затруднения, выявленные в ходе тренировочного тестирования
обучающихся 9 –х классов в 2020-2021
№ п/п | Предмет | Задания | Типичные ошибки и затруднения | рекомендации |
Русский язык | Часть 1 (зад. 1 написание сжатого изложения) | 1. 1.недостаточно развито умение воспринимать текст на слух; 2. 2.неумение осуществлять информационную переработку текста, передавать основное содержание в сжатом виде; 3.затруднения при делении текста на абзацы в соответствии с границами микротем; 4.Неумение формулировать главную мысль текста; | 1.При формировании пунктуационной грамотности обратить внимание на темы: -обособление вводных конструкций; -постановка тире между подлежащим и сказуемым; -обособление определений и обстоятельств; -знаки препинания в сложноподчиненном предложении; -тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении. 2.использовать в организации образовательного процесса, решение практических задач, в которых текст на уроке является основной дидактической единицей. Это позволит обеспечить овладение всеми видами речевой деятельности (чтением, говорением, слушанием, письмом) в их единстве и взаимосвязи; 3.внедрять в учебный процесс разнообразные виды языкового анализа с учетом семантической характеристики языкового явления и его функциональных особенностей; 4. развивать умение воспринимать информацию, в том числе и на слух (в рамках подготовки к написанию сжатого изложения в том числе).То есть обучающиеся должны уметь осознанно слушать, критически воспринимать услышанное, сопоставлять полученную (услышанную) информацию с ранее известной, понимать прослушанный текст, извлекать из него информацию для передачи её в сжатом виде; 5.организовывать деятельность обучающихся так, чтобы она была нацелена на формирование навыка речевого самоконтроля, умения анализировать и корректировать свои устные и письменные высказывания в отношении их соответствия нормам современного русского литературного языка, а также коммуникативной задаче; (акцент на организацию работы с различными словарями русского языка, лингвистическими справочниками); 6. акцент на формирование лингвистической компетенции обучающихся: | |
Часть 2 (зад. 2-8 задание с кратким ответом) | 1. Недостаточный уровень сформированности лингвистической и языковой компетенций, выразившийся в трудностях - в выборе ответов в заданиях на: 1. «Синтаксический анализ» (определение грамматической основы предложения); 2. «Пунктуационный анализ»(расстановка запятых); 3. Орфографический анализ(правописание приставок; - н-/-нн- в суффиксах причастий, прилагательных; чередующиеся гласные в корне слова; ь как показатель грамматической формы; правописание наречий); | |||
часть 3 - задание 9 (9.1, 9.2, 9.3 - сочинение). | 1.затруднения в: - умение создавать собственный текст; - умение формулировать обоснованный ответ на поставленный вопрос; - умение приводить примеры-аргументы из прочитанного текста для доказательства, заявленного в сочинении тезиса; - умение выстраивать при написании последовательность и логичность сочинения, смысловую цельность и речевую связность; - умение создавать текст, характеризующийся композиционной стройностью и завершённостью; 2 наибольшее количество ошибок 9-классники допускают на правописание: а) проверяемых/непроверяемых безударных гласных в корне слова; б)написание сложных слов; в) чередующиеся гласные в корне слова; г) слитное/раздельное/дефисное написание частей речи; д) тся/ться в глаголах; | |||
Ч. 1 и 3 (практическая грамотность и фактическая точность речи) | 1. обилие ошибок, связанных с использованием разговорных конструкций, речевой агрессией; | |||
2. | Математика | Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом, | 1 неумение применять формулы площади прямоугольника напрямую или с последующим подсчетом количества плиток, покрывающих поверхность; 2.недостаточный уровень усвоения понятия «процент»; 3.затруднения в: -умение вычисления вероятности случайного события; - в умение нахождения значения выражения после преобразований; -умение решения неравенств; 4.неумение решать задачи на вычисление по формуле; | 1.ознакомление обучающихся с открытым банком тестовых заданий, справочным материалом, входящим в состав КИМ; 2. педагогам необходимо отработать с учащимися умение пользоваться справочными материалами; 3. Для учащихся слабо овладевших или фактически не овладевших математическими компетенциями, и допускающих значительное число ошибок в вычислениях, при чтении условия задачи, образовательный акцент должен быть сделан на формировании базовых математических компетентностей; 4. При подготовке обучающихся к итоговой аттестации необходимо обратить внимание на следующее: -формирование у обучающихся: а) навыков самоконтроля; б) умения проверять ответ на правдоподобие;в) систематическую отработку базовых вычислительных навыков; г) моделирование практической ситуации и исследование построенной модели с использованием аппарата алгебры; д)умение перейти от словесной формулировки соотношений между величинами к алгебраической; е) способность проводить доказательные рассуждения при решении задач, выстраивать аргументацию при доказательстве, записывать математические рассуждения, доказательства, обращая внимание на точность и полноту приводимых обоснований. 5.Учителям следует составлять индивидуальную траекторию подготовки к государственной итоговой аттестации на основе диагностики недостатков и их устранения в усвоении отдельных тем в процессе итогового повторения. Ориентиром в планировании могут послужить: -кодификатор требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения основного государственного экзамена по математике; -спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в текущем году основного государственного экзамена по математике; -демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов основного государственного экзамена текущего года по математике. |
часть 2 - 6 заданий с развернутым ответом | При выполнении заданий второй части наблюдаются ошибки/замечания/неверные умозаключения: -ликвидация одинаковых показателей степеней в многочлене; -понижение степеней слагаемых в уравнении по принципу «просто меньше в два раза»; -«небрежное» отношение к точкам, не входящим в область определения функции; низкое качество чертежа (графики пересекают асимптоты и т.п.); при решении задач по геометрии на доказательство имеются ссылки на несуществующие теоремы и т.п. | |||
3. | Информатика и ИКТ | Часть 1 (10 заданий с кратким ответом разных разновидностей- задания на вычисление определённой величины; задания на установление правильной последовательности, представленной в виде строки символов по определённому алгоритму.) | 1. наибольшие затруднения вызвали задания базового уровня сложности, проверяющие: - умение определять истинность составного высказывания(№3); - умение формально исполнять алгоритмы, записанные на языке программирования; умение записывать числа в различных системах счисления (№10); -умение определять количество и информационный объём файлов, отобранных по некоторому условию (№12); | 1. При подготовке учащихся к экзамену по информатике и ИКТ следует обратить внимание на задания базового уровня сложности. 2. Файлы с выполненными заданиями должны называться в соответствии с инструкцией (имя файла содержит номер КИМ). При компьютерном тестировании алгоритмов (исполнитель или программа на языке программировании) и отладке необходимо обратить внимание обучающихся сохранить последний правильный вариант программы; 3. обращать внимание обучающихся при выполнении заданий на: -зад. «Создавать презентации/ь текстовый документ»- внимательное прочтение и правильную интерпретацию того, что требуется представить в ответе: структура презентации, макет слайда, шрифт; - зад. «На умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы» - внимательное прочтение и правильную интерпретацию того, что требуется представить в ответе (3 обязательных компонента, выполненных правильно); -зад. «Создавать и выполнять программы для заданного исполнителя или на универсальном языке программирования» - алгоритм не должен представлять частный случай. Использовать в качестве подготовки измененные обстановки (в соответствии с описанием принципов построения обстановки в задании), или проверять работу алгоритма на них. |
Ч. 2 (5 заданий- выполнение на компьютере для проверки практических навыков использования информационных технологий.) | ||||
4. | Физика | КИМ из 25 заданий с разным уровнем сложности (базовый, повышенный, высокий) | Возникли затруднения: -на установление соответствия между физическими понятиями из раздела «Электромагнитные явления» и их определения; -в выборе правильного ответа в предложенной ситуации жизненного характера с описанием характера изменения физических величин; - в определение значения перемещения тела на основе графика зависимости координаты тела от времени; -в умение анализировать отдельные этапы проведения исследований (зависимость температуры тела от температуры при его охлаждении)(зад. повыш. уровня сложности); -по выполнению экспериментальных заданий на реальном оборудовании; - при выполнении заданий на распознавание физических явлений по существенным признакам; вычисление физических величин с применением закона сохранения электрического заряда, формулы расчета количества теплоты при охлаждении тела, а также при решении качественных и расчетных задач; | 1.проанализировать ошибки, допущенные при выполнении заданий тренировочного тестирования; 2.продолжить формирование у учащихся умения записывать развернутый ответ на вопрос и приводить логическое обоснование решение качественных задач в заданиях №21 и 22; 3.объяснить учащимся особенности выполнения экспериментального задания №17 в соответствии с указаниями в КИМах; 4.продолжить формировать умение решать расчетные задачи высокого уровня сложности. |
5. | Химия | Ч.1 - 19 заданий с кратким ответом, подразумевающих самостоятельное формулирование и запись ответа в виде цифры или последовательности цифр. | 1.использовать задания по химическим превращениям неорганических соединений в ходе промежуточного и итогового контроля; 2.педагогам следует отработать технологию формирования умения решать расчетные задачи комбинированного типа; 3.работу по подготовке к экзамену, которая в процессе повторения, систематизации и обобщения учебного материала организовать на развитие умений выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, в особенности - взаимосвязи состава, строения и свойств веществ; 4.сформировать у обучающихся теоретическую основу, что характерные свойства каждого конкретного вещества и различных классов веществ зависят от их состава и строения; 5.для успешного формирования важнейших теоретических понятий на уроках следует предлагать разнообразные по форме упражнения и задания на их применение в различных ситуациях, привлекая при этом знания из других разделов курса; увеличивать в учебном процессе долю творческих заданий, требующих переноса алгоритма действий в новые нестандартные ситуации. 6.Необходимо также добиваться понимания учащимися того, что успешное выполнение любого задания предполагает тщательный анализ его условия и выбор верной последовательности действий. 7.Учебный процесс следует ориентировать на формирование общеучебных и предметных умений: -применять в новой ситуации знания об электронном строении атомов химических элементов, о строении молекул органических веществ; -осуществлять перенос усвоенного алгоритма действий в новые ситуации, например, при выявлении окислителя и восстановителя в различных химических процессах; -проводить вычислительные умения, необходимые для решения расчетных задач; -проводить «мысленный» эксперимент. | |
Часть 2 - 5 заданий с развернутым ответом: 3 задания этой части (20, 21, 22) подразумевают только запись развёрнутого ответа, а 2 задания (23 и 24) - предполагают выполнение реального химического эксперимента и оформление его результатов | 1.Основные ошибки при выполнении задания 21: -приведение примеров несуществующих реакций; -незнание сущности реакций между классами неорганических веществ; знаки в степени окисления записывают за цифрой, и в зарядах ионов перед цифрой. 2. затруднения в осуществлении расчетов массовой доли или объема газов по известному количеству вещества из участвующих в реакции; расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, массы растворенного вещества в растворе, расчеты по химическим уравнениям.(зад. № 2); 3. обучающиеся при решении задач №23 показали незнание качественных реакций на катионы и анионы и не владеют навыками проведения химического эксперимента. То есть обучающиеся не умеют применять полученные знания в измененной ситуации. И недостаточно сформированы умения: определять принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений, планировать и проводить «мысленный» эксперимент по получению и распознаванию важнейших неорганических и органических соединений с учетом приобретенных знаний о правилах безопасной работы с веществами в лаборатории и в быту. | |||
6. | биология | Ч. 1 (26 заданий с кратким ответом) | 1. Затруднения при выполнении заданий, в которых участники тренировочного тестирования на предметном (биологическим) материале должны были показать: -сформированность у них умения определять последовательность биологических процессов, явлений, объектов; -сформированность у них умения применять биологические знания в изменённой ситуации; | 1. при подготовке учащихся к ГИА-9 в 2021 году обратить особое внимание на эти линии заданий и отработать с учащимися такие виды деятельности как: умения проводить множественный выбор (в измененном формате), включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных, соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму. 2.необходимо обеспечить освоение обучающимися основного содержания курса биологии, представленными в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников, и оперирования ими разнообразными видами учебной деятельности. 3. Для достижения более высоких результатов на экзамене следует обратить внимание на повторение и закрепление с обучающимися следующего учебного материала:1)Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы; 2)Признаки организмов; 3)Одноклеточные и многоклеточные организмы;4) Ткани, органы, системы органов растений и животных; 5)Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности; 6) и т.д.(Методический анализ выполнения тренировочного тестирования 2020-2021 по биологии); 4.у обучающихся должны быть сформированы такие умения как: -определять признаки биологических объектов (живых организмов (растений, животных, грибов и бактерий), особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности); -распознавать и описывать (на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека, органы цветковых растений, растения разных отделов, органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов); -сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп); -определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); -проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; -работать с терминами и понятиями. 5.при проведении уроков следует использовать методы, приемы, средства, которые позволяют ученикам овладеть основами изучаемого материала на самом уроке. 6.сформировать у обучающихся системность мышления, осуществлять повторение пройденного и связывать изучаемый материал с разделами и темами всего учебного предмета; 7.научить обучающихся оперировать разнообразными видами учебной деятельности, представленными в кодификаторе элементами содержания и требований к уровню подготовки учащихся. Для этого следует проводить регулярные мониторинги по отработке отдельных умений; 8. При проведении в различных формах текущего и промежуточного контроля следует уделять заданиям на множественный выбор (с рисунком);установление соответствия (с рисунком или без него); установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений; решение биологических задач на необходимость включения в рацион здорового питания; дополнение недостающей информации в схеме; дополнение недостающей информации в таблице; анализ информации, представленной в графической или табличной форме, а также заданиям со свободным развернутым ответом, требующим от обучающихся умений обоснованно и кратко и логично излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике |
Часть 2 (4 задания с развёрнутым ответом) | Затруднения при выполнении задания, проверявшее умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме | |||
7. | История | Часть 1 (14 заданий с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа, последовательности цифр или слова (словосочетания)) | 1. Затруднения у обучающихся в выполнении заданий на: - установление хронологии; -умения объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; -умение группировать исторические явления и события по заданному признаку; - работа с исторической картой; | 1.организовать предэкзаменационное повторение, обратив особое внимание на ранние периоды истории России и историю XIX века; 2. отработать с участниками ОГЭ все типы заданий, в том числе, требующих умений работать с разными видами исторических источников, опираясь на открытый банк заданий 3. проводить тренировочные контрольные работы с использованием типовых вариантов заданий, выявляя и корректируя индивидуальные затруднения выпускников 9-х классов; 4. внимательно разобрать с учениками структуру выполнения заданий нового типа; 5. отдельно отработать умения работы с исторической картой; с сопоставлением фактов и тезисов; с текстовыми источниками; умение сравнивать события, процессы и явления |
Часть 2(7 заданий с развернутым ответом) | -затруднения в заданиях на: - определение причин и следствий важнейших исторических событий; -использование данных различных исторических и современных источников; -выявление общности и различия сравниваемых исторических событий и явлений; - анализ исторической ситуации; | |||
8. | обществознание | Экзаменационная работа разработана на деятельностном подходе. Кол-во заданий 24 | Затруднения в понятиях | 1.использовать задания открытого банка ОГЭ на сайте ФИПИ в рамках текущего контроля и промежуточной аттестации; 2.систематизировать работу с обществоведческими терминами; использовать возможности устных и письменных ответов школьников для формирования умения аргументировать, обосновывать собственное мнение |
9. | география | Часть 1- задания с кратким ответом | 1Большое количество ошибок связано с неспособностью проанализировать информацию, представленную в условии задания, особенно, если информация дана на географической карте, или в коротком тексте, или зафиксирована в статистических материалах (таблица); 2. затруднения при выполнении задания на использование фрагмента топографической карты (недостаточная сформированность умения читать топографическую карту); 3. недостаточная сформированность знаний у обучающихся о форме, размерах, географических следствиях движений Земли, знания об основных географических закономерностях, по темам «Гидросфера, её состав и строение», «Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей», «Население России», умения производить математические расчеты, умение оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях. 4. Практически не сформированы понятия по разделу «Хозяйство России. Географические особенности отдельных районов и регионов», умение анализировать тексты географического содержания. 5. затруднения при выполнении заданий на: - знание и понимание основных географических понятий и терминов, на умение приводить примеры природных ресурсов, их использования и охраны, крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции. Эти затруднения вызваны недостаточной сформированностью знаний по разделу «Хозяйство России», «Топливная промышленность», «Лесохимическая промышленность», таких понятий, как виды топлива, биотопливо, факторы размещения производства (по отраслям), виды возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов; -умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, умение объяснять влияние изученных географических объектов и явлений на качество жизни человека и качество окружающей его среды, что связано с недостаточной сформированностью знаний по темам «Лесохимическая промышленность России», «Транспорт России», «Взаимодействие природы и общества», таких понятий, как факторы размещения производства, исчерпаемые невозобновимые энергоресурсы, лесные ресурсы | 1. изучить демонстрационные материалы ОГЭ по географии 2021 г., опубликованные на сайте ФИПИ (https://www.fipi.ru); 2.при подготовке к экзамену следует использовать учебники, включенные в Федеральный перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, а также пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки к ОГЭ; 3. использовать методические приёмы, направленные на формирование общеучебных информационно-коммуникативных и иных умений, навыков, видов познавательной деятельности; 4.усилить акцент на сформированность у обучающихся ключевых географических понятий; 5.использовать небольшие тексты разных жанров-научные, информационные, публицистические - для узнавания изучаемых географических объектов |
Часть 2 – задания с развернутым ответом | ||||
Ин. язык | КИМ по иностранным языкам состоял из письменной (аудирование, чтение, грамматика и лексика, письмо) и устной частей. | 1. Затруднения в решении коммуникативной задачи | 1.следует внимательно изучить кодификатор и спецификацию, где указано, что именно будет проверяться в том или ином разделе экзаменационной работы. 2.Обратить внимание на продуктивные задания и научить решать коммуникативную задачу. 2. Обращать внимание на тематику вопросов в электронном письме, соблюдать нужный объём письменных высказываний, т.е. учить считать слова. 3. Расширять лексический запас. 4. Следует обратить внимание на изменения 2021 года контрольных оценочных материалов (КИМ) по английскому языку в части второго задания раздела «Чтение» и третьего задания раздела «Устная часть». |
|