Й УЧЕБНЫЙ ВОПРОС: Профессиограмма сотрудника УИС.




ЛЕКЦИЯ

По социально-гуманитарной подготовке

Для проведения занятия со стажерами ФКУ СИЗО-1

ГУФСИН России по Челябинской области

 

Тема 11: Психологические требования к личности и деятельности персонала пенитенциарных учреждений.

 

Вид занятия: плановое занятие.

Материальное обеспечение: лекция

Время: 1 час минут.

Учебные вопросы:

1. Общие положения требований к личности и деятельности персонала пенитенциарных учреждений.

2. Профессиограмма сотрудника УИС.

 

 

Литература:

1. Методические рекомендации.

Лекцию подготовил:

Старший инструктор группы по БСП ОКиРЛС

капитан внутренней службы И.В. Мартынова

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (5 мин.)

 

1. Проверить наличие слушателей, готовность их к занятию.

2. Объявить тему, цели, задачи и план проведения занятия.

 

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (35 мин.)

 

Й УЧЕБНЫЙ ВОПРОС: Общие положения требований к личности и деятельности персонала пенитенциарных учреждений.

Общепризнанно, что эффективность функционирования исправительных учреждений во многом зависит от профессиональной компетентности и психологической пригодности персонала. Поэтому в пенитенциарной психологии, как отечественной, так и зарубежной, уделяется существенное внимание обоснованию психологических требований, предъявляемых к сотрудникам данной системы. В числе профессионально значимых качеств отмечают: нравственную активность, эмоциональную устойчивость, развитые педагогические и коммуникативные способности, психологическую готовность к службе, устойчивость к неблагоприятному влиянию среды осужденных (А.Д. Глоточкин, В.Ф, Пирожков, Е.А. Пономарева и др).

Особенности профессиональной деятельности:

-режим работы, сложность и напряженность;

-высокие эмоциональные, психологические и физические нагрузки;

-негативное влияние криминальной среды;

-характер служебной деятельности (военизированная организаций, субординация, исполнительская дисциплина, для ряда сотрудников – служба с оружием);

-высокая динамика процессов, оперативной обстановки, интенсивность;

-человеческий фактор (работа с людьми, широта коммуникации);

-необходимость постоянного самосовершенствования, обучения;

-большие объемы работы с документацией;

-ответственность за порученный участок работы (дисциплинарная, моральная, нравственная, а также административная и даже уголовная);

-при осложнении оперативной обстановки высокая вероятность риска профессионального вплоть до риска для жизни и другие факторы.

 

Й УЧЕБНЫЙ ВОПРОС: Профессиограмма сотрудника УИС.

Профессиограмма сотрудника УИС перечень индивидуально-психологических особенностей, свойств и качеств, соответствующих требованиям, предъявляемым к сотрудникам уголовно-исполнительной системы (в зависимости от особенностей профессиональной деятельности).

Эмоциональные особенности:

- эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость,

- уравновешенность,

- сдержанность,

- самоконтроль,

- умение преодолевать чувство страха, тревожности,

- устойчивость к психоэмоциональным нагрузкам.

Интеллектуальные качества:

- способность контролировать ситуацию и вырабатывать дальнейшую стратегию и тактику действий,

- способность к мобилизации,

- склонность к самоанализу,

- сообразительность,

-изобретательность, способность к нестандартному мышлению,

- быстрая обучаемость.

Коммуникативные качества:

- умение слушать,

- склонность к сотрудничеству,

- умение владеть собой,

- умение принимать противоположную

точку зрения,

- способность расположить к себе собеседника,

- умение разумно сочетать деловые и

личные контакты с окружающими

Моральные и нравственные качества:

- исполнительность,

- порядочность,

- честность,

- бескорыстность,

- вежливость,

- умение объективно и беспристрастно оценивать других,

- дисциплинированность,

- энергичность,

- чувство такта и дипломатичность,

- невозмутимость

Волевые качества:

- выдержка,

- мотивация достижения,

- умение брать на себя ответственность,

- терпеливость,

- стеничность реакций на сложности и опасности,

- решительность,

- смелость, готовность к действиям в экстремальных условиях,

-уравновешенность и самообладание в конфликтных ситуациях,

- малая внушаемость, способность не поддаваться влияниям,

- независимость от настроения,

- высокая стрессоустойчивость

- самоорганизация,

- упорство в достижении поставленных целей,

- самообладание в конфликтных ситуациях,

- высокие моральные качества

Отношение к службе и характерологические особенности:

- интерес к службе,

- дисциплинированность,

- организованность, собранность,

- мотивация к профессиональному росту,

- чувство долга, требовательность к себе,

- принципиальность,

- исполнительность,

- предусмотрительность,

- аккуратность, опрятность внешнего вида

- скромность,

- самокритичность, самоконтроль,

- адекватная самооценка,

- оптимизм,

- выдержка

Особенности мышления:

- умение найти правильное решение в сложной обстановке, в штатных и нештатных ситуациях,

- способность быстро принимать решение при изменении положения,

- способность работать не по схеме, самостоятельно принимать решения,

- способность оценивать и анализировать складывающуюся обстановку,

- четкое, логическое мышление

Особенности восприятия:

- способность сохранять долгое время непрерывное внимание к работе,

- способность продолжительно равномерно наблюдать за несколькими предметами (осмотрительность),

- способность не ослаблять внимание под влиянием испуга или неожиданных впечатлений,

-способность быстро переключать внимание с одного объекта на другой,

-хорошо развитая профессиональная память

Внимание и наблюдательность:

- концентрация внимания,

- способность быстро переключать внимание с одного вида деятельности на другой,

- умение подмечать изменения в окружающей обстановке, не сосредотачивая на них внимания

Физическая подготовка:

- выносливость,

- быстрая реакция,

- работоспособность в условиях физических перегрузок,

- уверенное владение оружием и спецсредствами

Организаторские способности:

- умение планировать,

- умение принимать решение,

- обладание чувством справедливости,

- эффективное выполнение задач,

- способность переключаться с одного

вида деятельности на другой

В целом усредненный личностный профиль сотрудников пенитенциарных учреждений существенно не отличается от профилей личности работников других правоохранительных органов. Это опровергает достаточно распространенный стереотип общественного сознания, что в уголовно-исполнительной системе работают люди с садистскими наклонностями, высоким уровнем агрессивности, низким интеллектом и т.п. Подобный стереотип чаще всего формируется на основе отдельных ситуаций, связанных с нарушением законности и получившим общественный резонанс, а порой и целенаправленным искажением событий в средствах массовой информации.

В связи с общественным резонансом изучение причин нарушений законности стало объектом пристального внимания пенитенциарных психологов и педагогов (М.Г. Дебольский, 1979; А.В. Пищелко, В.И. Белослудцев, И.И. Соколов, 1998 и др.) В качестве причин противоправных действий сотрудников отмечают: несоответствие личностных качеств требованиям профессиональной деятельности; слабый профессионализм; эмоциональную несдержанность в ситуации провокации (оскорбление чести, достоинства и т.д.); влияние менталитета, выработанного в тоталитарном государстве; слабую материальную обеспеченность сотрудников; профессиональную деформацию персонала.

 

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (10 мин.)

1. Отвечаю на вопросы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: