Категория «Ученик»
Участник конкурса – Фефелова Эмилия, ученица 2 «А» класса
И учитель начальных классов Тараканова Татьяна Анатольевна
МАОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов №183 им. Р. Алексеева» г. Нижний Новгород
«Русский язык – мой любимый школьный предмет.
Научиться красиво и грамотно говорить и писать на своем родном языке – задача каждого человека. Именно это умение позволяет народам сохранять и передавать из поколения в поколение накопленный культурный опыт и знания. У отдельных, наиболее талантливых людей таких, как писатели, поэты, журналисты и литераторы, решение этой важной задачи получается настолько хорошо, что мы осваиваем язык, ориентируясь на их тексты. Я очень люблю читать, но именно знание русского языка позволяет мне лучше понимать прочитанное. Поэтому мой любимый предмет в школе – это «Русский язык».
Наша учительница Тараканова Татьяна Анатольевна – опытный и очень креативный педагог. Она часто дает нам творческие задания, чтобы помочь нам открыть знание по русскому языку самым необычным способом. На уроке как правило мы выполняем разные виды работ: играем со словами, раскладываем слова по корзинам, учимся из набора слов составлять тексты на разные темы, учимся работать с орфограммой: открываем способы ее поиска и нахождения, графического выделения и проверки правильности написания слов. Задания, которые дает нам Татьяна Анатольевна, обычно немного сложные и иногда я испытываю страх, что у меня не получится найти ответ на тот или иной вопрос. Но наш учитель всегда рядом с нами, она направляет нас и помогает выйти на верное решение, тем самым расширяя наш кругозор. И когда решение линвистической задачи становится понятным, я испытываю настоящую радость открытия! Примером такой работы может стать задание со стихотворением Александра Шибаева.
Чтобы выражение наших мыслей было красивым и грамотным, часто на уроках мы учимся правильно задавать вопросы учителю и друг другу. Конечно, первое время я испытывала небольшое стеснение от того, что мне задают вопрос. Но благодаря доброжелательности моей учительницы и располагающей атмосфере в нашем классе, которую она создала, я постепенно учусь подбирать правильные слова как для вопроса, так и для ответа на него. Например, вопрос, который задается одноклассникам, должен быть вежливым, кратким и понятным, простым. Ответ должен начинаться со слов: я думаю, я считаю, мне кажется и так далее.
Кроме того, Татьяна Анатольевна иногда предлагает нам на уроке самим попробовать сформулировать правило. Нам дается набор слов, которые нужно проанализировать. В ходе беседы с учителем мы ищем то общее, что объединяет эти слова, и пытаемся найти какую-то закономерность. Например, мы собрали из лепестков слова, в каждом из которых есть ЧА/ЩА или ЧУ/ЩУ, проанализировали звуковой состав и поняли, что несмотря на то, что звуки [ч] и [щ] всегда мягкие, следует писать после них буквы А или У. И это правило, которое нужно освоить навсегда.
Еще мне очень нравится, когда наш педагог организует для нас работу в парах и группах. Это помогает нам развить умение общаться на уроке по делу, без конфликтов и доброжелательно. Во время работы в паре мы работаем с учебником или карточками. Мне нравится советоваться с моей соседкой Ясей во время выполнения работы. В беседе, мне кажется, легче найти решение. Вот, например, задание прочитать текст Н Сладкова «Лиса и мышь» и определить, кто какую реплику произносит. Мы прочитали текст и, посоветовавшись, приняли решение и оформили предложения. После групповой работы Татьяна Анатольевна обязательно работу класса и в конце урока ставит нам оценки за активность и творчество в работе на уроке.
Одним из постоянных видов работ, которые мы регулярно выполняем с первого класса, является выполнение проекта. Как раз недавно у нас был проект «Моя любимая картина». Нужно было подобрать художественное полотно на свой вкус и описать его устно. Так как я очень люблю детей, я выбрала для описания картину Фредерика Моргана и представила ее классу. В этой работе соединились мои индивидуальные особенности, развитие умения описывать картинку и умение устно передать изображенное на ней.
На каждом уроке, который проходит у нас в школе, мы пользуемся разными пособиями. На уроке русского языка это учебник, тетрадь, справочное пособие по русскому языку и рабочая тетрадь. Конечно, больше всего мне нравится выполнять задания в рабочей тетради, потому что в ней они необычные и этим очень интересные. Например, очень люблю разгадывать языковые шарады и изографы, исправлять ошибки, составлять по цепочке из букв алфавита картинки, составлять по картинке тексты, составлять словарь и так далее. Конечно, работа трудная, но тем она и интересная. Кроме того, на уроках Татьяна Анатольевна предлагает нам использовать различные источники получения знаний: работа со словарями, интернетом, презентациями, дополнительными пособиями и карточками.
Я уверена, что открытые мной способы работы на русском языке благодаря работе моей учительницы очень пригодятся мне в моей дальнейшей учебе. Конечно, многое в успешной школьной жизни зависит не только от учителя, но и от ученика, поэтому я убеждена, что и в старшей школе материал уроков русского языка будем мне понятен, а сами уроки так и останутся наиболее любимыми!