Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс.




Экологическое воспитание и образование младших школьников

Природа - это вселенная с существующим в ней органическим и неорганическим миром. Все жизненные процессы протекают в верхней оболочки Земли - в биосфере, составной частью которой являются живые существа - мир растений и животных, человек.

Значение природы в жизни людей очень велико и многообразно.

Природа - источник материальных и культурных благ человека.Восприятие красоты и гармонии форм, красок и звуков, наблюдение происходящих в природе явлений вызывает чувство радости и дает огромное наслаждение. Общение с природой, познание ее тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаем природу, тем больше мы начинаем любить ее.

Природа истощается. В связи с бурным развитием техники загрязняются воздух, вода, исчезают ценные животные и растения. Это волнует все человечество. Долг живущих на Земле людей - сохранить всю красоту и богатства природы для будущих поколений.

В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания», а постановления правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.

Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач стоящих перед педагогами - воспитать любовь к родине, а значит и бережное отношение к родной природе. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы.

Еще И.М.Сеченов писал о прирожденном и «крайне драгоценном» свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. И.П.Павлов это свойство назвал рефлексом «Что такое?», под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов.

Почему именно природе отводится особая роль в формировании личности ребенка?

Да потому, что природа окружает ребенка с первых дней его жизни. Ребенок знакомится с природой еще до того, как произнес свои первые слова и сделает самостоятельные шаги. У детей рано проявляется стремление к активному познанию природы, которая притягательна для него благодаря своему красочному, постоянно изменяющемуся миру. Это дает ребенку массу ярких впечатлений, вызывает радостные эмоции, заставляет исследовать еще не познанное и незнакомое. По словам В.А.Сухомлинского, чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства. Нужно прививать ему эти чувства с детства.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс.

Его результатом должно быть не толькоовладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Разумная, деятельная любовь к природе одна из граней любви к Родине. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства.

Не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты. Вот почему так важно сегодня помочь детям, подросткам освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой, противопоставив ее господствующей ныне психологии потребления, прагматизму и эгоизму.

О росте в общественном сознании приоритета экологических ценностей свидетельствует тот факт, что XXI век наречен мировым сообществом «столетием окружающей среды» в отличие от завершившегося второго тысячелетия – «столетия экономики». А это означает, что экологический диктат будет определять и экономику, и образование, и культуру. В этом процессе воспитанию принадлежит заглавная роль, поскольку тот или иной уровень культуры человека – общий или экологический – есть результат воспитания, показатель человеческого в человеке, мерило его развития как существа разумного.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: