Изложенные выше факты определили тему моего доклада – «Экологическое воспитание младших школьников».




Актуальность. Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного отношения к природе, осознание важности ее охраны и формирование экологической культуры.

Объект исследования. Организация учебной и внеклассной работы по экологическому воспитанию и образованию школьников.

Предметом данного исследования явилось проведения уроков и внеклассных занятий по экологическому воспитанию.

Цель исследования – теоретическое обоснования и практическое доказательство осуществления экологического воспитания при реализации межпредметных связей.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучения педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследования.
  2. Выявление значимости роли межпредметных связей в воспитании детей.
  3. Анализ результатов педагогического эксперимента.

В качестве гипотезы исследования послужило следующее предположение: представленные методические рекомендации, организованные в урочной и внеурочной форме по межпредметным связям, позволяют заложить хороший фундамент для дальнейшего формирования экологической культуры у младших школьников.

В ходе исследования были применены следующие методы исследования:

  • анализ литературы, документов и статистических данных по теме;
  • наблюдение за учебно - воспитательным процессом в начальных классах;
  • анкетный опрос учащихся.

Научная новизна исследования заключается в предложении методических рекомендаций и попытка передать опыт школы в организации учебной и внеклассной работы по экологическому воспитанию и образованию школьников.

Практическая значимость данной работы в том, что предложенные рекомендации могут быть применены в практике учителем начальных классов.

Одна из важнейших задач современной школы – повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школьников экологической культуры. Особое место в системе непрерывного экологического образования занимает начальная школа, где целенаправленно закладываются начала экологической культуры детей.

Основные пути решения экологической культуры младших школьников:

а) интеграция естественнонаучных и общественно-гуманитарных знаний;

б) формирование экологического сознания и мышления нравственно-этического восприятия природы;

в) непрерывное воспитание у учащихся ответственного отношения к окружающей среде и здоровью, начиная с дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная работа проведена на базе начальных классов Тюбинской средней школы Намского улуса Республики Саха (Якутия).

Цель опытной работы: выявить уровень экологического воспитания до начала и в конце исследования определить модель системы экологического образования.

Опытно-экспериментальная работа проводилась по следующим направлениям:

  • изучения уровня экологической воспитанности в начальных классах до внедрения разработанной модели экологического образования и после применения.
  • создание модели системы экологического образования в начальных классах и организация наблюдения за педагогическим процессом.

Нами были намечены следующие задачи:

  1. Выявить у учащихся уровень экологической воспитанности.
  2. Организовать и апробировать в практической учебной деятельности модель системы экологического образования.
  3. Сравнить полученные результаты и сделать вывод об эффективности разработанной модели экологического образования учащихся.

Методика исследования состоит в проведении контроля знаний и умений, отслеживании качества фактического усвоения материала учащимися до проведения педагогического эксперимента – констатирующий этап. И соответственно такого же контроля в ходе педагогического эксперимента, в которой внедрена модель системы экологического образования.

Диагностика уровня экологического образования проводилась в форме тестирования. Ученикам предлагалось ответить на 20 вопросов. Оценивание результатов происходило по количеству набранных баллов. В зависимости от количества набранных баллов определялся уровень экологической воспитанности учащихся. Для эксперимента были привлечены 2, 3, 4 классы.

По результатам анализов диагностики мы определили уровень экологической воспитанности учащихся 2- 4 классов (всего 21 человек).
Исходя из полученных данных, нами разработана модель внедрения экологического образования во 2-4 классах Тюбинской средней школы. Цель: создание условий, способствующих самореализации и личностному росту; становлению такого отношения к окружающей среде, которое обеспечило бы мотивированное, основанное на осознанной необходимости стремлению к овладению знаниями и навыками, необходимыми для личного участия в решении существующим и предупреждении новых экологических проблем.

Принципы формирования экологической образованности младших школьников: открытость, адаптивность, системность, доступность.

Педагогические условия реализации модели: создание гибкой системы экологического образования, ориентированной на младших школьников:

  • Межпредметная интеграция
  • Дополнительное образование (кружки, внеклассные занятия)
  • Деятельность, направленная на эмоциональное восприятие природы (экскурсии, беседы, ролевые игры, инсценировки).

Целью межпредметной интеграции является развитие экологического образования через систему уроков. Нами разработаны примеры проведения уроков, направленных на экологическое образование учащихся начальных классов.

Познавательно – развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это – театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры.

В результате такой работы наблюдается положительная динамика эмоционально – чувственного восприятия природы, повышается уровень творческой активности детей, растет потребность в здоровом образе жизни. Таким образом, разработанная модель системы экологического образования включает в себя комплексную работу: начиная с интегрированных уроков и заканчивая внеклассными занятиями. Контрольный этап опытной работы позволил выявить эффективность внедрения модели системы экологического образования. Сопоставляя и анализируя результаты диаграммы, мы отмечаем, что количество учащихся имеющих низкий уровень снизился на 9%; количество учащихся имеющих средний уровень снизился на 4,8%; количество учащихся имеющих высокий уровень повысился на 14,7%.

В результате нашей опытно-экспериментальной работы мы сделали следующие выводы:

  1. Экологическое воспитание школьников - приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры.
  2. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников достаточно разработаны в научной и методической литературе.
  3. Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание нетрадиционных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.
  4. При проведении интегрированных уроков у школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся.

Выполнила: Никонова Кира Владимировна, учитель начальных классов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: