Гармонизация предметного мира средствами дизайна




Гуманизирующая функция. Понятие «гуманность» предполагает пересечение общечеловеческих качеств с особенными – этнокультурными, региональными, религиозными и т.д.

Гуманный продукт делает человека полнее и счастливее. Когда человек целостен, это переживается им, как наиболее позитивное состояние.

Как же быть с избыточными, дисгармоничными, угнетающими формами, вроде деконструктивистской квартиры, созданной из обломков самолета? Гуманизацию не нужно трактовать однозначно-положительно: люди могут быть очень разными, и, соответственно, их среда различна. Неудобное кресло кого-то привлечет своей экстравагантностью, мельтешащая реклама – мрачноватым юмором и т.п. Дизайнер работает на живого человека, и момент знания, научности как раз и будет заключаться в том, чтобы как можно более отчетливо его себе представлять. Граница проходит между формами, оптимизирующими жизнь, и формами отрицающими. Принимать решения нужно, исходя из целого комплекса данных, каждый раз индивидуально.

Организующая функция. Эта функция, можно сказать, почти уникальна именно для дизайна (вспомните хотя бы IKEA. Но речь идет не только о ящиках и полках.).

Создавая вещи и системы вещей, дизайнер организует материю и пространство, а также движение и поведение людей, последовательность эмоций и чувств, испытываемых ими, их действия и реакции, т.е. как физические, так и духовные их состояния. Это может быть организация пространства выставки или супермаркета, создание целостной городской среды и т.п.

Первыми эту проблему поставили советские дизайнеры 1920-х гг. С тех пор поиск быстрых и эффективных методов работы с компьютерной программой, эргономически-оправданных и одновременно эстетически-привлекательных движений в интерьере или за рабочим столом, организации общения или, напротив, одиночества, тоже входит в число задач дизайнера.

Вариантов несколько.

1. Вещь, созданная дизайнером, способна упорядочить восприятие мира. Выразительные средства дизайна, такие как линия, цвет, композиция, контраст, могут помочь специалистам разных областей организовать процесс восприятия предмета, создать впечатление об его необходимых характеристиках, визуально уменьшить или увеличить, задать последовательность освоения. Спиралевидная книжная полка Рона Арада Bookworm не только оставит определенное впечатление о себе, но как бы «закрутит» вокруг себя весь интерьер, в который помещена (Иллюстрация 1). Даже если книги на ней будут расставлены сверхаккуратно, восприятие окажется слегка «хаотичным», отличным от восприятия традиционного секционного стеллажа, пусть и с разбросанными книгами.

Иллюстрация 1. Книжная полка Bookworm. Дизайнер Р. Арад. 1997. URL: https://blog.fourshopping.it/wp-content/uploads/2014/02/kartell-bookworm-05_1.jpg

 

2. Проект вещи может учитывать возможность последней изменить, скорректировать образ мира. Например, всякий трон или кресло с высокой спинкой соответствуют образу мира, в котором сидящий занимает возвышенное, привилегированное место. К тому же сидящий помещается выше линии горизонта, приближая себя к сакральному, божественному и удаляясь от профанного, земного. Напротив, там, где модель мира исходит из единства человека с природой, уровень сидения будет размещаться на земле, на полу или в непосредственной близости от них, как это происходило и происходит в большинстве восточных культур. Другой пример: традиционный черный зонт и прозрачный пластиковый зонтик создадут разные образы дождя и человека под дождем.

3. Продукт дизайнерской деятельности может организовать представление о мире и о месте человека в нем. Так, большой обеденный стол традиционно связан, с одной стороны, с представлениями о зажиточности, респектабельности, высоком социальном статусе, с другой – представлениями о семье, очаге, стабильности. Его стандартная форма – массивный параллелепипед, ножки которого прикрыты скатертью. Представим себе стол, блестящая крышка которого одновременно стала скатертью и выполнена из прозрачного толстого стекла. Она оставляет открытыми прочные металлические ножки. Чинный семейный обед за таким столом превратится, скорее всего, в пародию на самое себя, ведь скатерть-крышка выставляет на обозрение все нерегламентированные движения и лишает устойчивости посуду и аксессуары. Заодно изменение могут претерпеть и представление о стабильности как таковой, и представление о респектабельности. Они покажутся иллюзорными за столом «Illusion», спроектированным Ф. Старком (Иллюстрация 2).

Иллюстрация 2. Стол Illusion. Дизайнер Ф. Старк. Производитель: Fiam. 1992. URL: https://www.italy2u.ru/page/mebel-fiam

 

Рационализирующая функция. В своих продуктах дизайн стремится органично сочетать выразительность и целесообразность, прежде приведенные к единству в античном ремесле-технэ. Греки приходят к пониманию того, что наиболее подходящая человеку форма является и наиболее красивой, и наоборот, выводя математические формулы красоты, вроде «золотого сечения».

Выверенность, рациональность решений способствуют улучшению функциональных качеств вещи, но не усилению ее эмоциональной выразительности, к которой тоже тяготеет человек. Вещь будет казаться абстрактной, безликой, ведь эмоции не участвуют в ее восприятии. Дизайнер Джордж Нельсон рассказывает о стиральной машине, восхищающей и удручающей его своей безликостью. «Я совершенно отчетливо воспринимаю идею этого дизайнерского решения: дизайнер определенно считал, что стиральная машина не должна быть заметной и постарался этого добиться», – пишет он[2]. Это показывает, что в число осознаваемых целей должен входить учет эмоционального и психосоматического воздействия вещи на человека. Последние тенденции в дизайне наглядно подтверждают подобную необходимость.

Созидательная функция. Дизайн начинается там, где человек не только планирует, но и реализует замысел в материи или виртуальной реальности.

Специфика новизны, формируемой дизайном. Задача дизайнера чаще всего связана не с открытием или изобретением, а поиском возможных формальных решений внутри уже ставшего класса вещей – с целью достижения большей эргономичности, информативности, декоративизма и т.д. Так, ожидания аудитории, настроенной на оригинальность, приводят к жизни журнальный стол Octopus Ф. Новембре со 180 ножками (Иллюстрация 3).

Иллюстрация 3. Журнальный стол Octopus. Дизайнер Ф. Новембре. 2001. Производитель Capellini. ВСТАВИТЬ В презентацию

СПРЯТАТЬ для заинтересованных

Варианты и степени новизны мышления и его продукта, на наш взгляд, могут быть следующими:

Эвристичность представляет собой характеристику проектного мышления. Это способность видеть или создавать неочевидные проблемы. Примером в дизайне может служить культовый стул датского дизайнера В. Пантона «Panton Chair», 1967, когда материал «подсказывает» новую морфологию предмета, но не уводит формообразование в сторону декоративности или шокинга (иллюстрация 4). Эвристичность является неотъемлемой чертой подлинного проектного мышления, поскольку работа с типичным, шаблонным, стереотипным не приведет к возникновению формы, отмеченной новизной. Одновременно эвристичность подразумевает некоторую долю творческого риска, ведь новизна неочевидного многим может показаться спорной. Проектировщик берет на себя ответственность за весомость поднимаемой им темы.

Иллюстрация 4. Стул Panton Chair. Дизайнер В. Пантон. 1967.

 

Эксклюзивность – это исключительность темы, направления проектирования, редкости. С одной стороны, это предостерегает от отождествления эксклюзивных решений с luxory, с другой – требует обеспеченности соответствующими научными знаниями, эмпирическим опытом, позволяющими точнее определить направление. Ярким примером могут служить костюмы и аксессуары Э. Скьяпарелли (1890–1973), использовавшей приемы сюрреализма для создания полноценного продукта: их роскошь не отменяет соответствия высшим критериям дизайна.

В целом зонами повышенной эксклюзивности разработок являются, прежде всего, области промышленного дизайна. На наш взгляд, это медицина и чрезвычайные ситуации, дизайн для детей, спорт, возможно – военно-промышленный комплекс (хотя здесь требуются специальные оговорки). Жесткие ограничения, накладываемые здесь заботой о сохранении жизни и безопасности, а также обязательная связь проекта с технологиями изготовления и пользования оборачиваются подлинной новизной, расходящейся, подобно кругам на воде, по другим сферам дизайн-проектирования, но уже в более «мягкой» форме – как мотив, элемент общей конструкции и т.п. Линии кресла спортивного автомобиля обусловлены его конструкцией. Но они могут присутствовать в дизайне «обычного» кресла, предназначенного для молодых энергичных потребителей.

Инновационность – это технологическая характеристика. Термин сопровождает многие ученые конструкции – инновационный менеджмент, инновационное проектирование, – но практически никем не определяется. Акцент, на наш взгляд, необходимо ставить на том, что это наиболее широкое понятие, включающее в себя все грани технологической и методологической новизны. Инновационность предполагает также определенную системность мышления и знания, позволяющую учесть многообразные внешние связи проектной задачи с другими, уже решенными. Многие дизайнеры стремятся строить проектирование на основе новейших технических достижений, и это один из возможных путей к инновационности. Так, появление большого количества разнообразнейших стеклянных столов в конце 1990-х годов вызвано к жизни, в первую очередь, новыми возможностями работы со стеклом; светодиодные технологии меняют не столько морфологию, сколько функциональные характеристики объектов light-дизайна; дигитальные технологии создают новые возможности проектирования интерьеров.

Оригинальность проекта свидетельствует о степени самостоятельности исполнителя. С одной стороны, оригинальность противостоит канонам и стереотипам, неизбежно сопровождающим любой проектный дискурс. Показательны слова израильского дизайнера А. Леви: «Для меня главное – гибкость ума и восприятия, способность адаптироваться и провоцировать одновременно». С другой стороны, оригинальность – это определенная свежесть темы и ее разработки, направленная против банальности и тривиальности. Не случайно, во многих языках оригинальность означает еще и подлинность.

Креативность как особая ипостась новизны работы в большей степени связана с использованием в ней научного и практического инструментария. Это способность творчески решать задачи, метод решения которых полностью или частично не известен, т.е. проектировщику необходимо помимо цели осознавать еще и границы проектирования. Можно взять хорошо известные подходы (системный, морфологический, структурный, семиотический и т.п.) и осознанно применить их к новой проблеме. К сожалению, практика современного формообразования дает больше вариантов ничем, кроме фантазии создателя, не обусловленного микширования форм отдельных предметов в духе магазина «LeFuture» (кружка с ручкой от пистолета, блюдце в чайной паре, являющееся одновременно пепельницей). Такой вариант чаще всего скрывает недостаточность проработки либо даже отсутствие профессионализма. Ярким примером более продуктивного поиска является объект «Flashbag» Дм. Комиссарова, получивший премию DIA в 2007 г. Это флешка, раздувающаяся по мере накопления информации, которая позволяет владельцу определять степень своей заполненности.

Вариативность – как новизна, возникающая в процессе существования и использования дизайнерского продукта, – может проявляться в модульности, использовании заменяемых элементов, подвижности некоторых из них. Этот подход встречается не только в архитектуре, но и дизайне, как например, у немецкого дизайнера Петера Мали с его девизом: «Нам необходимо противоядие против зрительной уставаемости!»; итальянца М. Дзанузо, чья модульная система-диван «Lombrico» (1967) способна к бесконечному наращиванию в длину, т.к. рассчитана в основном на залы ожидания в аэропортах и на вокзалах (Иллюстрация 5).

Иллюстрация 5. Lombrico Sofa. Дизайнер М. Занузо. Италия. 1967.

Выведенные критерии новизны в дизайне позволяют лучше увидеть моменты «пустого» формообразования, о котором порой с таким восторгом пишут рекламные обозреватели.

Экологическая функция. В отличие от объектов инженерной деятельности, выглядящих в своем функционировании как самодостаточные, продукты дизайна ответственны за гармонично-сбалансированное отношение человека с природой. Кроме того, экология включает в себя сохранение человека, не только как телесного, но и как духовного существа. Значит, дизайн не может и не должен создавать вредные и опасные для человека предметы. А его рассмотрение на современном этапе непременно включает в систему дизайна источники и качество исходных материалов, задействованность детского или женского труда (fair trade), восстановление использованной древесины или воды и другие показатели.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: