Функции дизайна в культуре




Эстетическая функция. Дизайн целенаправленно творит красоту, установка на создание которой до него была прерогативой искусства, но при этом утилитарное не отрицается и не уходит на второй план, а приходит к единству с эстетическим.

В отличие от своих далеких предшественников, действовавших интуитивно и спонтанно, дизайнеры исходят из осознанной установки на гармонизацию предметной среды. В работе происходит не только усвоение опыта предшественников, но и формирование собственной концепции, программы, мировоззренческой позиции, включающей определенное представление о человеке, его потребностях, нормах вкуса, образе жизни и т.д. Дизайнер добивается в вещи тождества с целесообразным, утилитарным, прагматическим, так чтобы эти качества обуславливали друг друга и выражались одно через другое, что довольно сложно.

Социализирующая функция. Создавая что-либо, человек материализует все свои сущностные силы – способности, навыки, знания, оценки, вкус. В момент использования вещь приходит к состоянию распредмечивания, передает информацию, заложенную в форме. Игрушка, соска, первые ботинки, карандаши уже приобщают к тем движениям и тем поведенческим стереотипам, которые свойственны человеку как родовому существу. Получается, что создатель вещи как бы формирует потенциального потребителя. Пользуясь вещами, каждое следующее поколение невольно усваивает весь опыт, накопленный культурой до него – удивительный в своей простоте и мудрости механизм!

Функция общения связана с возможностью вещи становиться посредником / заместителем в процессе общения людей – как синхронном, так и диахронном, неодновременном. В самом слове design слышна явственная отсылка к «сигналу», к зову или звуку, которые что-либо обозначают, имеют смысл, отсылают к тому, что издает сигнал. Этот сигнал воспринимается прежде всего органами чувств. Так, В. Гропиус (1883–1969) говорил о «визуальном языке» дизайна, знаками которого являются пропорции, оптические эффекты, отношение света и тени, пустоты и объемов, цвета и масштаба.

Духовное общение субъектов посредством вещи возможно не только в дизайне. Ремесленник, полностью изготавливающий изделие иногда в течение нескольких лет, тоже обживает, одухотворяет его своим присутствием. Но он же оказывается в гораздо большей степени связанным каноном, традицией, цеховыми нормами и правилами.

Гедонистическая функция. Продукты дизайна удобны, практичны, красивы, следовательно, контакт с ними доставляет удовольствие, приносит физическое и духовное наслаждение. Используя различные фактуры и материалы, разрабатывая те или иные композиционные приемы, дизайн формирует не только предметную среду, но и органы чувств, способные улавливать удобство и красоту и переживать их с максимальной полнотой. Гедонизм ни в коем случае не подразумевает сведения всех потребностей человека исключительно к телесно-чувственным наслаждениям. Наслаждение может быть интеллектуальным, когда смыслы и символика вещи, заложенные дизайнером, донесена до того, кто ею пользуется.

Представление об удовольствии дает возможность связать изготавливаемую вещь не только с функцией, но и с человеком. Софа Dodecahedron-D выглядит неожиданно (Иллюстрация 6). У садящегося есть даже некоторая опаска, связанная с возможностью упасть, – все это выступает ничуть не менее значимыми источниками удовольствия, чем само удобство.

Иллюстрация 6. Dodecahedron-D Sofa дизайнер Peter Donders. 2014. https://www.furniturefashion.com/dodecahedron-d-sofa-peter-donders/

 

Другие функции дизайна

Идеологическая функция. Вещь способна переносить информацию, но характер этой информации не всегда задается личными интересами ее создателя. Механизм осуществления идеологической функции тождественен социализирующей, однако заказчик ставит перед дизайнером донесение политизированной информации. Либо дизайнер преднамеренно или непреднамеренно транслирует ее.

Будучи работником фирмы, компании, государства в целом, дизайнер выполняет идеологическую работу, распространяя представления о моде, концепции, теории. Он может не осознавать этого в полной мере, но требования заказчика, спрос, оценка критики и коллег формируют его идеологическую линию.

Дизайнеру важно не только совпадать с модой, той или иной идеологией. Зачастую его усилия направлены на формирование моды. Опережая реальную жизнь, дизайн создает варианты, из которых потребитель будет выбирать. Здесь требуется четкое знание диалектики устойчивого и изменчивого в предметном мире, традиционного и новаторского, «старого доброго» и нового. Отлет фантазии от запросов и системы ценностей реального человека возможен лишь в единичных случаях, когда речь идет об определении стратегических ориентиров.

В рамках выполнения этой функции встает целый ряд важнейших этических проблем. В какой степени дизайнер должен разделять идеологию государства, на которое работает, особенно если речь идет о тоталитарном режиме? В какой степени отрицательное отношение к той или иной идее может оказаться сильнее соображений заработка или профессионального успеха?

Утопическая функция. Если же речь идет о некоей идее будущего, то в этом случае можно говорить об утопической функции вещи, созданной средствами дизайна. По разным поводам дизайнеры забегают вперед, в пространство и время, которых еще нет. Перевод слова «утопия» - «место, которого нет» – как нельзя более буквально применим к дизайну. Прогнозируя вероятные тенденции развития человека и его предметного мира, дизайнер способен воплотить прогноз в проект, а проект в вещь. Любая яркая фантастическая гипотеза требует своего предметного воплощения для того, чтобы быть всесторонне воспринятой и оцененной человеком. Бутафория фильмов, элементы рекламы, футуристические интерьеры создают образ мира, который возможен и достижим, если будет соответствовать мечтам и чаяниям современников и потомков.

Утопическая функция реализует себя в наличии систем типа «haute couture – pret-a-porte», в которой первый элемент предполагает сознательное опережение жизни с целью обкатки новых форм и материалов. То же касается конкурсов или специализированных выставок, например, Миланской или Кельнской, где не только представлена существующая продукция, но экспонируются образцы, так сказать, завтрашнего дня.

Необходимость предметной реализации смелых дизайнерских идей вплотную связана с наличными техническими и технологическими возможностями. Утопия дизайна растет не из завтра, а из сегодня. «Место, которого нет» создается существующими технологиями и приемами. В отличие от художественной утопии, дизайн связан с настоящим, с одной стороны, и с настоящим состоянием человека – с другой.

Завершая, можно подчеркнуть, что функции дизайна, связанные с гармонизацией бытия человека в культуре, в частности, его взаимоотношений с другими людьми, делают работу дизайнера не только значимой, но и чрезвычайно ответственной, заостряя вопросы профессионального самосознания и этики. В центре внимания дизайнера постоянно находится адресат – человек, что позволяет избегать движения к самовыражению (позволительного в искусстве и пограничных с ним областях дизайна: моде «от кутюр», арт-дизайне), а также холодной расчетливости и прагматизма, обеспечивающих сбыт вещи, деформирующей сознание или тело, снижающей уровень духовных запросов. Принцип «не навреди» должен стать столь же бесспорным для дизайнера, как например, для врача, поскольку главным отличием формируемой им вещи является ее соответствие духовному миру человека, а также его психофизической целостности.

 


[1] Такую точку зрения высказывает В. Ю. Медведев в книге «Роль дизайна в формировании культуры». СПб., 1999. С. 14–15.

[2] Нельсон Дж. Проблемы дизайна. М., 1971. С. 41.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: