ВЛИЯНИЕ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ШКОЛЬНУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ У ДЕТЕЙ
Коробкина И.И., Яковлева Н.В. (Рязань)
Коробкина Марина Игоревна
– клинический психолог, преподаватель кафедры общей психологии с курсом педагогики Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова
E-mail: mar82416400@yandex.ru
Яковлева Наталья Валентиновна
– член редколлегии журнала «Медицинская психология в России»;
– кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой общей психологии с курсом педагогики, декан факультета клинической психологии Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова
E-mail: yakovleva.nata@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются различные аспекты клинико-психологического сопровождения классов коррекционно-развивающего обучения в рамках образовательного пространства общеобразовательной средней школы. Предложена прогностическая таблица успешности обучения в классах КРО в зависимости от особенностей уровня развития познавательной сферы ребенка с диагнозом «задержка психического развития органического генеза».
Ключевые слова: коррекционно-развивающее обучение, задержка психического развития, патопсихологические методы исследования познавательной сферы личности, дифференцированная детерминация школьной успеваемости.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств, связан с общим снижением успеваемости, особенно на начальных этапах обучения. По данным психолого-педагогических исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы, составляет 20-30% обучающихся, а приблизительно 70-80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения [1, 7, 10, 11].
Исследования по проблеме школьной неуспеваемости проводились специалистами разного профиля: психологами (З.И. Калмыкова, И.А. Коробейников, Н.А. Менчинская, Н.И. Мурачковский, Н.П. Слободяник) [5, 6, 10, 11]; педагогами (Ю.К. Бабанский, Бударный А.А, Л.В. Занков) [1, 3, 4]; дефектологами и физиологами совместно с психологами и клиницистами (К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, С.Г. Шевченко). Последние выявили среди неуспевающих школьников особую категорию – детей с временной задержкой психического развития. [7, 8, 12]
Острейшая необходимость рассмотрения вопросов обучения и развития младших школьников с ЗПР в сравнении с детьми с другими нарушениями, а также с нормально развивающимися школьниками обусловлена нуждами практики [2, 8, 9]. Переход школы на новые программы усугубил тяжелое положение стойко неуспевающих школьников. В связи с этим мы считаем целесообразным, разрабатывать комплексный подход в работе с данным контингентом детей, так как диагностика, позволяющая проследить динамику развития ребенка и непосредственно коррекционно-развивающие программы должны распространяться на весь процесс школьного обучения.
По характеру поведения, особенностям познавательной деятельности младшие школьники с ЗПР значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений. Адаптированные учебные программы, целенаправленная работа педагогов, психологов и других специалистов всё это на выходе должно давать один результат, а именно повышение уровня развитие когнитивных процессов и успешное усвоение школьного материала.
На базе общеобразовательных школ в наше время остаются классы, где по специально разработанной программе обучаются дети с задержкой психического развития. В течение трех лет в тесном сотрудничестве с педагогами, в данных классах работают психологи и логопеды, которые проводят индивидуальные и групповые занятия с детьми. Целью такого подхода является возможность по окончанию третьего года обучения, перевести детей в общеобразовательные классы. В данной работе, мы постарались отразить, важность понимания влияния, уровня развития когнитивных процессов у детей с задержкой психического развития, на общую предметную успеваемость. Наиболее полная информация об уровне протекания основных психических процессов (в данном случае мы рассматриваем: память, внимание и мышление) и изучение его влияние на школьную успеваемость может способствовать разработке целенаправленных коррекционных программ для успешной адаптации к обучению. Так же, целостная оценка познавательной сферы, включение в работу школьных психологов патопсихологические и психофизиологических методик, даст возможность определить зону ближайшего развития школьников и, исходя из этого, прогнозировать их возможный уровень предметной успеваемости.