В ходе исследования уровня развития познавательных процессов и предметной успеваемости, мы установили процентное соотношение по данным параметрам в каждом из классов.
Результаты отражены в прогностической таблице. Количественная обработка результатов проводилась нами с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Посчитав статистическую значимость по исследуемому параметру, мы получили высокую положительную корреляционную связь (0,8 при р≤0,05 и при р≤0,01).
Таблица 1
Прогностическая таблица соотношения уровня предметной успеваемости и уровня познавательных процессов
В данной таблице приведены варианты уровня развития познавательных процессов у исследуемых нами детей с задержкой психического развития, при различном уровне их предметной успеваемости. Это позволяет прогнозировать успешность будущего обучения и адекватно оценивать эффективность коррекционных образовательных технологий. Таблица позволяет определить индивидуальные коррекционно-образовательные задачи в отношении каждого ребенка.
Любопытным является факт наличия в выборке учащихся коррекционных классов детей с нормальным и даже повышенным уровнем развития мышления, внимания и памяти (до 23% по выборке), которые обеспечивают в 100% случаев высокую школьную успеваемость. Причины присутствия таких детей в классах КРО, на наш взгляд, могут быть следующие:
· отсутствие динамического контроля за уровнем психического развития ребенка (ребенку поставили диагноз в 6-7 лет, родители больше не посещают специализированный диспансер, специалисты не пересматривают и не снимают диагноз «ЗПР органического генеза»);
· желание родителей устроить здорового ребенка в класс с меньшим количеством учащихся и облегченной программой;
· гипердиагностика «ЗПР органического генеза».
Наличие детей в классах КРО с низким уровнем развития познавательных процессов и низкой успеваемостью свидетельствует о неэффективности коррекционных классов в отдельных случаях (по нашей выборке – до 17%). Данные дети должны обучаться в специализированных условиях либо в специализированных образовательных учреждениях. Однако среди детей с низким уровнем развития памяти и внимания есть небольшая доля учащихся, которые достигают удовлетворительной успеваемости. В этом случае особый интерес представляют как образовательные технологии педагогов коррекционных классов, так и специфические особенности общего психического развития исследуемых.
Самая широко представленная группа детей в коррекционных классах имеет, по нашим данным, среднюю степень нарушений, что обеспечивает им хорошую и удовлетворительную успеваемость. В результате исследования были выявлены отклонения от 100% соответствия познавательных процессов уровню предметной успеваемости учащихся. Детальное исследование этих отклонений – задача следующего этапа исследования.
Выводы:
1. Для множества детей, с особыми образовательными потребностями, характерна недостаточная сформированность познавательных процессов, это зачастую и является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в школе. Задачей педагогов и психологов является активное участие в развитии этих процессов.
2. Большинство исследуемых нами детей имеют значительно сниженнный уровень когнитивного развития, данное снижение в свою очередь дифференцированно детерминирует уровень школьной успеваемости учеников.
3. В данном исследовании нам так же удалось установить статистическую значимость между исследуемыми параметрами, а именно: средней оценкой предметной успеваемости детей и уровнем развития их когнитивных процессов.
4. Представленные в таблице результаты исследования отражают соотношения между уровнем развития познавательных процессов детей с ЗПР и уровнем их школьной успеваемости. Эти данные могут использоваться психологами и преподавателями, работающими в классах КРО, в качестве прогностической таблицы.
Литература
1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). – М., 1982
2. Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми. М., 1996.
3. Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении // Советская педагогика. – 1965. – № 7. – С. 34-41.
4. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990.
5. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. – М., 1979.
6. Коробейников И.А. Клинико-психологическая диагностика нарушений поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью. – М., 1994.
7. Лебединская К.С. Клиническая систематика ЗПР // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1980. – № 3.
8. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. – 1994. – № 1.
9. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей – М., 1989.
10. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. – М., 1989.
11. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практичсекое пособие – 3-е изд. – М., 2006.
12. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. – М., 1999.
Ссылка для цитирования
Коробкина И.И., Яковлева Н.В. Влияние задержки психического развития на школьную успеваемость у детей. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 4. URL: https:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).