Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ЗАСЕЛЕНИЯ МЕСТНОСТИ




Введение.

Русский Север на протяжении всей своей истории играл особую роль в жизни государства, внёс крупный вклад в политическое, экономическое и культурное развитие России. В течение нескольких веков он «кормил» Великий Новгород. Позже территория Двинской земли была присоединена к Московскому княжеству, которое в лице Русского Севера также получило мощную экономическую поддержку. Поморье стало главным поставщиком в центр страны традиционных северных товаров. Наряду с ценными мехами, рыбой, моржовой костью, особо высоким спросом обладала соль.

На севере современной Архангельской области с глубокой древности были известны солёные воды и рассолы. Об этом имеются свидетельства в летописях ХII века. Главные соляные варницы Двинской земли были в Нёноксе, Уне и Луде. Двинские купцы покупали соль и свозили в Холмогоры, а отсюда она шла во все концы Московской Руси. Но на протяжении многих веков, больший интерес для торговцев представлял всё-таки Нёнокский посад.

В июле 1997 года исполнилось 600-лет со времени первого датированного летописного упоминания о Нёноксе. Село находится на Онежском полуострове, являющемся северной оконечностью Онего-Двино-Мезенской равнины и расположено на реке Верховке, впадающей в Двинскую губу Белого моря, в 73 км от Архангельска. Географическое положение, условия климата, природные ресурсы во многом определили пути развития древнего поселения. Село расположено на территории приравненной к Крайнему Северу, но климатические условия на Летнем берегу Белого моря всё же позволяли населению заниматься огородничеством и животноводством. На этих просторах в своё время процветала промышленность, торговля, народные промыслы.

Странно и загадочно название русского селения. Известный филолог и этнограф Соболевский А.И. дал следующее объяснение смысла и происхождения слова Нёнокса: «Имя Нёнокса – сложное и состоит из двух слов: Нёнокса. Первый слог – остаток древнего скифского слова, обозначавшего быстро текущую воду, бурный поток. Но для финна это исходное значение скифского слова было непонятно и забылось вовсе. Тогда и понадобилось подновить, прояснить смысл невнятного слова, «перевести» его присоединением второго слова, - Нокса (уже более позднего, вероятно, финно-язычного происхождения): речка. Известны, например, Нокса – приток Казанки, Нокса – речка вблизи Великого Устюга, жители деревень, по берегам которой именовались нокшанами». Так речка Нёнокса, существующая и поныне, распространила своё имя на селение.

Мы поставили перед собой цель в рамках этой работы проследить уникальную судьбу знаменитого на Севере посада Нёноксы с древнейших времён и до заката соляного торга.

Внимательные путешественники, этнографы, писатели, побывавшие в Нёноксе, почувствовав в ней живую душу древнерусского прошлого, воспроизвели её в своих записках, воспоминаниях, в живописном и литературном творчестве.

Изучив некоторые из этих материалов, мы должны:

-дать характеристику особенности заселения территории Летнего берега Белого моря;

-изучить развитие истории Нёноксы в периоды Новгородской колонизации и присоединения к Московскому княжеству;

-проследить зависимость жизни и достатка населения посада от развития соляного промысла.

 

 


1- Климов А.И., Климова Е.В. Здравствуй, Нёнокса! Научно-популярное издание – Архангельск, 1998. 8с.

2- Шульман Ю.М. История посада Нёноксы. Историко-краеведческий очерк. – М., 1997. 14 с.

Глава 5. Троицкая церковь.

Главной достопримечательностью села, вне всяких сомнений, является деревянная Троицкая церковь, 1727 года постройки. Нёнокса Троицкая церковь, 1727г Фото А.Тилипмана

Уникальность храма заключается в том, что центральный его сруб, увенчанный шатром, окружен еще четырьмя несколько меньшими срубами, также с шатровыми завершениями. Подобной постройки не существует более нигде. Мало того, центральный шатер перекрыт изнутри огромным "небом", украшенным "страшненькими пузатенькими ангелочками".

Строительные документы XVIII в. донесли до нас имя одного из монастырских церковных мастеров – Василия Матвеевича Корсакова. Корсаков родился на рубеже XVII–XVIII вв., происходит из крестьян д.Окатовской Вонгудской волости Каргопольского уезда, входившей во владения Крестного Онежского монастыря.Видимо, в этом монастыре обучался Василий плотничному мастерству и. строительному делу. В Крестном монастыре к концу XVII в. еще продолжались строительные работы, начатые патриархом Никоном.

В 1727 г., еще молодой, но, видимо, уже достаточно опытный плотник был «поряжен» в богатый солепромышленный посад Нёнокса на Белом море для строительства трёхпрестольной Троицкой церкви. Вместе с Корсаковым подрядились ещё семь посадских нёнокских плотников, трое из которых уже имели опыт строительства церквей. По договору предполагалось срубить летнюю церковь довольно распространённого в северных городах и посадах типа, в основе композиции которой лежал восьмерик с четырьмя прирубами по сторонам света, или «храм о двадцати стенах». Перекрывать главный храм и приделы должны были три шатра, акцентирующие внимание на наличии в церкви трех престолов. Однако, в XVIII в. духовные власти не поощряли строительства шатровых церквей и требовали осенять храмы пятиглавием. В период окончания возведения сруба, в 1727 г., Корсакову пришла идея, позволившая соединить традиционные формы шатровой архитектуры с пятиглавием. Вместе с товарищами он воплотил эту идею в образе центрического храма, в виде круглой группы из пяти шатровых объемов, увенчанных крупными главами. На небольшом расстоянии от Троицкой расположена шатровая Никольская церковь 1763 года.Строго посередине между двумя храмами стоит деревянная колокольня 1834 года.

 


Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ЗАСЕЛЕНИЯ МЕСТНОСТИ

После масштабного отступления ледника и его таяния образовались бесчисленные озёра и реки, окружённые лесами. Минули ещё тысячелетия – озёра и реки изобиловали рыбой, берега моря были богаты морским зверем. Возникали благоприятные условия для появления на берегах Белого моря человека. На всей протяжённости Летнего берега Белого моря были открыты многочисленные первобытные стоянки, густо заселявшего морские побережья в конце каменного века. Что касается Нёнокских стоянок первобытного человека, то они были раскиданы, главным образом, на полуострове между озером и берегом моря, называемом Сопкой, во всю ширину её, от устья реки Верхней (Верховки) до высокой холмистой гряды, называемой Толстиком. Честь первооткрывателя следов «родоначального племени» Нёноксы принадлежит талантливому археологу Константину Павловичу Реве. В результате изучения огромного количества языковых свидетельств, этнограф Соболевский А.И. утвердился в своём предположении, что «одна из ветвей древнеиранского племени – Скифы – жила не только в степях южной России и северного Кавказа, но и в русском Полесье, заходя на дальний Север» И ещё из любопытных обобщений Соболевского: Скифы – это те самые племена, которые в преданиях, существовавших на Севере ещё до прихода русских, именовались «чудью». Весь Летний берег Белого моря был в древности занят чудскими племенами. По уверению народных преданий, именно в Нёноксе были впервые открыты чудью соляные подземные ключи, чуди же принадлежали и первые соляные варницы. Территорию чуди заняли древние финны. В те времена Нёнокса считалась землёй финской, частью Биармии (Бьярмаланда). Скандинавские и финские легенды рассказывают, что столичным и главным городом Биармии был Хольмгард (Холмогоры). Равновеликой ему по значимости и богатству считалась и Нёнокса. Но если благосостояние столицы зависело от пушной торговли, то Нёноксе, в силу её географического месторасположения, были дарованы подземные соляные ключи. Финская Нёнокса, получив от древней чуди богатый опыт солеварения, увеличила размеры промысла и повысила степень ремесла солевара. Спрос же на соль, при великом изобилии и речной, и морской ловимой рыбы, был непомерно огромен. А обеспечивала солью и селения морских прибрежий и всю Двинскую землю, главным образом, Нёнокса. Она имела ещё пашни и многочисленные мельницы, которые ощутимо пополняли казну финской Нёноксы. Мельницы и солеварницы и определяли своеобразие внешнего облика средневекового поселения.

 


5- Биармия (Бьярмаланд) – «земля бьярмов» - страна, по уверению скандинавских саг и финских рун, баснословно богатая. Это название обозначало в древности чаще Карелию, Кольский полуостров, Понизовья Северной Двины и другие места с финноязычным населением. Применение этого названия к той или иной территории до сих пор спорно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: