Тема: Основы стиховедения




 

I. Укажите основное отличие стихотворной речи от прозаической. Чем создается это отличие?

 

П. Назовите основные системы (типы) и элементы стихосложения.

 

Ш. Заполните следующую таблицу, отразив в ней характеристики каждой из систем и видов стихов (ставьте «+ » там, где тот или другой элемент стихосложения присутствует и «– » в случае его отсутствия).

 

Элементы стихосложения Типы стихосложения Деление на стихи (строки) Одинаковое количество слогов в стихе Одинаковое количество ударений в стихе Деление на строфы Размер (стопа) Рифма  
Метрическое стихосложение            
Тоническое стихосложение            
Силлабическое стихосложение            
Силлабо–тоническое стихосложение            
Белый стих            
Вольный Стих            
Верлибр (свободный стих)            
Стихотворение в прозе            

 

 

IV. Прочтите следующие стихотворные отрывки, определите тип стихосложения в каждом из них, обосновав свои выводы. (Чтобы определить тип стихосложения в первом отрывке, произнесите эти стихи нараспев).

1. Из того ли-то из города из Мурома,

Из того села да с Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец;

Он стоял заутреню во Муроме,

Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев–град,

Да-й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.

Гомер

2. Взявши копье и двуострый свой меч опоясав, пошел я

С места, где был наш корабль, на утесистый берег, чтоб сведать

Где мы? Не встречу ль людей? Не послышится ль чей нибудь голос?

Став на вершине утеса, я взором окинул окрестность.

(Пер. В.Жуковского)

 

И.Тургенев

3. Когда меня не будет, когда все, что было мною, рассыплется прахом, – о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая, наверно, переживешь меня, – не ходи на мою могилу … Тебе там делать нечего.

У. Уитмен

4. Приснился мне городод, который нельзя одолеть, хотя бы напали

на него все страны вселенной,

Мне снилось, что это был город Друзей, какого еще никогда

не бывало,

И что превыше всего в этом городе крепкая ценилась любовь,

и в ней была главная суть,

И что каждый час она сказывалась в каждом поступке жителей

этого города,

Во всех их словах и взорах.

(Пер. К.Чуковского)

 

Кантемир

5. Наука ободрана, в лоскутах обшита,

Изо всех почти домов с ругательством сбита,

Знаться с нею не хотят, бегут ее дружбы,

Как страдавший на море корабельной службы.

 

И. Крылов

6. Тут Соловей являть свое искусство стал:

Защелкал, засвистал

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

 

А. Пушкин

7. Еще одно, последнее сказанье –

И летопись окончена моя,

Исполнен долг, завещанный от бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем господь меня поставил

И книжному искусству вразумил …

 

V. 1. Назовите основные размеры в силлабо-тоническом стихосложении. Проиллюстрируйте свой ответ примерами из контрольной работы по стихосложению.

2. Дайте определения понятий: пиррихий, спондей, клаузула, цезура, перенос (енжамбеман). Проиллюстрируйте их примерами из контрольной работы.

 

VI. Назовите все известные вам типы рифм. Приведите примеры, используя материал данного семинара и контрольной работы

 

VII. Перечислите основные типы строф. Назовите типы следующих строф:

 

1. абба 2. абаб 3. абаб вгвг деде жж 4. аа

5. абабабвв 6. аба бвб вгв … 7. абаббвбвв 8. абабввггдееджж

 

VIII. Прочитайте стихотворение Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка». Определите род и жанр стихотворения. Проанализируйте строфику и метрику произведения, укажите другие элементы стихосложения. Разберите образную систему произведения, укажите стилистические фигуры и тропы, встречающиеся в стихотворении. Покажите, как они раскрывают его тему и идею.

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам ее,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про нее,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит ее и вон из сердца рвется,

И девочка ликует и смеется,

Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого

Еще не знает это существо.

Ей все на свете так безмерно ново,

Так живо все, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине ее горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты ее нехороши

И нечем ей прельстить воображенье,-

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом ее движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

 

Рекомендуемая литература

 

1. Введение в литературоведение. Под ред. Т.Н.Поспелова. М. 1976, с. 297–325.

2. Гиршман М. М. Стихотворная речь // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Стиль. Произведение. Литературное развитие. М., 1965. С. 317–328.

3. Жирмунский В. Теория стиха. Л., 1975. С. 129–142; 148–162.

4. Лотман Ю. Анализ поэтического текста // Ресурс Интернет https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Lotm/index.php

5. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996. С. 28–30.


 

Вопросы к зачету

 

l. Предмет и задачи науки о литературе. Филология и литературоведение. Литературоведение и другие науки.

2. Особенности литературы как вида искусства. Понятие образа.

3. Литературные роды: эпос, лирика, драма.

4. Особенности эпического повествования. Типы повествователя.

5. Жанры и виды эпических произведений. История эпических жанров.

6. Поэтические жанры эпических произведений.

7. Прозаические эпические жанры.

8. Разновидности романного жанра.

9. Лирика. История лирической литературы. Понятие лирического героя.

10. Жанры лирических произведений. Лиро–эпический жанр.

11. Драма. История драмы.

12. Жанры драматических произведений.

13. Композиция литературного произведения /эпос и драма/. Сюжет и фабула.

14. Структура произведения.

15. Типы стихосложения. Стихотворный размер, строфика.

16. Понятие художественного стиля, метода и направления.

17. Основные художественные методы и литературные направления.

18. Классицизм как художественный метод.

19. Особенности художественного слова. Стилистические фигуры и тропы


Периодизация мирового литературного процесса

 

Литературный период Хроноло- гический период Основные литера- турные направле- ния Основные литературные жанры и авторы  
Античная литература (древне- греческая, древнеримская)   VIII–VII в. до н.э. – V в н.э.   Эпическая поэма (Гомер, Вергилий) Трагедия (Эсхил, Софокл, Еврипид) Комедия (Аристофан, Плавт) Лирика (Алкей, Сапфо, Анакреонт, Катулл)    
  Литература средних веков   V в. – XIV–XV вв.   Героический эпос (ирландские саги, англ. «Песнь о Беовульфе», фр. «Песнь о Роланде», исп. «Песнь о Сиде», нем. «Песнь о Нибелунгах) Рыцарский роман «Тристан и Изольда» Лирика трубадуров, миннезингеров, вагантов. Лирическая драма (мистерия, миракль, моралите) Светский театр (фарс) Короткий сатирический рассказ (фр. фаблио, нем. шванк, ит. новелла) Животный эпос /«бестиарий»/    
    Литература эпохи Возрождения   XIV – XVI вв.     Поэзия (А.Данте., Т. Тассо, Л.Ариосто, Ф. Петрарка, У. Шекспир, Л..ди Камоэнс, П. де Ронсар) Новелла (Дж. Боккаччо) Драма (У.Шекспир, Лопе де Вега) Роман (М. де Сервантес, Ф. Рабле)    
    Литература XVII в.   XVII в.   Барокко Поэзия (Дж.Мильтон, Дж.Донн, Т.Тассо) Роман (С. Сирано де Бержерак, Г.Я..Гриммельсгаузен) Драма (П.Кальдерон)    
  Клас- сицизм Трагедия (П.Корнель, Ж.Расин) Комедия (Ж.-Б. Мольер) Басня (Ж. де Лафонтен) Поэзия (Н.Буало, Ф.Малерб)  
   
    Литература эпохи Просвещения     XVIII в. Просвети-тельский классицизм   Поэзия (А.Поуп, М.Ломоносов)  
  Просвети-тельский реализм Роман (Д.Дефо, Д.Свифт, Г.Филдинг, С.Ричардсон, Ж.Ж.Руссо, Ш. де Монтескье, Ф.Вольтер); Трагедия (И.В.Гете, Ф.Шиллер); Драма (Г.Э..Лессинг, Д.Дидро, К.Гольдони); Комедия (Р..Шеридан, П.Бомарше);    
  Сентимен- тализм     Пред- романтизм     Роман (Л.Стерн, О.Гольдсмит, Ж.Ж.Руссо, И.Гете); Повесть (Н.Карамзин) Поэзия (Р.Бернс, В.Жуковский, Э.Юнг, Т.Грей)   Готический роман (Г. Уолпол, А.Рэдклифф) Поэзия (Дж. Макферсон, Т.Чаттертон, Г.Бюргер)      
  Литература XIX в.   1790-е – 1840 гг.     Романтизм   Сказка, рассказ (Э.Гофман, братья Я. и В. Гримм, В.Ирвинг, Э.А.По, Л.Тик,. Ф. Новалис) Поэзия (Дж.Байрон, А.Пушкин, У.Блейк, У.Вордсворт, С.Кольридж, Р.Саути, А.де Виньи. А.де Мюссе, А.Мицкевич, М.Лермонтов, П.Шелли, Г.Гейне, Н.Ленау, Д.Леопарди) Роман (В.Скотт, В.Гюго, Ж.Санд, Дж.Ф.Купер,.Мелвилл)  
   
      Реализм   Роман (А.Стендаль, О.де Бальзак, П.Мериме, Г.Флобер, Ч.Диккенс, У.Теккерей, Ф.Достоевский, И.Тургенев, Н.Гоголь, Л.Толстой,Г.Гейне, М.Твен,) Драма (А.Чехов, Г.Ибсен, В.Дунин-Марцинкевич) Рассказ (Г.де Мопассан, О.Генри, А.Чехов, П.Аларкон) Поэзия (У. Уитмен, Т.Гуд, Н.Некрасов, П.Беранже, Ф.Богушевич)  
    Вторая половина ХI Х в.   Символизм       Импрес-сионизм     Эстетизм Поэзия (Ш.Бодлер, П.Верлен, А.Рембо, В.Брюсов, А.Блок, К.Бальмонт, Х.Р.Хименес) Драма (М.Метерлинк) Поэзия (К.Гамсун, Р.М.Рильке)   Роман (О.Уайльд)  
  Натура- лизм Роман (Э.Золя, А.Доде, Дж.Лондон, Т.Драйзер, братья Я. и Ж. Гонкуры) Драма (Г.Гауптман)    
Нео- романтизм   Роман (Р.Киплинг. Э.Л.Войнич, Р.Л.Стивенсон, А.К.Дойл, Дж.Конрад).    
    Литература ХХ в.     Первая половина ХХ в.     Реализм Роман (Э.М. Ремарк, Дж.Голсуорси, Р.Роллан, Б.Шоу, Э.Хемингуэй, Т.Манн, М.Шолохов, А.Толстой, Я.Колас, А.Франс, Г.Уэллс. К.Чорны, А.Зегерс) Поэзия (М.Богданович, Я.Купала, Я.Колас, П.Бровка, Ф.Г.Лорка, Л.Арагон, П.Элюар, В.Маяковский, И.Бехер, Н.Гильен) Драма (Б. Шоу, Б.Брехт, Р.Роллан, Ю. О’Нил, М.Горький, Я. Колас, Я.Купала)    
    Модернизм Роман (Дж.Джойс, В.Вулф, Д.Г.Лоуренс, М.Пруст, Ф.Кафка, У.Фолкнер, Ж.П.Сартр, А.Камю, Э.Ионеско) Поэзия (Э.Паунд, Т.Элиот, Г.Стайн, Г.Аполлинер) Драма (Э.Ионеско, С.Беккет)  
    Вторая половина ХХ в       Реализм Роман (Ч.Сноу, Г.Грин, Дж.Болдуин, Дж.Стейнбек, Дж.Апдайк, М.Дрюон, Э.Базен, Л.Арагон, Р.Мерль, Г.Бёлль, Г.Грасс, В.Шукшин, А.Солженицын, Ф.Абрамов, Я.Брыль, И.Мележ, У.Короткевич) Драма (Дж.Осборн, З.Ленц, П.Вайс,Т.Уильямс, Э.Олби, А.Макаенок, А.Дударев) Поэзия (А.Ахматова, Б.Пастернак А.Гинзберг, Р.Грейвз, Т.Хьюз, Д.Томас, Н.Гилевич, Р.Бородулин, Г.Буравкин)    
        Пост- модернизм   Роман (В.Набоков, К.Воннегут, Т.Пинчон, Дж.Барт, Дж.Фаулз, С.Рушди, М.Эмис, У.Эко, Г.Маркес, П.Зюскинд)  
         

 

.

 

 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: