И принципах государственной политики в сфере образования




Предисловие

Перспективы развития системы общего среднего образования связаны с разработкой и внедрением образовательных стандартов; культурологических моделей развития личности средствами учебных предметов, концепций и моделей учебно-методических комплексов нового поколения, включающих электронные учебные пособия; критериев методик оценки качества образования. Предусматривается создание высокотехнологичной образовательной среды (использование продуктивных образовательных технологий, компьютерных, информационных и мультимедийных систем, современного учебного оборудования), а также эффективной системы доступа образовательных учреждений к современным информационным образовательным ресурсам и сети Интернет.

Указанные направления развития системы общего среднего образования невозможно реализовать без педагогов, являющихся компетентными специалистами в области образования, обладающих творческим педагогическим мышлением, профессиональными знаниями и умениями и опытом их использования в решении педагогических задач. Системой образования востребована творческая личность учителя как субъекта культуры, профессиональной деятельности, личность, способная к профессионально-личностному саморазвитию и самореализации.

Вышесказанное обуславливает особую значимость дисциплины «Педагогика», всех ее составляющих курсов («Общие основы педагогической профессии»; «Педагогика современной школы: теоретический аспект»; «Педагогические системы и технологии: практический аспект»; «Основы коррекционной педагогики»; «История образования и педагогической мысли») в общей системе подготовки педагогических кадров.

Учебное пособие «Педагогика: в помощь сдающему государственный экзамен» [Электронный ресурс] поможет выпускникам педагогических специальностей дневной и заочной форм обучения повторить, систематизировать, закрепить знания по изученным ими ранее педагогическим курсам и подготовиться к успешному ответу на государственном экзамене в соответствии с требованиями учебной программы государственного экзамена по педагогике (2009).

Данное пособие не заменяет учебные пособия по педагогике, рекомендованные для изучения в Типовой учебной программе для педагогических специальностей высших учебных заведений(2000 г.) и в учебной программе государственного экзамена по педагогике для студентов педагогических специальностей (дневной и заочной форм обучения) (2009 г.). Цель его - дать студентам возможность эффективно и достаточно быстро закрепить базовые знания по педагогике. Для этого в пособии кратко и доступно излагаются основные вопросы вышеназванной учебной программы государственного экзамена по педагогике. Особенно полезным будет данное пособие для студентов заочной формы обучения, не имеющих возможности прослушать курс педагогики в полном объеме.

Система образования Республики Беларусь.

Закон «Об образовании в Республике Беларусь» о целях

и принципах государственной политики в сфере образования

 

Под системой образования понимают совокупность государственных образовательных стандартов и программ, реализующих их учебно-воспитательных учреждений и органов управления образованием.Данное понятие характеризуетсистему образования в трех аспектах: в определенном социальном масштабе (система образования в отдельной стране, регионе); как ступени образования (дошкольное, начальное, среднее, высшее и т.п.); как различные типы учебно-воспитательных учреждений или профили образования. Факторами развития системы образования в Республике Беларусь как и других странявляются:

· уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ;

· политика государства и интересы разных слоев общества;

· исторический опыт и национальные особенности в области образования;

· собственно педагогические факторы (уровень развития педагогической науки и практики, система педагогического образования и др.).

Государство определяет цели и принципы государственной политики в области образования, устанавливает государственные образовательные стандарты, регламентирующие деятельность образовательных учреждений. В Республике Беларусь происходит постоянное совершенствование законодательной базы, регулирующей отношения в сфере образования. Начиная с 2002 года приняты: новая редакция закона «Об образовании в Республике Беларусь», законы «О профессионально-техническом образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», «Закон Республики Беларусь об общем среднем образовании» (2006). Приняты также «Программа развития национальной системы образования в Республике Беларусь на 2006-2010 годы», «Программа развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007-2016 годы».

Охарактеризуем национальную систему образования в РБ в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании» (последняя редакция от 19 марта 2002 г.). Государственная политика в области образования проводится в соответствии с принципами: приоритетность образования; обязательность общего базового образования; осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию; доступность дошкольного, среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственность и непрерывность уровней и ступеней образования; национально-культурная основа образования; приоритет общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования; научность; экологическая направленность образования; демократический характер управления образованием; светский характер образования.

Национальная система образования включает: участников образовательного процесса; образовательные стандарты, а также разработанные на их основе учебные планы и учебные программы; учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования; государственные органы управления образованием (Министерство образования РБ, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов республиканского, регионального, местного уровней управления).

Образование подразделяется на основное идополнительное. Основное образование имеет следующие уровни: дошкольное; общее базовое; общее среднее; профессионально-техническое; среднее специальное; высшее, послевузовское. Специальное образование (для учащихся, имеющих психофизические особенности) может осуществляться на всех уровнях основного образования. Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает: внешкольное воспитание и обучение; повышение квалификации и переподготовку кадров. В системе образования функционируют учреждения образования, осуществляющие деятельность, направленную на получение гражданами основного и (или) дополнительного образования, а также учреждения, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного функционирования системы образования (библиотеки, музеи, научные и другие организации). К учреждениям образования относятся:

- дошкольные учреждения.

- учреждения (учебные заведения – школы различных типов, лицеи, училища, колледжи, вузы), обеспечивающие получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития;

- учреждения внешкольного воспитания и обучения;

- социально-педагогические учреждения;

- специальные учебно-воспитательные учреждения;

- научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением проблем обучения и воспитания, управлением образовательными системами и их проектированием; разработкой и внедрением инновационных педагогических технологий.

Так, учреждения, обеспечивающие получение высшего образования, подготавливают специалистов высшей квалификации для производственной, научной, культурной и иных сфер человеческой деятельности. К учреждениям, обеспечивающим получение послевузовского образования, относятся: магистратура, аспирантура, докторантура.Они осуществляют подготовку научных, научно-педагогических кадров. Учреждениями, обеспечивающими повышение квалификации и переподготовку кадров,являютсяАкадемия последипломного образования, Республиканский институт высшей школы, институты и факультеты повышения квалификации и другие.

Единство и непрерывность системы образования обеспечивается согласованностью учебных планов и программ, преемственностью ступеней и форм образования, созданием учебных заведений, объединяющих разные виды образования. Структура средней общеобразовательной школы (4+5+2) соответствует трём основным этапам развития личности ребёнка:

- детству - 1 ступень (1-4 классы);

- отрочеству – П ступень – (5-9 классы);

- юности – Ш ступень(10-11 классы).

Начальная школа (1-4 классы) обеспечивает общее развитие личности ученика, формирование его первоначальных мировоззренческих взглядов на природу, человека, общество. Учащиеся начальной школы приобретают необходимые обобщенные умения учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культуры общения и поведения, основами личной гигиены, здорового образа жизни.

Основная (базовая)школа (5-9 классы) призвана обеспечить общее базовое образование, дальнейшее общее развитие личности ученика, усвоение им основ наук, формирование научного мировоззрения, способов мышления и деятельности, основных видов функциональной грамотности (языковой, компьютерной, правовой, экологической, экономической), овладение основными социокультурными, моральными и правовыми нормами, профессиональную ориентацию.

Школа третьейступени (10-11 классы) завершает общеобразовательную подготовку учащихся (общее среднее образование). На этом этапе формируется готовность к активному участию в общественной жизни, непрерывному образованию и самообразованию, выбору профессии. Дифференциация учебно-воспитательного процесса осуществляется через факультативные занятия, которые организуются с учетом способностей, склонностей, желаний учащихся и их родителей.

В начале 90-х годов в образовательной практике Беларуси появились учебные заведения нового типа (УЗНТ): гимназии, лицеи, колледжи, высшие профессиональные училища. Они призваны обеспечить повышенный уровень общего среднего и начального профессионального образованияподрастающего поколения. В последнее десятилетие произошли следующие изменения в организации процесса обучения в общеобразовательной школе: ориентация педагогического взаимодействия на развитие личности ученика; внедрение новых технологий для реализации индивидуализации и дифференциации обучения, повышения самостоятельности школьников в учебной деятельности; введение 10-балльной системы оценки результатов учебной деятельности школьников, 5-дневной учебной недели, 6-дневной школьной недели (суббота посвящается факультативам, занятиям физкультурой, воспитательным мероприятиям и т.п.); введение тестирования, в том числе централизованного с перспективой единого национального экзамена за курс средней общеобразовательной школы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: