Структура АСОУПО определяется количеством и сложностью решаемых ею задач. Её эффективность определяется степенью автоматизации решения этих задач и оптимальным составом технических средств. Поэтому при выборе структуры АСОУПО применительно к заданному гарнизону пожарной охраны должны быть строго сформулированы задачи, решаемые АСОУПО.
АСОУПО предназначена для:
хранения информации о состоянии пожарной техники в гарнизоне; хранения информации по расписанию выездов пожарных
подразделений; приема и автоматической регистрации всех видов поступающей
информации; автоматизированного анализа поступающей информации и выработки
оптимального управленческого решения; автоматической передачи распоряжений пожарным частям;
автоматизированного контроля исполнения распоряжений; автоматического отображения оперативной обстановки в городе на
электрифицированном светоплане города; автоматического отображения информации о наличии пожарной
техники в частях применительно к реальному масштабу времени, а также для выполнения ряда других функций.
С учетом сформулированных задач структурная схема АСОУПО, приведенная на рис.2.1, включает в себя совокупность взаимосвязанных технических подсистем. При поступлении сообщения о пожаре оно автоматически принимается и регистрируется подсистемой приема и автоматической регистрации информации (ПАРИ), анализируется подсистемой анализа информации (АИ), которая с помощью имеющихся сведений в подсистеме информационно-справочного фонда (ИСФ) и типовых программ расписаний (ПР) выездов пожарных подразделений выдает соответствующие возникшей оперативной ситуации данные подсистеме выработки управленческого решения (ВУР) для принятия диспетчером ЦУС управленческого решения по тушению пожара. Управленческое решение – это приказ на выезд соответствующим пожарным подразделениям, который передается автоматически подсистемой передачи приказов (ПП) во все пожарные части (ПЧ) по команде диспетчера. Исполнение приказа – выезд пожарных автомобилей автоматически контролируется на диспетчерском пункте подсистемой контроля исполнения приказа (КИП) за счет поступления сигналов от датчиков, установленных в местах стоянок автомобилей в пожарных частях. При наличии подсистемы прогнозирования развития пожара (ПРП)
|
и выработки упреждающих решений формирование приказов осуществляется с учетом выданных указанной подсистемой прогнозов.
Рис.2.1.Структурнаясхема АСОУПО
Подсистема оптимизации маршрута следования (ОМС) на основании полученного адреса пожара выдает оптимальный маршрут следования техники из каждой пожарной части с целью сокращения времени ее прибытия на место пожара. А подсистема слежения по маршруту (СМ) обеспечивает автоматическое слежение за движением пожарных автомобилей по городу с выдачей подтверждающего сигнала на диспетчерский пункт о времени прибытия каждой машины на место пожара.
Вся информация о наличии техники в пожарных частях гарнизона, ее убытии и прибытии отображается на световом табло с указанием текущего времени. С помощью подсистемы отображения наличия техники (ОНТ) диспетчер в любой момент времени имеет точные сведения о наличии техники в боевой готовности по всем пожарным частям. Оперативная обстановка в городе отображается на электрифицированном светоплане города ООГ.
|
На рис.2.2. приведена упрощенная структурная схема технической реализации АСОУПО, которая может быть реализована для практической деятельности гарнизона пожарной охраны. Эта система включает:
устройство предварительного анализа и фильтрации вызовов, устройство распределения вызовов (сообщений), поступающих по линиям специальной связи «01», которые поступают на пульт связи диспетчера (ПСД); устройство
Рис.2.2. Схема технической реализации АСОУПО
определения номера (УОН), служащего для контроля номера телефона вызывающего абонента; устройства ввода информации (УВИ) в ПЭВМ (АРМ1 и АРМ2); электронную вычислительную машину; электрифицированный светоплан города; табло наличия и состояния техники; аппаратуру передачи данных (АПД) для передачи приказа на выезд техники из пожарных частей; аппаратуру контроля исполнения приказов, сигналы которой поступают от пожарных частей на ЦУС. Кроме того, для поддержания устойчивости радиосвязи диспетчера с пожарными автомобилями и пожарными частями используется стационарная радиостанция (РС).