й УЧЕБНЫЙ ВОПРОС: Специфика ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы и ее видов.




ЛЕКЦИЯ

По социально-гуманитарной подготовке

Для проведения занятия со стажерами ФКУ СИЗО-1

ГУФСИН России по Челябинской области

 

Тема 3: Ответственность работников УИС за нарушение законности.

Вид занятия: плановое занятие.

Материальное обеспечение: лекция

Время: 1 час минут.

Учебные вопросы:

1. Специфика ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы и ее видов.

Литература:

1. Закон РФ от 21.07.1993 №5473-1 (ред. от 28.12.2016) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

2.Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ).

 

Лекцию подготовил:

Старший инструктор группы по БСП ОКиРЛС

капитан внутренней службы И.В. Мартынова

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (5 мин.)

 

1. Проверить наличие слушателей, готовность их к занятию.

2. Объявить тему, цели, задачи и план проведения занятия.

 

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (35 мин.)

 

й УЧЕБНЫЙ ВОПРОС: Специфика ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы и ее видов.

Ответственность сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) в настоящее время один из наименее исследованных вопросов в теории уголовно-исполнительного права. С одной стороны, она определяет границы правомерного и неправомерного поведения, а с другой - служит надежным средством обеспечения надлежащего несения службы, соблюдения служебной дисциплины и законности, что представляет собой часть основополагающих принципов исполнения наказаний, вытекающую из международных стандартов и российского законодательства.

Ответственность при осуществлении пенитенциарной деятельности носит комплексный характер, так как требования к ее проведению обладают различной юридической природой, а их нарушение влечет различные санкции.

Важно отметить, что ответственность сотрудников УИС тесным образом связана с их правовым положением. Во-первых, это выражается в специальной регламентации ответственности указанных сотрудников либо в придании им статуса специальных субъектов (как правило, наравне с другими государственными служащими).

Кроме того, благодаря общегражданскому статусу сотрудники УИС несут ответственность за любые правонарушения и преступления, предусмотренные российским законодательством. Никаких изъятий, льгот и привилегий в вопросе установления ответственности для лиц, исполняющих наказания, и привлечения к ней не установлено.

Следовательно, по сравнению с общегражданским, статус сотрудника УИС обусловливает в ряде случаев более строгую ответственность наделенных им лиц, расширяет круг оснований для привлечения к ответственности. Это объясняется тем, что у сотрудников УИС, ввиду наличия у них особых, в том числе властных, полномочий, появляется возможность злоупотребления или неправильного распоряжения ими, что может повлечь серьезное нарушение прав человека и ущерб интересам государства. Поэтому более строгая ответственность является необходимым условием для обеспечения законности в этой сложной сфере государственной деятельности и предопределяет жесткие требования к отбору кандидатов на службу.

Виды юридической ответственности (дисциплинарная, материальная, административно-правовая, уголовная) определяются правонарушениями, а иногда и степенью их общественной опасности.

Характер правонарушения обусловлен объектом посягательства, его ценностью и правовым режимом охраны. С учетом этого выделяются:

а) дисциплинарные проступки;

б) гражданско-правовые и трудовые деликты;

в) административные правонарушения;

г) уголовные преступления.

Рассмотрим перечисленные виды ответственности применительно к сотрудникам УИС.

Наиболее распространенной является дисциплинарная ответственность. Она наступает вследствие совершения дисциплинарных проступков, а осуществляется через должностных лиц, обладающих дисциплинарной властью.

В праве различаются три вида дисциплинарной ответственности: в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, в порядке подчиненности и в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями, действующими в некоторых министерствах и ведомствах.

В уставах и положениях наряду с общими мерами содержатся специальные нормы с более жесткими санкциями, распространяющиеся на служащих строго определенного министерства или ведомства.

Объектом посягательства при совершении дисциплинарного проступка является служебная дисциплина. За нарушения служебной дисциплины предусмотрены следующие дисциплинарные взыскания, которые могут налагаться на сотрудников УИС:

- замечание;

- выговор;

- строгий выговор;

- предупреждение о неполном служебном соответствии;

- понижение в должности;

- снижение в специальном звании на одну ступень;

- лишение нагрудного знака;

- увольнение из органов уголовно-исполнительной системы.

Дисциплинарные взыскания объявляются приказами. Замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд могут быть объявлены и устно. Взыскание, наложенное приказом, не может быть снято устно.

О дисциплинарных взысканиях сотруднику объявляется лично, перед строем или на совещании (собрании).

Дисциплинарное взыскание должно быть наложено до истечения десяти суток с того дня, когда начальнику стало известно о совершенном проступке, а в случаях проведения служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении - не позднее одного месяца соответственно со дня окончания проверки, рассмотрения компетентным органом или должностным лицом уголовного дела или дела об административном правонарушении и вынесения по ним окончательного решения, не считая времени болезни виновного или нахождения его в отпуске.

За каждый случай нарушения служебной дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Таким образом, дисциплинарное взыскание налагается в соответствии с основными принципами юридической ответственности, его применение требует наличия всех элементов состава дисциплинарного проступка и тщательного изучения всех обстоятельств дела, имеющих значение для вынесения решения по нему, а также подчинения обязательной нормативно закрепленной процедуре. Все это - гарантии не только объективного установления обстоятельств дела и справедливого решения о применении взыскания, но и обеспечения прав сотрудников УИС. Нарушение порядка применения дисциплинарного взыскания само по себе является основанием для ответственности лица, наделенного дисциплинарными полномочиями.

Применение материальной ответственности также довольно распространено в уголовно-исполнительной системе и связано с хозяйственной деятельностью, материально-техническим снабжением и финансовым обслуживанием учреждений. Материальная ответственность возникает в рамках трудовых отношений и наступает за ущерб, причиненный учреждению его работниками при исполнении ими своих служебных обязанностей. Материальная ответственность (в отличие от имущественной по гражданскому законодательству) означает удержание из заработной платы. Поэтому гарантией, способствующей устранению ошибок при применении норм материальной ответственности, является установление общих правил, в соответствии с которыми сотрудники привлекаются к ответственности.

Правила, включая условия материальной ответственности, распространяющиеся на сотрудников уголовно-исполнительной системы, содержатся в Трудовом Кодексе Российской Федерации и иных федеральных законах и нормативных правовых актах. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю, регулируется ст. ст. 238-250 ТК РФ.

Одна из обязанностей работника, указанная в ст. 21 Трудового Кодекса Российской Федерации, - обеспечивать сохранность имущества работодателя. Выполнение этой обязанности предполагает и сохранность имущества других работников. Статья 238 ТК РФ устанавливает материальную ответственность работника за ущерб, как причиненный непосредственно работодателю, так и возникший у него в результате возмещения ущерба иным лицам.

Основанием для возникновения материальной ответственности может быть только противоправное поведение (действие или бездействие) материально ответственного работника, которое находится в причинной связи с возникшим материальным ущербом. Ответственность возникает в результате нарушения служебных обязанностей, которое повлекло вредные последствия.

Материальная ответственность заключается в возмещении того имущественного ущерба, который причинил сотрудник учреждению или органу УИС, в котором он работает.

В соответствии со ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым понимается реальное уменьшение или ухудшение наличного имущества работодателя, а также необходимость для него произвести затраты на приобретение (восстановление) имущества либо излишние выплаты. К прямому действительному ущербу относятся, например, недостача и порча материалов и ценностей, расходы на ремонт испорченного имущества, штрафные санкции, суммы оплаты за вынужденный прогул. В отличие от прямого действительного ущерба недополученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Работник обязан возместить также расходы, возникшие у работодателя в результате возмещения им ущерба, который этот работник причинил третьим лицам.

За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым Кодексом РФ или иными федеральными законами.

Российским законодательством предусмотрена административная ответственность. Она наступает в случае совершения административного правонарушения, которым признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливают административную ответственность.

В ст. 2.5 КоАП РФ сказано, что сотрудники органов уголовно-исполнительной системы несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.

Административная ответственность, являясь одним из средств правовой защиты установленного нашим государством правопорядка, выражается в применении к правонарушителям административно-правовых наказаний.

КоАП РФ особо говорит об ответственности должностных лиц, которая наступает за совершение ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ). Тем самым, вышеназванный нормативный правовой акт раскрывает основные признаки объективной стороны правонарушений лиц, облеченных административными полномочиями, к которым, как нами было установлено ранее, в полной мере относятся сотрудники УИС в целом и лица, исполняющие наказания в виде лишения свободы, в частности.

Нередко административные правонарушения и дисциплинарные проступки граничат с преступлениями, поэтому важно знать критерии, отличающие преступление от проступка. Таковыми являются: общественная опасность, размер ущерба, причиненного деянием, наличие или отсутствие тяжких последствий.

Как и административные правонарушения, преступления, совершаемые сотрудниками УИС, по критерию правового положения можно подразделить на две большие группы:

а) должностные - например, злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), халатность (ст. 293 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ);

б) общеуголовные - например, убийство (ст. 105 УК РФ), причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ), умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (ст. ст. 111, 112 УК РФ), изнасилование (ст. 131 УК РФ), кража (ст. 158 УК РФ), грабеж (ст. 161 УК РФ), разбой (ст. 162 УК РФ), вымогательство (ст. 163 УК РФ), хулиганство (ст. 213 УК РФ), нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ), преступления, связанные с наркотическими веществами (ст. ст. 228-230 УК РФ).

Все общеуголовные преступления, совершенные сотрудниками УИС, можно, в свою очередь, разделить на:

- связанные с исполнением должностных обязанностей (совершенные на службе; в отношении осужденных, сотрудников УИС; с использованием формы);

- не связанные с исполнением должностных обязанностей (совершенные вне службы, без использования полномочий сотрудника, формы, удостоверения).

Преступления сотрудников УИС, в том числе общеуголовные, представляют собой особую опасность, так как совершаются лицами, занимающими государственные должности, с использованием служебных полномочий либо правового положения, и поэтому их преступная деятельность не только причиняет ущерб охраняемым отношениям, обществу или государству, но и подрывает авторитет, порождает недоверие к органам власти в глазах населения и тем самым влияет на снижение эффективности аппарата государственной власти. Особенность рассматриваемых преступлений заключается также в их исключительно высокой латентности.

Исходя из того, что исполнение наказаний является заключительным этапом осуществления правосудия, преступления, препятствующие надлежащему течению этого процесса, в качестве видового объекта посягают на общественные отношения по осуществлению судебной власти.

С учетом изложенного, а также на основании обобщения различных точек зрения можно прийти к выводам о том, что сотрудники УИС подлежат всем видам ответственности, регламентированным в российском законодательстве. Вместе с тем, их правовой статус определяет для них дополнительные требования. Подобно тому, как специальный статус накладывается на общегражданский, устанавливая для него дополнительные обязанности и полномочия, так и ответственность указанных сотрудников подразделяется на общегражданскую и специальную. Следовательно, сотрудник УИС может подлежать ответственности и как гражданин, и дополнительно как специальное должностное лицо.

 

 

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (5 мин.)

 

1. Отвечаю на вопросы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: