Проектирование деятельности воспитателя по развитию волевого поведения детей дошкольного возраста




Изучение уровня развития волевого поведения детей дошкольного возраста

 

С целью изучения уровня развития волевого поведения дошкольника необходимо определить, на каком этапе формирования находятся волевые качества ребенка.

Изучение особенностей развития эмоционально - волевой сферы личности дошкольника было организовано в Дошкольном образовательном учреждении №17 пос. Свободный Свердловской обл. Возрастные рамки обследуемых - 6-7 лет. В исследовании участвовало 10 детей. Из них 3 девочки и 7 мальчиков.

В данной группе дошкольников было проведено обследование эмоционально - волевой сферы. Целью исследования было изучение уровня развития волевого поведения дошкольника.

Для осуществления исследования было использовано анкетирование родителей и дана оценка уровня развития волевых качеств дошкольника (приложение 1). В этом случае родителям предлагалось ответить на вопросы анкеты, касающиеся уровня развития волевых качеств детей. Анкета содержит 27 пунктов и имеет 2 раздела (положительные волевые качества, отрицательные волевые качества). Кроме того, родителям предлагалось поставить отметку именно в той из трех граф, которая, по их мнению, отражает, насколько высоко проявляется то или иное качество у ребенка.

Кроме того, был применен метод наблюдения, которые оценивали педагоги (приложение 2). Педагогам, работающим с обследуемыми детьми, необходимо было дать оценку проявления волевого качества по пятибалльной шкале из предложенного списка волевых качеств. Для удобства работы признаки волевых качеств разделены на 7 блоков: признаки дисциплинированности, признаки самостоятельности, признаки настойчивости, признаки выдержки, признаки организованности, признаки решительности, признаки инициативности.

Результаты анкетирования родителей были занесены в таблицу для выявления общей динамики развития волевых качеств в группе.

 

Испытуемый Баллы
  Александр А.  
  Иван П.  
  Ирина М.  
  Анна С.  
  Арина И.  
  Андрей К.  
  Иван М.  
  Алексей Р.  
  Родион В.  
  Владимир С.  

 

При проведении данного исследования было выявлено, что у 100% детей развитие волевого поведения находится на низком или среднем уровне, что объясняется возрастными психологическими особенностями данного возраста.

При использовании метода наблюдения для оценки волевых качеств дошкольника педагогами, результаты оценки для удобства также были занесены в таблицу.

 

№ИспытуемыйБаллы    
  Александр А.  
  Иван П.  
  Ирина М.  
  Анна С.  
  Арина И.  
  Андрей К.  
  Иван М.  
  Алексей Р.  
  Родион В.  
  Владимир С.  

 

Данные результаты в основном подтверждают итоги предыдущего обследования и говорят о слабом и очень слабом развитии волевых качеств, детей данной группы

Рассматривая отдельные факторы, в некоторых из них можно заметить отличия. У девочек выше общий балл развития волевых качеств. Это объясняется тем, что к этому возрасту они имеют более высокий уровень развития в эмоционально - волевой сфере, в то время как физиологическая сопротивляемость стрессу у них ниже, чем у мальчиков.

 

Методические рекомендации по развитию волевого поведения детей дошкольного возраста (на примере развивающих игр)

 

Деятельность, которая приносит малышу удовольствие, помогает в его воспитании значительно больше, чем прямые требования исправиться, слушаться взрослых.

Ниже приведены игры, направленные на развитие нравственно - волевых качеств личности. В младшем дошкольном возрасте к таким качествам можно отнести: способность не пугаться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для достижения цели; умение соблюдать очередность, не мешая другим, а также делиться игрушками, делать приятное сверстникам, помогать им.

Смелые мышки.

Особенности игры и ее воспитательное значение. Игра направлена на воспитание у детей умений сдерживать себя, а также оценивать выполнение игровых правил. От ребенка требуется выдержка (сигнал к действиям подается после длительной паузы), становится вероятность и опасность быть пойманным. Сложные пространственные условия для движений. Все это учит ребенка управлять своим поведением и способствует формированию волевых качеств его личности.

Эта игра связана с выполнением ролевых действий. Воображаемая ситуация помогает малышу решить поставленную задачу. Активные действия выполняются небольшими группами (пять - шесть детей) по очереди. Остальные участники игры выполняют роль жюри. Наблюдая и оценивая действий сверстников, они замечают ошибки и неточности. Это имеет важное значение для лучшего усвоения правил игры, более четкого и сознательного их выполнения. Таким образом, игра не только учит детей выдержке, но и создает важные предпосылки для формирования самоконтроля.

Описание игры и приемы ее проведения. Эту игру лучше проводить в смешанной группе, где есть дети четырех - пятилетнего возраста. Она начинается с организации игрового пространства, к которой привлекаются и дети: они ставят для всех в ряд стульчики. Воспитатель проводит две черты перпендикулярно ряду стульчиков (расстояние между ними равно примерно 20 шагам), сбоку ставит стул для ловишки - кота.

Дети садятся на стульчики. Из них выбирают пять - шесть человек, которые будут смелыми мышками, и одного ребенка - на роль кота. Мышки становятся у черты, а кот занимает место на своем стульчике.

С началом стихотворного текста, который произносит воспитатель вместе с детьми, мышки делаю несколько шагов по направлению ко второй черте.

 

Слова Движения
Вышли мыши как-то раз Посмотреть, который час. Дети - мыши осторожно подкрадываются и останавливаются примерно на середине между двумя чертами.
Раз - два - три - четыре, Мыши дернули за гири. Дети - зрители хлопают в ладоши, а мыши делают движения руками, будто дергают за гири.
Вдруг раздался страшный звон! (Длительная пауза.) Мыши и кот испуганно замирают, готовясь бежать. Пауза заполняется «боем часов», который имитирует воспитатель и дети - зрители, произнося: «Бом-бом-бом!»
Убежали мышки вон. Мыши убегают, а кот их ловит.

 

Спасаться от кота мышки могут за любой чертой, двигаясь или назад или вперед. Кот ловит их только в пространстве между двумя чертами. Пойманными считаются те мышки, до которых дотронулся кот. Дети - зрители, выполняющие роль жюри, вместе с воспитателем отмечают, какие мышки были смелые, какие трусливые, кого кот поймал, ловкий ли кот, не нарушал ли кот и мышки правила игры.

После этого назначаются новые мышки и кот, и игра повторяется сначала.

Пустое место (вариант народной игры)

Особенности игры и ее воспитательное значение. В данной игре дошкольникам предлагается конкретная задача, решение которой требует от ребенка мобилизации своих усилий. Это новый шаг на пути формирования волевых качеств и овладения своим поведением.

Ребенок сам должен выбрать себе партнера, получая, таким образом, возможность выразить симпатию одному из сверстников. Поэтому игра влияет на взаимоотношения детей в группе. Содержащийся в ней элемент соревнования (кто раньше добежит и займет свободное место) заставляет ребенка быть очень внимательным, собранным, чтобы успешно справиться с пространственно-двигательной задачей, а также не нарушать правила поведения в совместной деятельности.

Описание игры и приемы ее проведения. «Давайте проверим, кто из вас умеет быстро бегать!» - обращается воспитатель к детям. Он предлагает всем взяться за руки и построиться в красивый ровный круг. Дети опускают руки и садятся на пол (если игра проводится в помещении) лицом внутрь круга. Воспитатель, находясь за кругом, обходит его, приговаривая:

 

Огонь горит, вода кипит,

Тебя сегодня будут мыть,

Не буду я тебя ловить!

 

Дети повторяют за ним слова. На последнем слове взрослый дотрагивается до кого-нибудь из ребят, просит его встать, повернуться к нему лицом, а затем говорит: «Раз, два, три - беги!» Педагог показывает, в каком направлении нужно бежать за кругом, чтобы первым занять освободившееся место. Воспитатель и ребенок с разных сторон обегают круг. Взрослый дает малышу возможность первым занять освободившееся место и снова становится водящим. Он еще раз обходит круг и повторяет слова, предоставляя детям возможность запомнить их и освоиться с правилами новой игры. Выбрав другого ребенка, взрослый на этот раз старается первым занять место в кругу. Теперь ребенок становится водящим и сам выбирает себе партнера по соревнованию. Победителя награждают аплодисментами. Так по очереди дети соревнуются друг с другом.

Салочки - выручалочки.

Особенности игры и ее воспитательное значение. Цель игры - воспитание у детей умения своевременно приходить друг другу на помощь. Детям предоставляется свобода в выборе движений. Кроме того, выручая своего товарища в одиночку, ребенок рискует быть пойманным сам, следовательно, от него требуется довольно высокая концентрация усилий и смелость.

Таким образом, при правильном проведении эта игра является важным шагом в нравственно-волевом развитии личности ребенка.

Описание игры и приемы ее проведения. Воспитатель предлагает детям поиграть в очень веселую игру, в которой все смогут показать, какие они быстрые и ловкие. Но сначала нужно к ней подготовиться. Взрослый вместе с детьми очерчивает на земле большую площадку (30-35 шагов в длину и ширину). Он объясняет воспитанникам, что бегать нужно только внутри этой площадки, забегать за черту нельзя. Собрав всех детей, педагог приступает к объяснению игры: «Сегодня мы будем играть в салочки - выручалочки. Я буду салочкой, а вы будете от меня убегать. До кого я дотронусь, тот должен остановиться. Бегать ему уже нельзя, пока кто-нибудь из ребят его не выручит. Чтобы выручить товарища, нужно дотронуться до его плеча, вот так (показывает). Как только до него дотронулись, можно опять бегать. Постарайтесь не попадаться салке. Если она совсем близко, можно присесть на корточки. Того, кто присел, салка не тронет. Самого смелого, быстрого, ловкого салке ни за что не поймать. Вот мы и посмотрим, кто у нас самый смелый и ловкий!»

Игру лучше проводить в смешанной группе. Начинается она со слов, которые произносят воспитатель и дети:

 

Салочка нас не догонит,

Салочке нас не поймать,

Мы умеем быстро бегать

И друг друга выручать!

 

С последним словом дети разбегаются в разных направлениях, а воспитатель, дав им возможность немного побегать, начинает ловить их. Осалив кого-нибудь, он напоминает малышу, что тот может громко сказать: «Выручайте!», а сам отворачивается, чтобы дети успели выручить осаленного. Первого ребенка, который выручит осаленного, нужно похвалить. Постепенно, по мере того, как дети привыкнут к игре, активность салочки возрастает.

Игра продолжается 10-15 мин. В конце ее взрослый отмечает, кто из детей выручал осаленных, кто ловко убегал от салки и ни разу ей не попался, кто вовремя приседал и не дал себя осалить. Педагог спрашивает, понравилась ли детям эта игра, и обещает поиграть в нее еще. В дальнейшем, когда воспитанники усвоят правила игры, роль салки может выполнять и кто-либо из них. Салочку выбирает сначала сам воспитатель, а затем дети с помощью считалки.

Звуковые загадки

Особенности игры и ее воспитательное значение. В данной игре детям необходимо передать характер звука словом или голосом. Это способствует более осознанному и тонкому различению и воспроизведению звука, что является новым шагом в развитии слухового восприятия.

Дети учатся управлять своим поведение: сдерживать естественное желание ответить первым и пр. Все это имеет большое значение для развития волевых качеств личности ребенка.

Игровой материал. Музыкальные игрушки: рояль, дудочка, триоль, балалайка и др. Подбор игрушек должен обеспечить разнообразие звуков - как протяжных, мелодических, так и ударных, отрывистых. Потребуется также и настольная ширма.

Описание игры и приемы ее проведения. Воспитатель показывает детям приготовленные для игры предметы и предлагает отгадать загадки: он будет с помощью игрушек извлекать звуки, а ребята, не видя предмета, должны отгадать, что звучит.

Педагог загораживает игрушки ширмой и предупреждает детей, что сидеть надо так тихо, как будто никого нет в комнате, тогда хорошо будет слышен звук каждой игрушки. Он сообщает детям еще одно важное правило игры: когда игрушка кончит звучать, нужно хором сказать следующие слова: «Голосок мы твой слыхали и загадку разгадали. Ты… (назвать игрушку)».

Разгадав загадку, дети вместе с воспитателем должны обозначить словом или передать звукоподражанием характер услышанного звука.

Загадав детям две - три загадки, воспитатель несколько изменяет организацию игры. Он подзывает к себе ребят (четыре - шесть человек). Одним из них предлагает сесть на стульчики лицом к остальным участникам игры, а другим (не больше двух) стать его помощниками в загадывании загадок. Помощники садятся за ширму и по указанию взрослого выполняют действия с игрушками, заставляя их звучать. Отгадывают загадку все дети, но отвечают вслух только те, кого назовет воспитатель. Остальные могут шепнуть отгадку на ушко своим соседям. После каждой загадки воспитатель помогает детям передать характер звука словом и ли звукоподражанием, вместе с остальными участниками игры оценивает правильность отгадки.

Благодаря смене ролей, игра проходит оживленно, воспитатель получает возможность проверить, как справляется каждый ребенок с предложенной задачей, видеть особенности поведения детей в совместной деятельности.

Есть у тебя или нет?

Особенности игры и ее воспитательное значение. В предлагаемой игре дети учатся узнавать по форме знакомые предметы. Осязательное обследование и узнавание нужного предмета происходит в ситуации сравнения нескольких более или менее сходных по форме объектов. Так, например, в комплекте игрушек имеется несколько предметов округлой формы (шарик, яблоко, яйцо, лимон), среди которых ребенок должен найти определенный предмет. Таким образом, обучающая задача (различение сходных по форме предметов) требует от детей умственных усилий. Кроме того, детям предоставлена самостоятельность в применении рациональных приемов осязательного обследования, о которых напоминают правила игры.

Решение этой довольно сложной задачи становится возможным благодаря тому, что у детей возникает активный интерес к привлекательным предметам. Кроме того, одобрение воспитателя и сверстников, признание ими личных достижений ребенка (умение находить названный предмет) побуждают ребенка правильно решать задачу.

Наблюдая за действиями сверстников, остальные дети привыкают сопереживать друг другу, радоваться успеху другого и сдерживать себя, чтобы способствовать этому успеху. Таким образом, В данной игре воспитывается не только познавательная активность, но и волевые и нравственные качества.

Игровой материал. Знакомые малышам объемные игрушки небольших размеров и простой формы. Это могут быть образные, дидактические игрушки и некоторые небольшие предметы домашнего обихода. Хорошо использовать дидактический набор деревянных игрушек, отличающихся четкой, монолитной (одночастной) формой (яблоко, груша, шарик, яйцо, пирамидка, кувшин, мисочка, лимон, кубик, кирпичик). Если готового комплекта нет, можно подобрать свой, состоящий, например, из следующих предметов: шарик, яблоко (муляж или натуральное), яйцо, грибок, матрешка, корзиночка, ведерко, голыш, автомобильчик, кирпичик, самолетик и т.д.

Для игры требуется по два экземпляра каждой игрушки. Некоторые игрушки одинаковой формы должны отличаться по цвету, чтобы дети могли применить знание цветов и самостоятельно выделить форму предмета как его отличительный признак. Кроме того, необходимы два небольших мешочка. В каждом из них должны быть два отверстия для рук, собранные на резинке, как у муфты.

Все игрушки и обе муфточки помещаются в коробке с соответствующими отделениями: для одного комплекта, для другого и для муфточек.

Описание игры и приемы ее проведения. Воспитатель обещает детям поиграть с новыми игрушками, которые он для них приготовил. После завтрака предлагает детям поставить стульчики как всегда (полукругом), а напротив них ставит небольшой столик с коробкой, в которой находится игровой материал. Вынув из коробки два мешочка (муфточки), взрослый показывает, как вставляются в муфточку обе руки, и дает детям попробовать самим, как это делается. Малыши передают друг другу муфточки с двух сторон, начиная с тех, кто сидит с краю. Встретившись в середине полукруга, муфточки возвращаются на столик к воспитателю.

Вынимая из коробки по очереди каждую игрушку, воспитатель показывает ее детям и ставит на столик. Малыши называют предметы и рассматривают со всех сторон. На столе выстраивается весь комплект игрушек. После этого воспитатель на глазах у детей выкладывает один за другим все предметы в муфточку, а вызванный им ребенок проделывает то же самое с другим комплектом игрушек и другой муфточкой. «Спрятались от нас игрушки, - говорит педагог. - Ничего, сейчас мы их будем искать и опять вернем». Он подзывает к себе двух детей, освобождает место на столе и усаживает их друг напротив друга так, чтобы их действия были всем видны. Каждый малыш получает муфточку с игрушками. «Сейчас мы решим, кто первый будет искать игрушку» - говорит воспитатель и использует простую считалочку:

 

Чтобы весело играть,

Надо всех пересчитать.

Раз, два, три,

Первый - ты.

 

Обращаясь к первому ребенку, воспитатель предлагает ему выбрать в муфточке то, что ему понравится. (При этом напоминает прием обследования предмета обеими руками, поворачивая его и ощупывая с разных сторон.) «Выбрал? - спрашивает он. - Тогда назови, что нашел, и спроси, есть ли такая же игрушка у Пети (имя другого ребенка)». Педагог объясняет, что нужно сказать следующие слова: «У меня есть шарик (лимон, яйцо и пр.). А у тебя есть или нет?» - и поставить названный предмет на стол. Другой партнер должен найти в своей муфточке такой же предмет и ответить: «И у меня есть шарик», потом вынуть его из муфточки и положить рядом для сравнения. Все сравнивают игрушки и оценивают правильность решения задачи. Если задача решена верно и предметы совпадают по форме, дети хлопают в ладоши.

Игра продолжается, только теперь выбирает игрушку второй ребенок, а первый находит такую же в своей муфточке, и опять обе игрушки становятся рядом. Оценив правильность решения задачи, воспитатель выбирает двух новых детей, и игра продолжается. Так по очереди все дети выбирают и находят игрушки, обследуя на ощупь и узнавая предметы по форме.

По окончании игры материал укладывается в коробку.

 


Заключение

 

Подводя итоги всему вышесказанному, хочется в очередной раз подчеркнуть всю значимость дошкольного детства как периода, определяющего весь дальнейший процесс личностного развития человека. Особую роль в данном периоде приобретает развитие таких личностных характеристик как воля. Таким образом, подводя итог своей работе, я пришла к следующим выводам.

1. Волевое поведение детей дошкольного возраста характеризуется наличием такой личностной характеристики как «воля», которая в данном возрасте еще либо не наблюдается, либо выражена очень слабо. Педагогам - дошкольникам вероятнее всего в практической деятельности будет удобнее использовать понятие «произвольность». Произвольное же поведение, предполагающее воздействие извне при умелом педагогическом руководстве и поддержке разовьется в новое качество, которое мы сможем назвать волевым.

2. Развитее волевого поведения дошкольника будет происходить успешно при правильном выборе метода. Выбор же зависит от множества факторов: психофизиологического состояния ребенка, педагогической ситуации, мастерства педагога, уровня его подготовленности и т.д.

. Поскольку дана проблема недостаточно рассматривается в методической и диагностической литературе, а актуальность ее очевидна, оптимизм педагогов, их мастерство, творческие способности позволят достигнуть желаемый результат.

. Однако даже при столь благоприятной обстановке в системе дошкольного образования, в школе есть множество минусов, которые сводят на нет уже в первый год обучения благоприятные результаты, достигнутые правильным дошкольным образованием. Хочется надеяться, что данная тенденция будет ликвидирована и качество школьного образования не только будет продолжением адекватного дошкольного развития, но и будет стимулировать ребенка к дальнейшему успешному личностному развитию.

поведение ребенок дошкольный волевой


Список литературы

 

1. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Мысль, 1968.

. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1991.-207 с.

. Божович Л.И. Что такое воля? // Семья и школа. - 1981. - №1. - С. 32-35.

. Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. - Т. 3. - М.: Педагогика, 1983.

. Краткий психологический словарь/ Под общ. Ред А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985.-431 с.

. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Изб. психологические произведения. В 2 т. - Т.1. - М.: Педагогика, 1983.

. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: Воронеж, 1997.

. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста/ Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. - М.: Педагогика, 1988.

. Психология/ Под ред. А.Г. Ковалева, А.К. Степанова, С.Н. Шабалина. - М.: Просвещение, 1966. - 344 с.

. Психология/ Под ред. проф. В.А. Крутецкого. - М.: Просвещение, 1974.-304 с.

. Психология и педагогика игры дошкольника/ Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М.: Просвещение, 1966.

. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. Высш.пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». - М.: Владос, 2008. - 366 с.

. Суровцева А.В. Воспитание воли ребенка в семье // Дошкольное воспитание. - 2008.- №3. - С. 8-13.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: