*Упражнение "Стул хвастовства".
Все участники садятся в общий круг. Ведущий берет один из свободных стульев и ставит его так, чтобы он выступал из круга, при этом сам тренер располагается чуть позади и справа.
Это непростой стул. Это стул хвастовства. Каждый, кто сядет на него, получает право похвастаться. Чем? Да чем угодно! Любым достижением на своем жизненном пути. Тот, кто садится на этот стул, должен начинать свое сообщение со слов: "Я хочу похвастаться тем, что…" Итак, кто первый?
После первого "хвастовства" ведущий инициирует аплодисменты и восторженные отзывы. Это особенно важно для эмоциональной поддержки робких и застенчивых участников. Выступив, сидящий на "стуле хвастовства" называет следующего, кому он предлагает сесть на этот стул. При желании можно садиться на "стул хвастовства" неоднократно.
*Упражнение: «ТОТ ДОЛЖЕН ВСТАТЬ И...»
Техника знакомит людей друг с другом, но так же может быть и разминкой в группе, где люди уже давно знают друг-друга.
1. Группа рассаживается в круг.
2. Объясните участникам, что сейчас будет проводиться упражнение, с помощью которого они смогут лучше узнать друг друга.
3. Ход упражнения. Вы зачитываете личностное качество или описание ситуации и просите участников, по отношению к которым справедливо Ваше высказывание, выполнить определенное действие. Они ВСТАЮТ СО СТУЛА, выполняют это действие и снова садятся на место. Например: «Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами!».
4. Темп упражнения должен возрастать. Подбирайте утверждения таким образом, чтобы они относились ко многим участникам. Предлагая вопросы и называя действия, учитывайте возраст и темперамент вашей группы.
Ниже представлены возможные варианты ваших высказываний:
- у кого голубые глаза - трижды подмигните
- чей рост превышает 1 м 80 см, пусть изо всех сил крикнет «Кинг Конг!»
- тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;
- кто родился в мае, пусть возьмет за руку одного члена группы и станцует с ним;
- кто любит собак, тот должен трижды пролаять;
- любящие кошек скажут: «Мяу!»
- те, у кого есть красные детали одежды, получают особое задание, они должны сказать соседу справа, что никогда в жизни не пожелали бы себе такой прически как у него;
- у кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу слева, что это его не касается;
- кто пьет кофе с сахаром и молоком, заглянет под свой стул;
- кто хоть раз в жизни курил, должен громко крикнуть: «Я это оспариваю!»;
- у кого есть веснушки, пусть пробежит по кругу;
- замужние (женатые) отпишут рукой в воздухе большую восьмерку;
- пусть единственный ребенок своих родителей поднимется на стул;
- тот, кого заставляли в детстве есть суп, должен затопать по полу ногами и громко крикнуть: «Я этого больше не позволю!»;
- у кого есть собственные дети, подпрыгните (один прыжок за каждого ребенка);
- кто рад, что попал в эту группу, громко скажет «А!»;
- кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется местами с теми, кто думает так же;
- кто изредка мечтал стать невидимым, спрячется за одного из участников;
- кто умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, пусть покажет, как это делается;
- регулярно занимающиеся спортом, продемонстрируют свое мастерство прямо сейчас;
- кто не переносит табачного дыма, громко крикнет: «Курить - здоровью вредить! Курение опасно для вашего здоровья!»
- те, у кого с собой есть шоколадка, жвачка или конфеты, трижды громко причмокнут;
- кто находит, что упражнение длится достаточно долго, должен трижды хлопнуть ладонями по сиденью, скрестить руки на груди и громко крикнуть: «Хватит!!!»
|
|
*Упражнение «Автопортрет»
На листе рисуем лицо - овал. Далее инструкция: вместо глаз нарисуйте, то на что любите смотреть, вместо носа, что любите нюхать, и так далее... Рот - о чем любите говорить, уши - слушать. И конечно волосы - это ваши мечты. Потом выставка- презентация рисунков.
*Упражнение «КТО ВО ЧТО ОДЕТ»
Цель упражнения - не только развитие внимания, но ещё и сближение через узнавание участниками друг-друга.
Вы можете предложить группе внимательно изучить друг друга. Но лучше, если им придется проходить это испытание без подготовки. По-крайней мере, первому участнику.
Первый участник выходит к стене и поворачивается к группе спиной.
Тренер спрашивает у него особенности внешнего вида остальных участников. Перечисляет присутствующих. Участник должен дать максимально ёмкие описания.
Второй вариант, когда тренер описывает какой-либо элемент одежды одного из группы, а участник должен назвать, кому принадлежит этот элемент.
*Упражнение «НЕ ДЫШИ МНЕ В ЗАТЫЛОК»
Выбирается один водящий и два помощника. Водящий располагается спиной к остальным игрокам, а помощники - перед лицом к аудитории.
Один игрок из аудитории подходит и встает за спиной у водящего; помощники при помощи мимики и жестов объясняют водящему кто у него за спиной, а тот, в свою очередь, называет имя человека, расположившегося у него за спиной.
Смена водящего и помощников происходит после трех ошибок.
Можно устанавливать временные ограничения для помощников (сколько секунд им дается чтобы показать кто за спиной).
|
*Упражнение “Совместный счет”
Задание очень простое: следует всего лишь досчитать до десяти(по количеству участников). Хитрость состоит в том, что считать надо коллективно: кто-то говорит “один”, кто-то другой - “два” и т.д., договариваться о порядке счета нельзя. Если очередное число произносят одновременно два человека, счет начинается сначала. В простейшем варианте упражнение выполняется с закрытыми глазами, в более сложном - с закрытыми. Разговаривать по ходу выполнения упражнения запрещается. Ведущий фиксирует, до скольки, удалось довести счет в каждую из попыток. Это упражнение проходит интереснее, когда участники располагаются не по кругу, а врассыпную. Если участники сами установят определенный порядок произнесения чисел (по кругу, через одного, по алфавиту и т.п.), следует похвалить их за находчивость.
*Упражнение “Интуиция”
Цель: развитие умения прислушиваться к группе.
Все участники сидят на стульях в кругу. Один участник на некоторое время выводится из помещения. Группа договаривается о каком-то задании, которое должен будет выполнить этот участник (например, снять цепочку с шеи Светы и повесить её Антону), и о звуке, который группа будет использовать для подсказок (мотив песни или просто какой-то звук).
Затем участник снова заходит в помещение, и ему сообщается, что он должен выполнять какое-то задание. Когда участник начинает приближаться к выполнению своего задания, звук группы становится громче.
Обычно это выглядит таким образом. Сначала участник пытается определить “объект” задания – проходит мимо всех участников, когда он доходит до Светы, звук становится совсем громким. “Объект” определен, теперь нужно выяснить, в чем же заключается задание. Участник пробует дальше: касается плеч, часов – тихий звук, цепочки на шее – громкий звук. Участник снимает цепочку и примеряет её на себя – звук становится тише. Идет мимо всех участников и доходит до Антона – звук становится громче, и т.д.
После нескольких кругов задания можно усложнить: поставить свой пустой стул в центр круга и сесть на него, поменяться с кем-то местами, найти и открыть зонтик и прогуляться под ним с кем-нибудь из других участников.
*Упражнение “Путаница”
Цель: Выявление степени групповой сплоченности. Настрой участников на взаимодействие.
Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый участник обязан найти себе “друга по рукопожатию”. Затем все участники вытягивают левую руку и так же находят себе “другу по рукопожатию” (важно чтобы друзья по рукопожатию были разные). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое общение между участниками.
*Игра "напишу письмо и отправлю" ("машинка")
Садимся так, чтобы удобно было хлопать по коленкам.
Делаем сначала медленно такие движения: поднимаем правую ручку, левую ручку, хлопок (в ладоши), по коленкам.
Держим ритм такими словами: "правая, левая, хлопок, по коленкам".
Начинаем все быстрее и быстрее.
Затем при поднятии правой руки говорим свое имя (или персонаж из сказки), а при
поднятии левой-имя того, кому посылаем "письмо"
Например:
"Таня- Саша."Хлопок. По коленкам
Саша вступает сразу, нельзя делать паузу. Машинка, чтобы не сломаться, должна постоянно работать (держим ритм)
Если пауза, машинка идет в починку, игра начинается сначала.
*Игра «Есть контакт»
Игра групповая, от 4 до 10 человек.
Цель игры: отгадать слово, задуманное ведущим.
Ведущий задумывает слово (существительное в ед. числе им. падежа) и называет остальным игрокам первую букву этого слова.
Например, задумано слово мысль. Говорится: "м"
Каждый из оставшихся игроков придумывает слово, начинающееся с этой буквы, и пытается объяснить другим, что именно он задумал.
Например, задумывается слово мозг, объяснить которое можно так: "то, чем думается" или "находиться в голове"
Если кто-то из игроков понял, какое именно слово задумано тем, кто объяснял, то он говорит "Есть контакт!" и оба (объяснявший и откликнувшийся) начинают вслух считать до десяти, а затем говорят каждый свое слово.
Если слово совпало ("Один, два,..., десять, мозг!"), то ведущий называет вторую букву слова и игра продолжается так же, за исключением того, что нужно придумывать и объяснять слово с уже заданными начальными буквами, в данном случае на "мы" (потом на "мыс", "ката" и т.д.).
Если же слово не совпало ("Один, два,..., десять, мозг/голова!"), то игроки продолжают пытаться придумать и объяснить новое слово.
*Снежный ком
Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий долженназвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку.
Пример:
1. Сергей строгий - 2. Сергей строгий, Петр прилежный - 3. Сергей строгий, Петр прилежный, Наташа независимая и т.д.
Цель упражнения: знакомство участников, разряжение обстановки