«ЛЯГУШАЧЬЯ» ТОЧКА - точка, наиболее приближенная к поверхности земли, воды; применяется специальный штатив -«лягушка».
ВЕРХНЯЯ ТОЧКА - верхний ракурс: камера находится вверху по отношению к человеку, объекту съемки. Прием позволяет видеть событие, действие, происходящее на большом пространстве.
СТАТИЧНАЯ СЪЕМКА - съемка неподвижной камерой, с одним и тем же объективом.
СЪЕМКА С ДВИЖЕНИЕМ КАМЕРЫ- прием киносъемки, при котором камера движется параллельно движению человека, объекта съемки; съемка камерой, закрепленной на операторской тележке, операторском кране, операторском автомобиле или на других подвижных технических средствах, а также съемка с рук с движением оператора.
ПАНОРАМА (ПНР с движ.) - кадры, снятые при движении камеры в горизонтальном или вертикальном направлении. Чаще всего применяется для съёмки движущегося объекта.
ПРОВОДКА (ПНР) - слежение камерой за движущимся человеком, объектом.
НАЕЗД (НЗД) - камера, перемещаясь, приближается к человеку, объекту съемки; или когда взгляд объектива изменением фокусного расстояния, приближается к человеку, объекту, не меняя точки положения камеры.
ОТЪЕЗД (ОТЗД) - камера, перемещаясь, удаляется от человека, объекта съемки; или когда взгляд объектива изменением фокусного расстояния (трансфокатором), удаляется от человека, объекта, не меняя точки положения камеры.
СВЕТ, КИНОСВЕТ — основное изобразительное средство языка кино. Отображенный от объекта световой пучок с помощью объектива рисует изображение на кинопленке или другом носителе.
КИНООСВЕЩЕНИЕ — мощность и качество света на съемочной площадке, которое обеспечивается набором осветительной техники, световыми спецэффектами, шторками, затенителями, отражателями.
|
ВИДЫСВЕТА - освещение фронтальное, диагональное, боковое, бликующее, контровое — определяется относительно объекта съемки и точки съемочной камеры.
СХЕМЫСВЕТА — локализованное освещение, заполняющее, смешанное.
ЭФФЕКТЫОСВЕЩЕНИЯ — схемы и виды организации художественного освещения, имитирующие потоки лучей солнца, уличных фонарей, интерьерных осветительных приборов, камина, свечи и т. п.; имитация вечера, ночи, утра, дня.
КИНОЛЕНТА — целлулоидная пленка с перфорацией, имеющая изображение, снятое кинокамерой кинематографическим способом.
РАБОЧИЙ МАТЕРИАЛ – изображение, зафиксированное на пленку или другой носитель кинокамерой предназначенный для монтажа фильма (хроника, архивные материалы, фотографии, кадры научных исследований).
МОНТАЖ — сборка кинокадров, соединение их в порядке и в последовательности, предусмотренные замыслом режиссерского сценария, а также другими задачами, целями.
МОНТАЖНЫЕ ПЕРЕХОДЫ— арсенал технических приемов, которые используются для плавности соединения разнохарактерных сюжетов.
ЗАТЕМНЕНИЕ (ЗТМ) — условное обозначение в режиссерском сценарии и монтажных листах приема соединения конца предыдущего и начала следующего плана; используется как в процессе съемки, так и в компьютерном монтаже.
НАПЛЫВ (НПЛ) — метод перехода от одной сцены к другой; применяется в процессе съемки, а также в процессе обработки кинопленки.
ВЫТЕСНЕНИЕ — то же, что и НПЛ, но, в отличие, здесь одна экспозиция кадра, вытесняется постепенно другой экспозицией.
|
РИТМ МОНТАЖА — последовательность и чередование кадров различной длины.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ — метод соединения кадров с наиболее значительными моментами киноповествования для создания четкого, логически развивающегося длинного сюжета, эпизода.
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ — метод стыковки двух, трех параллельно происходящих действий, процессов, которые чередуются между собой; характерен для быстро развивающихся, динамичных, конфликтных событий.
ПЕРЕКРЕСТНЫЙ МОНТАЖ — то же, что и параллельный, но монтируются кадры нескольких сюжетных линий.
СТРОЯЩИЙ МОНТАЖ — построение кадров, монтажные конструкции, в которые вкладывается совершенно новый смысл, которым до этого документальный материал не обладал.
АССОЦИАТИВНЫЙ МОНТАЖ — сопоставление различных по содержанию кадров для достижения художественного результата, зрительского интереса
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МОНТАЖ — то же, что и строящий монтаж, но более сложный; используются специально подобранные детали, кадры, сюжетно не связанные, но создающие эффект третьего смысла; часто используется для раскрытия внутреннего мира, духовности экрана.
ХРОНИКАЛЬНАЯ СЪЕМКА — съемка объекта, процесса, действия без вмешательства съемочной группы: «съемка врасплох», «съемка скрытой камерой», «съемка открытым методом наблюдения». Особенность отличия хроникальной съемки от документальной и художественной — невозможность предварительной организации, постановки съемочного процесса, а также неприемлемость использования осветительной техники.
|
ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ СЪЕМКА — то же, что и хроникальная съемка; отличается предварительной организацией съемочного процесса планированием последовательностей, очередности съемок, использованием света; отображает реально происходящие события, действия, процессы, окружающую действительность без участия актеров.
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ — не игровой, основан на документальной съемке, хронике, других достверностей фактического материала; специфичен отбор, осмысление и обобщение — авторский взгляд. Документальная съемка предполагает кинонаблюдение, репортажные зарисовки, синхронное интервью, кинофотодокументы, другой иконографический материл.
ДИКТОРСКИЙ ТЕКСТ - важный компонент документального фильма, который в форме звукоряда сопровождает, комментирует, дополняет, объясняет изображение, обобщает и конкретизирует его смысл; неразрывно связан с замыслом и композицией фильма.