Организация гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях.




Урок 12.

Организация гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях

 

Цели урока. Ознакомить студентов с органами управления и задача­ми ГО в лицее. Изучить роль студентов при проведении мероп­риятий ГО в лицее.

 

Изучение нового материала. Вводное слово преподавателя.

Наиболее уязвимые объекты с точки зрения гражданской обороны — это места массового скопления людей, а среди них — детские и лечебные учреждения. В мирное время предпринимаются меры для того, чтобы обеспечить безопасность персонала и учащихся (для учебных учреждений) или больных (для лечебных учреждений) на случай возникновения ЧС или начала военных действий. Одной из таких мер является создание на объектах постоянного массового пребывания людей структур гражданской обороны. Какие это структуры и какие задачи они решают, мы и рассмотрим на сегодняшнем уроке.

Вопросы для активизации знаний.

При ответах опирайтесь на опыт, полученный в процессе вашего пребывания в лицее.

— Существует ли в школе какая-то деятельность, которую можно отнести к области гражданской обороны?

— Какие элементы этой деятельности вы можете назвать?
— Кто этим занимается в лицее?

— В каких мероприятиях, относящихся к области гражданской обороны, вы участвовали?

— Занимаетесь ли вы в кружках, в которых изучаются вопросы, относящиеся к области гражданской обороны?

— Занимались ли вы в лицее на оборудовании, которое относится к вооружению формирований гражданской обороны?

Организация гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях.

Закон Российской Федерации «О гражданской обороне» определяет:

Гражданская оборона — это система мероприятий по подготовке к защите и защита населения, материальных и культурных ценностей от природных, техногенных, социальных или экологических опасностей.

Главными задачами Гражданской обороны в школе считаются:

— обеспечение готовности школы к действиям по защите учащихся и постоянного состава (администрация, учителя и специалисты, учебно-вспомогательный персонал) в условиях чрезвычайной ситуации в мирное время;

— организованный переход с мирного на военное положение;

— приобретение знаний и практических навыков по сохранению жизни и здоровья в различных чрезвычайных ситуациях;

— увеличение запасов имущества Гражданской обороны и средств индивидуальной защиты.

Начальником гражданской обороны школы, в соответствии с законом, является директор школы, который организует всю работу ГО в школе и полностью отвечает за нее.

В лицее создаются:

—Комиссия по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне.
–– Обязанности председателя КЧС и ГО возлагаются на директора школы.

— Заместителем председателя КЧС и ГО — начальником штаба по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне обычно назначается заместитель директора лицея по обеспечению безопасности или преподаватель-организатор ОБЖ. Членами КЧС — преподаватели лицея и заместители директора по учебной, воспитательной работе и по административо-хозяйственной части, а также председатель родительского комитета лицея.

— Комиссия по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне формирует штаб по ЧС и ГО, который обычно возглавляет заместительдиректора по обеспечению безопасности. Помощником начальника штаба назначается учитель физической культуры.

— Штаб ГО и ЧС лицея подчиняется НГО школы и решает следующие задачи:

1. Осуществляет текущее и перспективное планирование мероп­риятий ГО и ЧС в лицее.

2. Осуществляет совместно с директором лицея — начальником ГО подбор и расстановку начальников служб ГО и ЧС и старших (командиров) нештатных аварийно-спасательных формирований ГО и ЧС лицея из числа по­винного состава, совместно с классными руководителями осуществляет отбор студентов в НАСФ, для выполнения иных обязанностей по обеспечению выполнения мероприятий ГО и ЧС в лицее.

3. Руководит подготовкой НАСФ и их деятельностью при выполнении мероприятий планов ГО и ЧС лицея.

4. Планирует и проводит обучение постоянного состава лицея по вопросам предупреждения ЧС, роли и места КЧС лицея в системе РСЧС, назначению и использованию индивидуальных и коллектив­ных средств защиты, другим направлениям, связанным с решением вопросов ГО и ЧС.

5. Проводит учения и тренировки по отработке мероприятий Плана ЧС и Плана ГО лицея.

6. Производит проверку состояния технических средств ГО и ЧС в школе, с установленной периодичностью производит проверку исп­равности средств защиты.

7. Составляет заявки на пополнение запасов средств ГО и ЧС школы, а также на получение отсутствующих средств и направляет их в отдел ГО и ЧС районной управы.

8. Уточняет в отделе ГО и ЧС районной управы место укрытия студентов и постоянного состава школы в случае ЧС или внезапного нападения противника, а также маршрут и порядок следования в убежище и размещения в нем.

9. Проводит профилактическую работу среди студентов по предупреждению в лицее ситуаций, способных развиться в чрезвычайные.

10. Осуществляет обеспечение безопасности студентов при проведении в лицее массовых праздничных, торжественных и иных мероприятий, как в учебное, так и во внеучебное время.

 

В лицее создается также эвакуационная комиссия, которая организует эвакуацию студентов, сотрудников лицея (а при необходимости и членов их семей), имущества лицея.

Председателем эвакуационной комиссии назначается заместитель директора лицея по учебно-воспитательной работе.

Кроме того, в состав системы ЧС и ГО лицея входят службы ГО:

— оповещения и связи;

— охраны общественного порядка;

— противопожарная;

— медицинская;

— радиационной, химической и биологической защиты;

— материального обеспечения.

В лицее создаются также объектовые звенья городских подсистем по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также гражданской обороны, включающие:

— спасательную группу;

— противопожарную группу;

— группу обслуживания убежищ;

— медицинскую группу;

— звено оповещения и связи;

— звено охраны общественного порядка;

— звено радиационной и химической разведки;

— звено материального обеспечения.

НАСФ ГО и ЧС подчиняются соответствующим службам ГО и ЧС лицея.

По вызову группа (звено) прибывает к кабинету директора лицея — начальника ГО и далее действует в соответствии с полученными указаниями.

В период действий по плану ЧС (ГО) звено не имеет права покидать помещение лицея, кроме как для выполнения указаний НГО и НШ ГО и ЧС, начальника соответствующей службы ГО.

Обучение студентов и персонала лицея необходимым навыкам ЧС и ГО проводится, прежде всего, во время уроков по ОБЖ, проведения учений по ЧС и ГО в лицее. Кроме того, для персонала проводятся занятия и инструктажи по отдельным вопросам ЧС и ГО, например по пожарной безопасности, пользованию средствами защиты, приборами радиационной и химической разведки. В лицее могут проводиться мероприятия по тематике ЧС и ГО, работать кружки, секции и клубы, деятельность которых прямо или косвенно связана с вопросами ЧС и ГО. Большую роль играет и наглядная агитация.

Раз в год в лицее проводится комплексное мероприятие, направ­ленное на отработку вопросов ЧС и ГО в лицее — День защиты детей. Это мероприятие включает в себя и учения по эвакуации уча­щихся, и занятия по различным вопросам предупреждения ЧС и безопасного поведения в них, антитеррористические и военно-патриотические мероприятия.

При возникновении ЧС структуры ГО лицея выполняют следующие основные мероприятия: — оповещение учащихся о ЧС;

— организованная эвакуация студентов и персонала из лицейного здания в безопасное место;

— вывод студентов и персонала лицея в специально предусмотренные пункты временного размещения;

— выдача студентов средств защиты (если таковые имеются в лицее).

По последнему пункту следует сделать небольшое замечание. Как известно, самой часто случающейся ситуацией в учреждении является по­жар. Промышленностью разработан и подготовлен к серийному выпуску противопожарный капюшон «Феникс». Это средство защиты представляет собой сочетание огнезащитного прозрачного капюшона, защищающего голову, включая лицо, и противогаза, точнее, противогазового респиратора. Этот капюшон способен прекрасно за­щитить органы дыхания детей не только от ядовитых продуктов горения, но и от радиоактивной пыли, ОВ, АХОВ, ВО, т.е. в определен­ном смысле, является универсальным средством. Оснащение лицея капюшонами «Феникс» из расчета штатной численности сотрудни­ков и штатной наполняемости студентов существенно повысил бы безопасность учреждений при различных ЧС.

Действия системы ЧС и ГО лицея при возникновении различных ЧСв лицее и вблизи нее определяются специальными планами, ко­торые разрабатываются заблаговременно.

Таким образом, в лицее имеется стройная система, предназна­ченная для предупреждения чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности студентов и персонала при их возникновении, гражданской обороны и обучения студентов и персонала лицея всем не­обходимым в этих случаях знаниям, умениям и навыкам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: