Закономерность воспитания - совокупность объективных, общих, существенных, необходимых, устойчиво повторяющихся связей между воспитательными явлениями, компонентами процесса воспитания, характеризующих их развитие и функционирование. Принципы обучения – наиболее общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации и осуществлению процесса воспитания.
Основными закономерностями процесса воспитания являются:
· зависимость воспитания от уровня социально-экономического, культурного развития общества;
· ориентация воспитания на развитие личности путём присвоения ею социального опыта, культуры и духовных ценностей;
· воспитание личности происходит в деятельности и общении;
· эффективность воспитания обусловлена активностью личности, включенностью ее в самовоспитание;
· зависимость саморазвития личности от степени индивидуализации и творческой направленности процесса воспитания;
· зависимость эффективности и результативности воспитания от его целей, содержания, методов, средств, форм, условий;
· процессы воспитания и обучения взаимопроникающие и взаимозависимые, при этом обучение соподчинено воспитанию.
В системе принципов воспитания выделяют принципы, которые выполняютфункции метапринципов, то есть носят методологический характер (см. таблицу 11).
В повседневной воспитательной практике педагог руководствуется еще рядом принципов воспитания (см. схему 17). Например, принцип воспитания в коллективе предписывает рассматривать коллектив как фактор и средство воспитания личности, оптимально сочетать индивидуальные, групповые, коллективные формы процесса обучения.
Реализация принципа связи воспитания с жизнью и практикой требует систематического ознакомления школьников с событиями, происходящими в стране и мире, включение в содержание воспитания местного краеведческого материала, вовлечение воспитанников в посильную трудовую, общественно полезную и другие виды деятельности.
Соблюдая принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему, педагог исходит их того, что требовательность к личности ребенка является своеобразной мерой уважения к ней.
Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности является современной трактовкой утверждения А.С. Макаренко о том, что «к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться».
Принцип эстетизации детской жизни нацеливает воспитателя на формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности, развитие их художественно-эстетического вкуса. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников предписывает в ходе педагогического управления поощрять инициативу и творчество развивать самостоятельность и самодеятельность воспитанников, развивать ученическое самоуправление, обеспечивать своевременную смену руководства и подчинения.
Таблица 11
Метапринцип воспитания | Что предписывает |
Целостный подход к воспитательному процессу | Необходимость целостности воспитательных влияний на рациональную, эмоциональную и поведенческую сферы отношений личности; непротиворечивости воспитательных влияний, взаимодействия школы, семьи, внешкольных учреждений, общественности; единого стиля и тона отношений к ребенку; гармоничного сочетания применяемых методов, средств, форм воспитания |
Природосообразность воспитания | Опираться в воспитании на природу ребенка, на закономерности его развития, создавать условия для самопознания и самореализации; учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся в процессе воспитания |
Культуросообразность воспитания | Учитывать, что культура определяет характер, цель, содержание, методы и формы воспитательного процесса; решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры |
Личностный подход в воспитании | при конструировании и осуществлении воспитательного процесса ориентироваться на личность как на цель, субъекта, результат и главный критерий его эффективности; признавать уникальность личности, ее интеллектуальную и нравственную свободу, право на уважение; опираться в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создавать для этого соответствующие условия |
Деятельностный подход в воспитании | Опираться на тот факт, что личность формируется и проявляется только в деятельности; рассматривать воспитательный процесс как процесс организации разнообразной деятельности учащихся; учитывать (формировать) позицию ребенка как субъекта деятельности в процессе воспитания |
Полисубъектный (диалогический) подход в воспитании | Учитывать (формировать) личностно-равноправные позиции педагога и воспитанников; развивать формы сотрудничества между ними от максимальной помощи педагога учащимся в организации деятельности к постепенному нарастанию их собственной активности |
![]() | |||||
![]() | |||||
![]() | |||||
Схема 17
Все принципы воспитания тесно взаимосвязаны и функционируют как система. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение целей и задач, отбор содержания, оптимальный выбор методов, средств, форм воспитания, определение видов педагогически целесообразной деятельности учащихся.
Содержание воспитания. Методологическая основа