СЕМИНАР №8/№9
По учебной дисциплине «Философия»
ТЕМА: «ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ ХIХ – ХХ в.в. И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ»
План
1. Кризис европейской философии Нового времени.
2. Основные характеристики позитивизма, прагматизма и аналитической философии.
3. Философия жизни, феноменология, герменевтика, экзистенциализм.
4. Постмодернизм и его альтернативы.
Доклады и информационные сообщения:
1. Позитивизм и его эволюция. Философия позитивизма О. Конта.
2. Философия действия – прагматизм и его сущность.
3. Учение А. Шопенгауэра («Мир как воля и представление»).
4. «Философия жизни». Учение Ф. Ницше о сверхчеловеке.
5. Философия фрейдизма.
6.Основные проблемы человеческого существования в экзистенциализме.
7. Философская герменевтика Г. Гадамера.
8. Истоки и значение философского постмодернизма.
Вопросы для диспутов и самоподготовки:
1. Укажите основные причины кризиса философии в 30-40-е годы XIX века.
2. Назовите и проанализируйте наиболее общие положения философии позитивизма.
3. Что общего и чем отличается современная философия позитивизма от эмпиризма или рационализма Нового времени?
4. Какую роль позитивизм сыграл в развитии современной цивилизации?
5. Проанализируйте различия идей Первого позитивизма, неопозитивизма и постпозитивизма.
6. В чем сходство и различие аналитической философии и прагматизма?
7. Почему одно из течений современной философии получило наименование «философия жизни»?
8. Зачем Ф. Ницше понадобился образ сверхчеловека?
9. Почему мировоззрение Ницше определяют как аристократический анархизм?
10. Как Ницше понимал жизнь и власть, почему жизнь считал главной ценностью?
11. Почему Ницше критиковал христианство?
12. Какие именно идеи Ницше наиболее повлияли на мировоззрение ХХ века?
13. В чем состоит преимущество и чем уступает иррационализм рационализму?
14. Постмодернисты считают, что научную истину можно выразить множеством средств? Согласны ли вы с таким утверждением?
15. Дайте определение экзистенции.
16. Какие идеи являются общими для всех школ экзистенциализма?
17. В чем принципиальное различие между религиозным и атеистическим экзистенциализмом?
18. Как в экзистенциализме решается вопрос о смысле жизни?
19. Какую роль играет в экзистенциализме проблема свободы и ответственности?
20. Как в экзистенциализме решается вопрос о соотношении личности и массы?
21. Назовите и проанализируйте наиболее общие положения феноменологии.
22. Назовите и проанализируйте наиболее общие положения структурализма.
23. Назовите и проанализируйте наиболее общие положения герменевтики.
Основные понятия:
Верификация – установление достоверности высказываний опытным путем.
Воля – способность человека к дополнительным усилиям для достижения цели.
Герменевтика – способ философствования, центром которого является процесс понимания.
Герменевтический круг – один из главных методов понимания, непрерывное движение от целого к части и обратно.
Деконструкция – метод философии Ж. Дерриды о нескончаемом процессе замещения (игры) слов и предложений как главном методе философии.
Жизнь (в философии жизни) – интуитивно постигаемая реальность, нетождественная ни материи, ни интеллекту.
Интуиция – непосредственное, минуя логические ступени, полученное знание.
Понимание: 1)(в герменевтике) – чувствование, перемещение в психический мир другой личности; 2) всестороннее знание об объекте.
Экзистенциализм – онтология, учение о бытии, о существовании человека в мире.
Список рекомендуемой литературы:
1. Философия: учебник / В.А. Канке. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 291 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа https://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — https://znanium.com/catalog/product/872300
2.Философия: учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 432 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1007998
3. Философия: учебник / под ред. проф. А.Н. Чумакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2018. — 459 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-105820-6. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/9080223.
4. Лега В.П. Лекции по истории западной философии / В.П. Лега. [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные. – Портал «Родон». – Режим доступа: https://www.rodon.org/lvp/lpizf/
5. Д. Антисери и Дж. Реале. Западная философия от истоков до наших дней.-Спб.:2001.
6. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер. - М., 1988.
7. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. - СПб., 1998.
методические рекомендации
Поскольку философия есть проясненное мировоззрение, постольку верно предположить, что знакомство с современной философией поможет нам окинуть мысленным взором настоящее, отчетливее увидеть тенденции нашего времени, осознать собственные намерения и цели. Но философия парадоксальна: разглядеть ближнее сложнее, чем с дистанции. Учитывая оба фактора, необходимо с особым вниманием отнестись к освоению данной темы.
Как и прежде, вначале выделим предпосылки смены главной философской темы Нового времени − постепенной замены метафизики познания метафизикой языка. Их определила жизнь европейцев на рубеже ХIХ–ХХ веков: экономические, политические, культурные катаклизмы, в результате которых в душах многих не только «Бог умер» (Ф. Ницше), но пошатнулась и вера в могущество человека, во всесилие науки как средства достижения этой мощи.
В современной философии усилились установки релятивизма, плюрализма и иррационализма. Чтобы не заблудиться в этом «диффузном и труднообозримом поле учений, школ и концепций» (Ю. Хабермас) выделим два периода ее эволюции: постклассический (2-я пол. ХIХ - 60-е гг. ХХ в.) и постнеклассический (60-е гг. ХХ в. – наст. вр.). Общим у представителей разных школ и течений философии было стремление восстановить уверенность субъекта в своих силах, но уже не в форме господства над бытием, а через выявление новых его способностей для выживания в меняющемся мире.
К этой цели философы следуют разными дорогами, а в развитии всей современной философии выделяют два этапа. На первом, в свою очередь, можно увидеть две тенденции. Сторонники первой, позитивисты и прагматики, изыскивают средства сблизить философию с наукой, решать философские проблемы рациональными средствами. Авторы и последователи другой школы, представители философии жизни, неокантианства, феноменологии, герменевтики, экзистенциализмаищут средства «воодушевления» человека, пытаясь заглянуть в глубь сознания, исследовать его иррациональные способности – волю, веру, интуицию. В постнеклассический период, связанный с «лингвистическим поворотом в философии» (пристальным внимании к языку, речи), также можно выделить два тренда: постмодернизм и его альтернативы.
В пределах настоящего пособия исследовать даже главные черты каждой концепции современной философии невозможно в силу значительного их объема. Поэтому рекомендуем изучить их самостоятельно по указанным в списке литературы учебникам, а заинтересовавшие учения и концепции – по первоисточникам. Вместе с тем, сделать несколько указаний о ближайшей к нам постсовременной философии необходимо.
Сущность философии постмодерна можно выразить несколькими словами: «хаос», «виртуальность», «текст», «деконструкция», «ризома» (Ж. Деррида, Ж. Лиотар, Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, Ф. Гваттари). Смыслы, обозначаемые этими именами, в следующем: 1) мир, природный, социальный и индивидуальный, представляет собою хаос меняющихся знаков; 2) вжиться и понять его полностью невозможно, поэтому неопределенность и неуверенность сопровождают человека во всех сферах его существования; 3) единственным средством относительного освобождения личности от хаоса, зависимости и власти форм являются языковые игры, творческая деконструкция уже существующих текстов и создание новых словесных узлов (ризом) на запутанной корневой системе древа жизни-знака; 4) история и современность, прошлое и настоящее есть «музей ценностей», поле высказываний, в котором каждый находит и развивает нужные ему смыслы подобно отысканию новых образов в «черном квадрате» художника-футуриста начала ХХ в. К. Малевича. Вывод: философия постмодернизма вскрывает характерные стороны современной жизни, проясняет мировоззрение значительной части западного общества. Кроме того, и в этом его тенденциальность, постмодернизм акцентирует центробежные силы истории.
Многие видные современные философы (К. Ясперс, Г. Райл, К.-О. Апель, Ю. Хабермас, Р. Рорти…), представители разных философских школ и течений (экзистенциализма, неопозитивизма, коммуникативной философии, неопрагматизма…), не разделяя принципы постмодернистов, признают, что язык, есть среда философии. Но при этом они не считают его единственным источником философствования, а потому: во-первых, языковые игры и неопределенность в гораздо меньшей степени, чем философию, определяют конкретно-научное знание, ибо объекты (вещи, явления) обладают собственными свойствами, которые не должны игнорироваться субъектом, представляться им в любых интерпретациях; во-вторых, − для «реабилитации субъекта», обретения им более «ясного» настоящего и более «светлого» будущего необходимо активировать имеющую место во всей человеческой истории и философии центростремительную тенденцию. Этой задаче могут служить не столько «языковые игры», сколько этика ответственности, единство слова и действия, пронизывающая все формы бытия человека в мире. Данную установку уместно называть неоклассической. Это не новая парадигма (см. «Основные понятия»), а именно универсальная тенденция (направленность), позволяющая при многообразии стилей, учений, школ, концепций и методов философствования продолжить и историю, и философию. Услышав голос Другого, в том числе природного объекта (начало Добра), человек способен поддерживать, развивать, наполнять новым содержанием (познавать) имеющиеся в потенции, желаемые каждым и всеми (интерсубъективные) цели-ориентиры: к Счастью, Истине, Свободе, Красоте, а также вырабатывать адекватные средства в бесконечном пути продвижении к ним.