СЕМИНАР №13
По учебной дисциплине «Философия»
Тема: «ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫНАУКИ И ТЕХНИКИ»
План
1. Специфика научного знания. Сциентизм и антисциентизм.
2. Уровни, формы и методы научного познания.
3. Классическая и неклассическая концепции науки.
4. Наука и техника в современном мире. Проблемы и решения.
Эссе и сообщения:
1. А. Койре о взаимодействии философии и науки в работе «Очерки истории философской мысли».
2. Т. Кун о научной парадигме и научных революциях в кн. «Структура научных революций».
3. И. Пригожин о синергетической модели неклассической науки.
4. Философские проблемы техники и технологии.
Вопросы для диспутов и самоподготовки:
1. Что такое сциентизм, чем он отличается от позитивизма?
2. Что такое физикализм?
3. Имеет ли преимущества перед научным обыденное сознание?
4. В чем состоит единство и отличие научных методов наблюдения и эксперимента?
5. Доступен ли научному наблюдению микромир?
6. Что общего и чем отличны философские законы (например, Г. Гегеля) от естественнонаучных?
7. Чем отличаются гуманитарное и естественнонаучное познание?
8. В чем разница между «голыми» и научными фактами?
9. Как связаны наука и техника с этикой?
Основные понятия:
Гипотеза – некоторое вероятностное допущение о существенной связи между явлениями.
Доказательство – обоснование истинности высказывания, мысли.
Достоверность знания – максимально возможное обоснование знания.
Закон – внутренняя, существенная, повторяющаяся связь явлений.
Идеализация – форма научного обобщения.
Наблюдение – целенаправленное восприятие объекта научного исследования, которое осуществляется непосредственно или при помощи приборов.
|
Наука – систематизированное, теоретическое знание, а также определенный вид интеллектуальной деятельности.
Научный факт – сторона объективной реальности, зафиксированная средствами научного наблюдения и эксперимента а также вписывающийся в принятые наукой принципы и язык.
Описание – система фиксирования данных наблюдений или экспериментов при помощи принятых в науке обозначений (языка).
Парадигма – термин, введенный Т. Куном для обозначения дисциплинарной матрицы, стиля мышления, принятого данным научным сообществом и включающего общие мировоззренческие и методологические представления, язык, ценности и символические обобщения.
Структура – совокупность устойчивых связей объекта, которые обеспечивают его оформленность.
Теория – достоверное, истинное знание, система логически связанных понятий о существенных связях и сторонах действительности.
Эксперимент - активное вмешательство субъекта в объективную реальность в целях познания, испытание явления в искусственных, контролируемых условиях.
Список рекомендуемой литературы:
1. Философия: учебник / В.А. Канке. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 291 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа https://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — https://znanium.com/catalog/product/872300
2.Философия: учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 432 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1007998
3. Философия: учебник / под ред. проф. А.Н. Чумакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2018. — 459 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-105820-6. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/9080223.
|
4. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. - М., 1997.
методические рекомендации
Интерес современной философии к науке и технике обусловлен, с одной стороны, превращением их в главный источник роста материального благосостояния общества, открывающий новые невиданные горизонты, а с другой, − осознанием негативных последствий этого влияния: научно-технический прогресс «ответственен» за экологическую проблему и отчасти за утрату духовности. Философские проблемы науки изучает раздел философии, именуемый эпистемологией.
От других форм познания и деятельности наука отличается спецификой целей, средств и конечных результатов. Предельно абстрактно место науки в системе знания определяют два философских подхода – сциентизм (сайентизм, симентизм) и антисциентизм. Сциентизм – мировоззренческая установка о приоритете науки перед другими формами знания. Практические результаты научно-технического прогресса – главный аргумент сторонников сциентизма. Антисциентизм считает решающей иррациональную составляющую человека: бессознательное, свободу и интуицию, которым подчинена упорядочивающая деятельность рассудка. Аргументов у его сторонников также достаточно, начиная с неудачи Платона в построении идеального государства с философами во главе. Как всегда, истина оказывается где-то посередине, но ее-то и труднее всего определить и достигнуть.
|
Становление науки в современном смысле слова,как системы теоретически обобщенных знаний, вида деятельности по их приобретению и особого социального института, начавшись еще в 3-м тыс. до н.э., завершилось в ХVII столетии. При ознакомлении с методами научного познания на эмпирическом и теоретическом уровнях науки (наблюдением, экспериментом, индукцией, дедукцией, моделированием, идеализацией…) следует обратить внимание на исходный материал и средства проверки научных знаний – научные факты. Для понимания их смысла уместно поразмышлять над двумя высказываниями: 1) «Факты не требуют доказательств и смеются над неверующими»; и 2) «Если факты не соответствуют теории – тем хуже для фактов».
На основании происшедших субъектных, объектных, мировоззренческих и методологических трансформаций в эволюции науки выделяют два этапа (периода) – классический и неклассический. Эпистемология особое внимание обращает на мировоззренческое их отличие – присутствие в неклассической науке значительной доли неопределенности и плюрализма. Основатель синергетики (с греч. сотрудничество) − теории развития сложных систем − нобелевской лауреат И. Пригожин образно представил классическую модель науки в виде маятника, оба конца которого соединены жестким стержнем, один конец жестко закреплен, а второй может совершать колебания с произвольной амплитудой. Если вывести такой маятник из состояния покоя, то можно предсказать его дальнейшее движение (траекторию, расстояние…). «Неклассический маятник» перевернутый: груз движется вверх. Достигнув верхней точки, груз упадет от малейшей вибрации, причем неизвестно куда: вправо, влево, вперед или назад. Вопреки закону классической физики – чем больше приложенная сила, тем ощутимее результат – в неклассическом подходе «мышь может сдвинуть гору».
Таким образом, в эпистемологии, как и в философии в целом, прослеживаются все те же две тенденции – центробежная, постмодернистская и центростремительная, неоклассическая (позитивизм…). Сторонники первой (П. Фейерабенд и др.), вдохновленные открытием парадигмальной структуры науки Т. Куном, И. Лакатосом, представляют движение науки некумулятивистски и анархистстки. Они обосновывают тезисы о несопоставимости методологий и неопределенности векторов научных изменений, заявляют о «равновесии» истинности различных видов познания, например, науки и религии, отрицают присущий ранее ученым и философам кумулятивизм – веру в преемственность, в постепенное накопление научных знаний по принципу субординации: каждый новый этап включает достижения предшествующих и добавляет к ним свои. Но ведь, действительно, без предшествующих знаний невозможны бы были последующие. Кроме того, нельзя признать одинаково равными претензии на истину религиозных и научных знаний хотя бы потому, что два этих вида знания (это вытекает из того же парадигмального подхода) пользуются разными средствами и имеют разные объекты исследования.
Завершить рассмотрение темы следует вопросом о философских проблемах техники и технологий, их взаимовлиянии, связи с наукой и с жизнью. Решение большинства из них видится в постепенном осознании обществом того факта, что техника должна быть дополнена гуманитарной составляющей – заботой о физическом и духовном здоровье, экологической безопасности и т.п. Не случайно, в некоторых странах появилась новая дисциплина, техноэтика. В США христианские заповеди включены в «Кодекс технолога», а в Германии новые технологии должны отвечать критерию роста общественного благосостояния.