Разностороннее и гармоничное развитие личности невозможно без развития ее телесного и психического здоровья, без установления соразмерных и стройных отношений личности с окружающей природой и социальной средой, а также с самой собой. Вот почему овладение школьниками ценностями и навыками здорового образа является одной из важных задач воспитания. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это не просто отсутствие болезни или физических дефектов, а состояние полного физического, психического и социального благополучия. В педагогической справочной литературе здоровье детей определяется каксостояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Здоровый образ жизни проявляется в отношении к своему здоровью и здоровью окружающих как ценности, в осознании своей ответственности за собственное здоровье и здоровье будущих поколений, в умении противостоять разрушительным для здоровья формам поведения, в сформированности умений и навыков сохранения, укрепления здоровья, навыков личной гигиены. Здоровый образ жизни как способ жизнедеятельности способствует эффективному выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Ценностное отношение к здоровому образу жизни, знание средств поддержания и совершенствования физической формы, потребность в разумной физической активности как основе умственного, нравственного, эстетического развития составляют сущность физической и валеологической культуры личности. Теоретической основой формирования здорового образа жизни является валеология – наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья, здоровом образе жизни. В соответствии с этим в содержание валеологического образования входят: знание правил личной гигиены, культуры питания, приемов организации своей жизнедеятельности с учетом биологических ритмов своего организма, знание средств стрессоустойчивости и физического самосовершенствования и т.д.
В педагогике выявлены условия формирования здорового образа жизни (см. схему 20). Основными направлениями работы общеобразовательных учреждений по сохранению, укреплению здоровья учащихся и формированию здорового образа жизни являются учебно-воспитательная, диагностическая, профилактическая, коррекционная работа(см. схему 21).
Схема 20
![]() |
Схема 21
Одно из традиционных направлений (средств) воспитательной работы школы по укреплению здоровья детей являются занятия физическими упражнениями. Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания. К ним относятся гимнастика, игры, туризм, спорт.
Различают гимнастику основную, гигиеническую, спортивную, художественную, производственную, лечебную. В соответствии с учебной программой по физической культуре учащиеся занимаются преимущественно основной гимнастикой (построения и перестроения общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами — мячами, палками, скакалками, флажками; лазание и перелезание, равновесие, ходьба, бег, прыжки, метание, элементарные акробатические упражнения).
В игре развиваются физические силы ребенка, сообразительность, находчивость, инициатива. Удовлетворяя естественную тягу детей и подростков к двигательной деятельности, игры вызывают коллективные переживания, радость совместных усилий, содействуют укреплению дружбы. В начальных классах школы в основном проводятся подвижные игры, в средних и старших — спортивные.
Туризм — это прогулки, экскурсии, походы и путешествия, организуемые для ознакомления учащихся с родным краем, природными, историческими и культурными памятниками нашей страны. В туристских мероприятиях школьники приобретают физическую закалку, выносливость, прикладные навыки ориентирования и передвижения в усложненной обстановке, опыт коллективной жизни и деятельности, руководства и подчинения, на практике усваивают нормы ответственного отношения к природной среде. Школьные туристские отряды участвуют в походах, соревнованиях, слетах. Во время походов проводится воспитательная работа по охране природы.
В совокупности средств формирования здорового образа жизни школьников особая роль принадлежит естественным силам природы (солнце, воздух, вода), а также гигиеническим факторам. В едином комплексе с физическими упражнениями они усиливают оздоровительное воздействие на учащихся. Валеологическое образование предполагает гигиеническое обеспечение физкультурных занятий, рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна, строгое соблюдение ряда санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к строительству, реконструкции, благоустройству и содержанию школьных зданий, спортивных залов, рекреационных и вспомогательных помещений (оптимальная площадь, световой и тепловой режим, регулярное проветривание, влажная уборка).
Школьникам, в свою очередь, необходимо выполнять некоторые нормы и правила, связанные с гигиеной быта и спортивных занятий (уход за телом, горячее питание и полноценный сон, наличие спортивной обуви и одежды).
Нормативной основой жизни и деятельностиучащихся является режим дня, который приводит затраты учебного, внеучебного и свободного времени в соответствие с гигиеническими нормами, определяет строгий распорядок и целесообразное чередование труда и отдыха. Тщательно составленный и систематически выполняемый режим дня помогает сохранить баланс между расходом и восстановлением затраченных сил, укрепляет здоровье, создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает аккуратность, точность, организованность, дисциплинированность, чувство времени, побуждает к самоконтролю.
Основными формами воспитания культуры здорового образа жизни в школе являются уроки физической культуры, гимнастика до занятий, физкультминутки, организованное проведение перемен, а также формы внеклассной воспитательной работы. В системе внеклассной воспитательной работы школы осуществляются: санитарно-гигиеническое просвещение (лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактика вредных привычек, тематические информационные стенды, выставки рисунков и плакатов, лекторские группы, дни и недели здоровья, конкурсы, праздники), формирование соответствующих умений и навыков (здорового питания, закаливания, самооздоровления); внутришкольные проекты по тематике здоровьесбережения; организация и проведение спортивно-массовых мероприятий, подвижных перемен для учащихся начальной школы; спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах спорта; использование естественных сил природы для укрепления здоровья учащихся.
31. Цель, задачи и содержание трудового воспитания и