Бухгалтерия ОАО «МПЗ» относится к административному зданию, которое удалено от производственных цехов, а значит и не граничит с помещениями, где уровень шума превышает нормируемые значения. Кабинет бухгалтерии имеет естественное и искусственное освещение и расположен на втором этаже.
Площадь кабинета составляет 18 м2, где работает три бухгалтера, что является нормой для данного количества рабочих мест с персональными компьютерами. Поверхность пола вполне ровная и удобная для влажной уборки.
Таким образом, можно сделать выводы, что требования к помещениям для эксплуатации ПЭВМ в бухгалтерии ОАО «МПЗ» соответствуют нормам.
Для улучшения климата помещения необходимо:
– использовать устройства для ионизации и увлажнения воздуха;
– применять модели мониторов, прошедшие проверку на безопасность;
– ежедневно проводить влажную уборку помещений и не реже 1 раза в смену удалять пыль с экранов при выключенном дисплее.
Рабочее помещение бухгалтерии ОАО «МПЗ» защищено от прямых солнечных лучей, так как расположено в северо-восточной части здания, а также предусмотрены солнцезащитные устройства: жалюзи, шторы и т.п.
При размещении рабочих мест с ПЭВМ должно учитываться расстояние между рабочими столами с мониторами (в направлении тыла поверхности одного монитора и экрана другого монитора), которое должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями мониторов – не менее 1,2 м.. При работе с компьютером экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов. Плоскость экрана должна быть перпендикулярна нормальной линии взгляда, сидеть желательно прямо перед экраном, а не сбоку, экран должен находиться примерно на 20 градусов ниже уровня глаз.
|
Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования. Высота рабочей поверхности стола должна регулироваться в пределах 680-800 мм.
Хорошо, если клавиатура не является жестко связанной с дисплейным устройством, что дает возможность изменять место ее расположения для принятия наиболее удобной рабочей позы. Наклон клавиатуры должен находиться в пределах 10-15 угловых градусов от горизонтали. Нежелательно работать на клавиатуре непрерывно более 30 минут.
Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статистического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Рабочий стол должен иметь свободное пространство для ног (рис. 1).
Рис. 1. Требования к мебели при работе с персональным компьютером.
Для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья работников на протяжении рабочей смены должны соблюдаться режимы труда и отдыха (регламентированные перерывы). Время перерывов в течение рабочей смены следует устанавливать в зависимости от ее продолжительности, вида и категории трудовой деятельности (таблица 3).
Таблица 3
Время регламентных перерывов в зависимости от продолжительности рабочей смены, вида и категории трудовой деятельности с ПЭВМ
|
Категория работы с ВДТ и ПЭВМ | Уровень нагрузки за рабочую смену при видах работ с ВДТ | Суммарное время регламентированных перерывов, мин | |||
группа А, кол. знаков | группа Б, кол. знаков | группа В, час | при 8 - ми часовой смене | при 12 - ти часовой смене | |
I | до 20000 | до 15000 | до 2,0 | ||
II | до 40000 | до 30000 | до 4,0 | ||
III | до 60000 | до 60000 | до 6,0 |
Труд работников бухгалтерии относится к I категории при 8-ми часовой рабочей смене, а уровень нагрузки в зависимости от объема работ, может меняться: группа А, количество знаков до 20000 – работа по считыванию информации с экрана ПЭВМ с предварительным запросом – при формировании или получении текущих и сводных отчетов; группа Б, количество знаков до 15000 – работа по вводу информации – при вводе первичных документов; группа В, до 2 часов – творческая работа в режиме диалога с ПЭВМ.
Таким образом, для работников бухгалтерии ОАО «МПЗ» рекомендуется проводить перерывы через 2 часа от начала рабочей смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый.
Из вышеизложенного следует, что для высокой работоспособности и получения эффективной отдачи от труда работников, с наименьшим ущербом для их состоянию здоровья, необходимо: правильно, в соответствии с научно разработанными нормативами, организовать рабочие места; поддерживать микроклимат и аэроионный состав воздуха рабочей зоны; следить за соблюдением режима труда и отдыха. Знание и соблюдение этих требований позволяет исключить или минимизировать неблагоприятное воздействие производственной среды и трудового процесса, обеспечить сохранение здоровья работников.
Литература
1. Самойлов В.А, Охрана труда на промышленных предприятия – 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Вышэйшая школа, 2007.
2. Баканов М.И. Охрана руда и экологическая безопасность. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 284 с.
3. Нормативы по охране труда на предприятии МПЗ за 2008-20010 года.